Предмет, функции, цели и система финансового менеджмента

«Financial management» дословно переводится «управление финансами». Слово «менеджмент» означает управление, а слово «финансовый» показывает объект управления, соответственно объектом управления и являются финансы.

Однако управление финансами является более масштабным и широким понятием, чем финансовый менеджмент. Управление финансами присуще любой экономической системе, в том числе и плановой экономике. А финансовый менеджмент можно рассматривать только по отношению к коммерческой организации, функционирующей на рыночных принципах.

Определений финансового менеджмента в учебной литературе, монографиях и публикациях представлено достаточно много. Приведем некоторые из них:

1) Финансовый менеджмент представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия и организацией оборота его денежных средств.

2) Финансовый менеджмент – это наука, изучающая движение денежных потоков, последовательность протекания финансовых процессов, взаимообусловленность объективных экономических и финансовых отношений, определение возможности воздействовать на эти процессы.

3) Финансовый менеджмент – это управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе движения финансовых ресурсов; это процесс выработки цели управления финансами и осуществление воздействия на финансы с помощью методов и рычагов финансового механизма.

4) Финансовый менеджмент – это управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих у хозяйствующих субъектов в процессе движения финансовых средств.

5) Финансовый менеджмент – это комплекс решений и действий, которые внутри определенной организации и в соответствии с заданными целями содействуют регулированию ее финансовых потоков.

6) Финансовый менеджмент – это наука управления финансами предприятия, направленная на достижение его стратегических и тактических целей.

7) Финансовый менеджмент – это вид профессиональной деятельности и процесс разработки и реализации управленческих решений по формированию, распределению и эффективному использованию финансовых ресурсов организации с целью повышения ее рыночной стоимости.

В процессе развития финансового менеджмента можно выделить несколько этапов:

I этап – 1890-1950-е гг. – это этап становления финансового менеджмента, в течение которого происходило следующее:

- разработка основных направлений финансового анализа предприятия;

- разработка индикаторов финансового рынка;

- определение путей вывода предприятия из кризиса;

- формирование правил и норм поведения хозяйствующих субъектов на финансовых рынках.

II этап – 1950-1960-е гг.:

- создание теоретических основ применения дисконтных методов для оценки эффективности инвестиционных проектов;

- создание моделей финансовых инвестиций и формирования портфеля ценных бумаг;

- разработка теории структуры капитала и цены источников финансирования;

- обоснование типовых моделей управления оборотным капиталом, направленных на рациональное использование денежных ресурсов, материальных запасов и средств в расчетах.

III этап – 1960-1970-е гг.:

- разработка и применение методов анализа имущества (активов) предприятия;

- разработка методов оценки ценных бумаг.

IV этап – 1970-1980-е гг.:

- привлечение новых инструментов фондового рынка – опционов, фьючерсов и их использование при выборе и реализации инвестиционных проектов;

V – этап – с 1980 года по н.в.:

- разрабатываются новые методики и формы финансирования, кредитования хозяйствующих субъектов, аккумулирования капитала и его расходования;

- развитие страхования финансовых рисков;

- переход к управлению финансами, основанному на оценке стоимости (стоимости капитала, стоимости предприятия).

В России финансовый менеджмент стал актуальным только при переходе к рыночной экономике (с 90-х годов XX века). Выделяют несколько факторов, которые повлияли на развитие финансового менеджмента в России.

Факторы развития финансового менеджмента в России:

- развитие процессов интеграции и глобализации во всем мире;

- изменение отношений собственности (разгосударствление предприятий и организаций, акционирование и приватизация);

- изменение конъюнктуры рынка – развитие рыночных отношений, переход к относительному балансу предложения и платежеспособного спроса;

- изменение организационно-правовых форм предприятий (в соответствии с изменениями отношений собственности и рынка);

- формирование финансового, фондового рынка, изменение кредитных, инвестиционных, страховых организаций;

- повышение степени неопределенности развития политических и экономических тенденций.

