Мартин Хайдеггер: вопрос о технике
Хосе Ортега-и-Гассет
Это первый профессиональный философ обратившийся к проблематике философии техники. По мнению Ортеги техника имманентна всякому человеческому началу. Техника – известный вид человеческого проектирования. Современная техника есть видимое воплощение технологии.
В наше время, считает Ортега, человек обладает техникой в существенном смысле этого термина, т.е. технологией, и лишь затем – техникой в смысле технических устройств.
Усовершенствование научной техники ведет к уникальной современной проблеме: отмиранию и иссяканию способности человека воображать и желать – этого первичного и врожденного качества, ставящего на первое место объяснение того, как создаются человеческие идеалы.
Техника, сущностью которой является само бытие никогда не может позволить человеку преодолеть ее. Это, в конечном счете, по мнению Хайдеггера, означает что именно человек явл. хозяином бытия. Для Хайдеггера техника является одной из форм истины и – потому – так же средством раскрытия бытия, при этом техника как бы скрывает эту сущность.
|
|
Основа – различие между понятиями «технические операции» и «феномен техники». Технических операций много, и они ограничены различными контекстами, а феномен техники или Техники с большой буквы одна и уникальна, состоит в чисто современном способе производства артефактов.
Эллюль формулирует этику отказа от власти. Сформулированная Эллюлем этика отказа от власти техники не только стремится устанавливать границы; она ставит своей целью также избавление от этой власти и тем самым вводит новые формы напряжения и конфликтов в технический мир. Эта этика стремится повернуть современную практику трансгрессии — попыток преступать законы (употребление наркотиков, нарушение сексуальных запретов и т.д.) — против такого понимания феномена техники, которое как раз делает допустимым и возможным современные виды трансгрессии. Эта этика призывает не включать телевизоры, водить машины с меньшей скоростью, отказаться от чрезмерного потребительства, от загрязнения окружающей среды — одним словом все, что может привести к созданию новых способов говорить и слушать друг друга, строить дома и жить в них, мыслить, что, в свою очередь, может не только способствовать свободе ставить вопросы, но привести к появлению некой транс-технической веры.
Различные с момента своего возникновения технические и гуманитарные подходы к философии техники с неизбежностью вступают в противоречие друг с другом. Философия техники уделяет особое внимание анализу природы самой техники — ее концепций, методологических процедур, когнитивных структур и объективных проявлений. Вследствие этого она приступает к объяснению мира преимущественно в технических терминах. И поэтому не без основания можно говорить о росте или расширении технического сознания.
|
|
Гуманитарный подход или то, что называют также и герменевтической философией техники, стремится, напротив, раскрыть значение техники — ее связи с транстехническим: с искусством и литературой, этикой и политикой, а также с религией. Таким образом, эти подходы стремятся сделать знание о нетехническом более прочным. Само слово "герменевтика" появилось в этом контексте благодаря той главной роли, которую интерпретация, как не регулируемая правилами, интуитивная и словесно не выражаемая деятельность, играет во всех гуманитарных науках. Герменевтика может быть описана скорее как попытка достичь разумного понимания, а не стремление дать логическое объяснение. Существование гуманитарной философии техники ограничено хрупкими рамками жизненного мира, что отличает ее от доминирующего присутствия, столь характерного для существования утилитарных артефактов и практики логических манипуляций.
В то же время гуманитарная философия техники подходит к человеку именно как к проблеме, причем наиболее фундаментальной, которая в принципе никогда не может быть решена.
Однако в настоящий момент все разговоры о гуманитарной философии техники, несомненно, вызывают иронию, потому, что данный подход слишком часто отвергает изучение нового языка техники. Создается впечатление, что он просто игнорирует, не принимает во внимание этот аспект человеческого бытия. Но это. конечно, делается только в целях самозащиты. Техническая философия техники часто критикует гуманитарную философию техники за то, что она является слишком спекулятивной или что она имеет слишком узкую эмпирическую базу. Ее сторонники не понимают сами, о чем они говорят, — заявляет инженер. Мыслитель-гуманитарий, испытывая, несомненно, некоторое неудобство, отвечает, что общее знакомство с техникой на уровне здравого рассудка — достаточно солидный базис для понимания ее значения, а если начать вникать во все детали техники и в различные технические процессы, то изучение действительных связей техники с другими аспектами человеческого бытия окажется в тени, отойдет на второй план.
И так, философия техники в современном ее состоянии не представляет собой четко определенной области анализа. Напротив, ученые, работающие в данной области анализа, часто демонстрируют резко различные цели и методы, а дискуссии, обычно относимые к сфере Ф. Т., охватывают множество разнородных проблем, большинство из которых традиционно рассматриваются философией.
Техника и человек неразделимы. Способность человека делать орудия и сделала его человеком. Поэтому история и философия не могут обойти вопроса о сущности техники, а в современном обществе техника по праву занимает одно из ведущих мест……… Долгое время само сочетание слов философия и техника казалось противоестественным, потому, что первое – это чисто теория, а второе – практика. Однако сегодня уже всем ясно, что без теоретических исследований невозможно было бы и столь бурное развитие техники в нашем веке, а без философского и социологического осмысления феномена техники современные философские исследования были бы неполными.