В России преобразование системы управления финансами осуществлялось в период создания в 1802 г. манифестом Александра I (1777-1825 гг.) Министерства финансов, в состав которого вошло Государственное казначейство, ведающее расходами на правах департамента и управления по доходам. В этот период программа финансовых преобразований связана с именем выдающегося государственного деятеля М.М. Сперанского (1772-1839 гг.). Программа предлагала проведение ряда неотложных мер по упорядочению доходов и расходов. До сих пор не потеряли актуальности основные правила расходования государственных средств, предложенные М.М. Сперанским, – о том, что расходы должны соответствовать доходам, поэтому никакой новый расход не может быть назначен, пока не найден соразмерный ему источник дохода.
Через некоторое время в России издается крупный труд в области налогообложения "Опыт теории налогов" Николая Тургенева (1818 г.). Им сделан вывод, ставший классическим, что налоги проистекают из трех источников дохода, а именно: из дохода от земли; из дохода от капиталов; из доходов от работы. Н. Тургенев обосновал новый принцип, дополнивший основополагающие принципы А. Смита тем, что налоги необходимо взимать с дохода, и притом с чистого дохода.
На протяжении XIX в. главным источником доходов оставались прямые и косвенные налоги. Основным прямым налогом была подушная подать. Начиная с 1863 г. с мещан вместо подушной подати стали взимать налог с городских строений.
Второе место среди прямых налогов занимал оброк. Это была плата казенных крестьян за пользование землей. Ставка оброка дифференцировалась по классам губерний.
Наряду с основными ставками по прямым налогам вводились надбавки целевого значения: надбавки на строительство государственных больших дорог, на устройство водных сообщений.
Кроме государственных прямых налогов функционировали и земские (местные) сборы: сборы с земли, фабрик, заводов, торговых заведений.
В восьмидесятых годах XIX в. наряду с общей отменой подушной подати стало внедряться подоходное налогообложение. Был установлен налог на доходы с ценных бумаг, затем государственный квартирный налог. Взимались сборы с пассажиров железных дорог, пароходств, железнодорожных грузов, перевозимых большой скоростью, сборы в морских портах. Действовали пошлины с имущества, переходящего по наследству или по актам дарения. В зависимости от степени родства они имели ставку от 1 до 6% от стоимости имущества. Существовали паспортные сборы, в том числе с заграничных паспортов, облагались налогом полисы по страхованию от пожара.
Среди косвенных налогов в прошлом веке крупные доходы давали акцизы на табак, сахар, керосин, соль, спички, дрожжи, осветительные нефтяные масла и др. Значительны были поступленияналогов от производства и торговли алкогольными напитками. Система акцизов, как и таможенные пошлины, имела не только фискальный характер. Она обеспечивала государственную поддержку отечественным предприятиям, защищала их в конкурентной борьбе с иностранцами.
Истории известны налоги, которые выполняли, в основном, регулирующую функцию. Например, в конце XIX в. введение налога на жидкое топливо должно было оживить рынок угля, который находился в упадке.
В 1898 г. было утверждено Положение о государственном промысловом налоге, который просуществовал вплоть до революции 1917 г. Основной промысловый налог состоял из налога с торговых заведений и складских помещений, налога с промышленных предприятий и налога со свидетельств на ярмарочную торговлю.Ставки промыслового налога были фиксированными и дифференцировались по губерниям России. Акционерные общества платили дополнительный промысловый налог с капитала и процентного сбора с прибыли. Ставки налога стимулировали промышленников России к получению максимальной прибыли.
Если говорить о государстве в целом, то его финансовое положение перед началом первой мировой войны было довольно устойчивым. Наиболее крупной статьей в доходной части бюджета был доход от казенной винной монополии, были велики доходы от железной дороги, лесной доход. Налоги планировались по трем подразделениям: прямые налоги, косвенные налоги и пошлина. Среди прямых общегосударственных налогов выделялся промысловый налог, затем поземельный, имущественный налог и подати.
Из косвенных налогов почти половину составляли таможенные сборы, акцизы на сахар, табачные изделия и спички.
Исполнение бюджета 1914 г. было прервано первой мировой войной. Произошел Великий экономический спад: выросла бумажно-денежная эмиссия, росли внутренние и внешние займы, покупательная способность рубля резко упала, поглощаемая инфляцией, уменьшился золотой запас России, возрос выпуск обесцененных бумажных денег.
Очередной спад во всей финансовой системе России наступил после октября 1917 г., когда основным источником доходов бюджета стала эмиссия денег, а местные органы существовали за счет контрибуций. В период Гражданской войны 1918-1920 гг. был введен единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог. В 1921 году в связи с высокими темпами инфляции и обесцениванием денег вводились натуральные налоги и повинности.
Определенный этап в укреплении и налаживании финансовой системы страны наступил после провозглашения новой экономической политики (НЭП), когда были сняты запреты на торговлю, на местный кустарный промысел, появились иностранные концессии, была разработана система налогов, займов, кредитных операций, приняты меры по укреплению денежной единицы.
Финансовая система НЭПа имела много специфических особенностей, но, тем не менее, она отталкивалась от налоговой системы дореволюционной России и воспроизводила ряд ее черт.
В 1923-1925 гг. существовали следующие виды налогов:
1. Прямые налоги. К ним относились сельскохозяйственный, промысловый, подоходно-имущественный, рентные налоги, гербовый сбор и розничные пошлины.
2. Косвенные налоги: акцизы и таможенное обложение. Акцизы были установлены на продажу чая, кофе, сахара, соли, алкогольных напитков, табачных изделий, спичек, нефтепродуктов, текстильных изделий и некоторых других потребительских товаров.
В системе прямых налогов самым значительным был промысловый налог, которым облагались торговые и промышленные предприятия, а также единичные ремесла и промысловые занятия. В состав промыслового налога входили уравнительный сбор и патентный налог. Уравнительный сбор представлял собой налог на оборот, позволяющий улавливать и аккумулировать в бюджете излишки доходов. Патентный налог определялся стоимостью патента, которая варьировалась по разрядам в зависимости от вида занятий и географического положения региона.
Уравнительный сбор представлял собой налог с оборота. В общемировой практике налог с оборота в конечном счете превратился в налог на добавленную стоимость. В экономике России, наоборот, он менялся в сторону сближения налога с оборота с акцизами с определением фиксированной надбавки к цене товара в пользу госбюджета.
Другим важнейшим прямым налогом был подоходно-поимущественный. Им облагались как физические, так и юридические лица: акционерные общества, товарищества и т.п. Поимущественное обложение представляло собой прежде всего налог на капитал. Государственные предприятия были освобождены от поимущественного обложения, но платили подоходный налог. Поимущественное обложение прогрессивно возрастало по мере увеличения размера имущества. Очевидным недостатком являлось то, что через поимущественное обложение происходило удвоение, утроение обложения и этот налоговый гнет приводил к быстрой наживе и спекуляции, препятствовал рациональной концентрации капитала.
В дальнейшем финансовая система Советского Союза развивалась в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов она перешла к внеэкономическим методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет страны. Полная централизация денежных средств и отсутствие какой-либо самостоятельности предприятий в решении финансовых вопросов лишали хозяйственных руководителей всякой инициативы и постепенно подводили страну к финансовому кризису, который разразился на рубеже 80-90-х годов. Его возникновению способствовал ряд объективных и субъективных факторов.