Объектом финансового менеджмента является финансовая деятельность хозяйствующего субъекта, то есть действия по привлечению источников финансирования, их мобилизации, распределению, маневрированию ими для достижения положительных конечных результатов. Основной задачей такой финансовой деятельности является обеспечение непрерывности функционирования хозяйствующего субъекта. При этом финансовые решения не только регулируют движение денежных средств, но и одновременно оценивают и активно воздействуют на формирование и использование материальных и трудовых ресурсов каждой сделки исходя из финансовой выгоды.

Субъектом финансового менеджмента является совокупность отдельных людей и служб, которые, подготавливая и реализуя финансовые решения, осуществляют управление финансовой деятельностью.

Финансовый менеджмент также необходимо рассматривать в качестве системы, имеющей свои закономерности и особенности, а также как подсистему в системе управления предприятием.

Систему финансового менеджмента можно представить в виде следующей схемы:

Внешняя поддержка финансовой деятельности: Кредитование Лизинг Страхование
Финансовые инструменты Платежные инструменты Кредитные инструменты Депозитные инструменты Инструменты инвестирования
Финансовые рычаги Процент Цена Прибыль Денежный поток Пени Штрафы
Обратная связь
Управляющее воздействие
Управляемая подсистема (объект финансового менеджмента) Финансовая деятельность по управлению активами, капиталом, денежными потоками, инвестициями, финансовыми рисками
Регулирование финансовой деятельности: Государственное нормативно-правовое регулирование Рыночное регулирование
Управляющая подсистема (субъект финансового менеджмента): Собственник предприятия Финансовая служба предприятия Функции: Разработка финансовых планов Формирование финансовой службы предприятия Разработка системы мотивации Обеспечение контроля за реализацией решений Методы: Балансовый Технико-экономические расчеты Экономико-математические Экономико-статистические Методы хеджирования Экспертные методы и др.

В тоже время финансовый менеджмент необходимо рассматривать как систему следующих взаимосвязанных элементов: организационная структура, кадры, методы, инструментарий, информационное обеспечение, технические средства.

Финансовый менеджмент сегодня основан на концепции управления стоимостью и требует оценки влияния любых решений на результирующий показатель – рыночную стоимость компании (бизнеса). Именно поэтому главной целью финансового менеджмента является увеличение стоимости бизнеса.

Главной целью финансового менеджмента является обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем и перспективном периоде, что выражается, прежде всего, в росте стоимости предприятия (бизнеса).

Другие цели предприятия, по сути, подчинены этой главной цели. Поэтому схему целей предприятия в упрощенном виде можно представить в следующем виде:

       
   
 
 


Стоимость предприятия (бизнеса) рассматривается в настоящее время как важнейшая стратегическая цель предприятия. Многие финансовые аналитики едины во мнении, что главная цель менеджеров – принимать такие решения в области производственной, финансовой и инвестиционной деятельности, которые со временем приведут к росту стоимости акционерного капитала.

В свою очередь, рыночная стоимость – это денежная сумма, за которую имущество должно переходить из рук в руки на дату оценки между добровольным покупателем и добровольным продавцом в результате коммерческой сделки, при этом полагается, что каждая сторона действовала компетентно, расчетливо и без принуждения.

Определение рыночной стоимости предприятия основано на принципе наиболее эффективного использования, которое в соответствии с международными стандартами определяется как наиболее вероятное использование имущества, являющееся физически возможным, разумно оправданным, юридически законным и финансово осуществимым, и в результате которого стоимость оцениваемого имущества будет максимальной.

Концепция управления стоимостью бизнеса (value based management –VBM) стала применяться с середины 80-х годов XX века в США. В 90-х годах этот метод пришел в Европу и Азию. И в 2000-х крупные российские компании, которые желали соответствовать требованиям иностранного инвестора, также стали заниматься управлением стоимостью компании.

Основные причины перехода к концепции управления стоимостью компании представлены на следующей схеме:


Управление стоимостью компании реализуется в разработке системы мероприятий, с помощью которых менеджмент воздействует на факторы стоимости компании с целью ее увеличения. (По сути, такое управление представляет собой непрерывную реорганизацию, направленную на достижение максимальной стоимости).

Фактор создания стоимости – это характеристика деятельности, от которой зависит результативность функционирования компании. (Например, в гостиничном бизнесе такими факторами будут: уровень загрузки гостиницы, коэффициент привлечения новых клиентов).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: