Особенности финансового менеджмента на предприятиях туризма и в гостиничном бизнесе

Оценка стоимости закрепляется законодательно.

В частности, принят Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", а также принято Постановление Правительства РФ от 1 февраля 2007 г. N 60 "О порядке опубликования федеральных стандартов оценки" и Постановление Правительства РФ от 28 марта 2012 г. N 260
"О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2007 г. N 60".

Приказами Министерства экономического развития утверждены следующие федеральные стандарты оценки:

Стандарт Нормативный акт, утвердивший стандарт
Федеральный стандарт оценки (ФСО) N 1 Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 20 июля 2007 г. N 256
ФСО N 2 Цель оценки и виды стоимости Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 20 июля 2007 г. N 255
ФСО N 3 Требования к отчету об оценке Приказ Министерства экономического развития и торговли РФ от 20 июля 2007 г. N 254
ФСО N 4 Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости Приказ Министерства экономического развития РФ от 22 октября 2010 г. N 508
ФСО N 5 Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения Приказ Министерства экономического развития РФ от 4 июля 2011 г. N 328
ФСО N 6 Требования к уровню знаний эксперта саморегулируемой организации оценщиков Приказ Министерства экономического развития РФ от 7 ноября 2011 г. N 628

Подходы к оценке рыночной стоимости компании (бизнеса):

- доходный – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от использования объекта оценки;

- сравнительный – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с объектами – аналогами, в отношении которых имеется информация о ценах;

-затратный – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для воспроизводства либо замещения объекта оценки с учетом износа. Затратами на воспроизводство объекта оценки являются затраты, необходимые для создания точной копии объекта оценки с использованием применявшихся при создании объекта материалов и технологий. Затратами на замещение являются затраты, необходимые для создания аналогичного объекта с использованием материалов и технологий, применявшихся на дату оценки.

Рассмотрим особенности туристического бизнеса, которые оказывают влияние на управление финансами предприятия, являющегося туроператором.

Во-первых, на финансовую деятельность и финансовый менеджмент влияют непосредственно взаимоотношения туроператора с:

- зарубежными поставщиками услуг размещения;

- поставщиками транспортных услуг;

- поставщиками страховых услуг;

- консульствами иностранных государств;

- покупателями турпродукта (турагенствами).

Во взаимоотношениях с зарубежными поставщиками услуг размещения следует учитывать, что они предоставляют основные услуги для туроператора, такие как проживание, питание, внутренние перелеты и другие услуги туристам на территории иностранного государства. Платежи за такие услуги осуществляются или в национальной валюте поставщика, или в одной из свободно конвертируемых валют (доллары, евро). Это создает сложности при расчете влияния темпов инфляции и колебаний кросс-курсов задействованных валют на экономику предприятия.

Существенное влияние оказывает и способ выкупа мест проживания. Предоставленные в гостинице места могут выкупаться туроператором либо по факту бронирования, когда место заказывается под конкретного туриста, либо заранее, независимо от того, будут ли они реально заполнены в дальнейшем.

Обычно покупка гарантированных мест представляет собой выкуп определенного числа мест или комнат в конкретных отелях на продолжительный период (несколько месяцев или сезон). Платежи за гарантированные места производятся, как правило, в виде нескольких траншей в течение сезона, причем на каждый момент времени объем транша значительно превышает стоимость фактически предоставленных к этому моменту мест. Преимущества закупки гарантированных мест по сравнению с закупкой по факту бронирования – это более низкая стоимость и обеспечение за собой определенного объема мест в дефицитный, высокий сезон. А недостаток в том, что возникает риск неполной реализации выкупленных мест. Поэтому для туроператора, как с экономический, так и с финансовой точки зрения, является очень важным правильно определить оптимальный объем гарантированных мест и изыскать соответствующие финансовые ресурсы на их оплату.

Финансовые отношения между туроператором и поставщиком транспортных услуг могут выстраиваться следующим образом:

- туроператор сам арендует транспортное средство у компании-собственника;

- туроператору предоставляются гарантированные объемы мест на транспортных средствах поставщика транспортных услуг;

- туроператор закупает места через свободную продажу.

В первом и втором случае места туристам гарантированы, стоимость ниже, но также существует риск неполной реализации этих мест туристам. В третьем случае места закупаются для конкретных туристов по действующим рыночным ценам. Оплата производится по договору, в соответствие с которым, как правило, предусматривается полная предоплата не позднее, чем за 1-2 недели до выезда.

С поставщиками страховых услуг и консульствами иностранных государств отношения туроператора выстраиваются под каждого конкретного туриста. Оплата страховых услуг осуществляется в соответствии с договором, а оплата визы и консульских сборов в соответствие с требованиями посольства и при полной предоплате.

Финансовые отношения туроператора с турагентствами (покупателями турпродукта) имеют следующие особенности. Оплата производится агентством по факту бронирования и официального подтверждения туроператором его обязательства обеспечить весь спектр услуг, входящих в заказываемый агентством турпакет. Сроки оплаты устанавливаются также договором. Расчеты между агентством и туроператором осуществляются одним из следующих двух способов:

- агентство выплачивает туроператору полную стоимость тура, а туроператор в оговоренные договором сроки возвращает агентству его комиссию;

- агентство выплачивает туроператору стоимость тура за вычетом комиссии (этот вариант более удобен для обеих сторон).

Во-вторых, особенность финансового менеджмента на предприятиях туризма связана с особенностями структуры активов. В структуре активов туроператоров, как правило, очень низкая доля внеоборотных активов и высокая доля оборотных активов. Такая структура активов должна учитываться и при управлении денежными потоками, и при управлении дебиторской и кредиторской задолженностью, и при финансовом планировании, и при проведении финансового анализа.

В-третьих, туристический бизнес характеризуется тем, что ему присущи определенные риски, которые сказываются на деятельности предприятий туризма в большей степени, чем на деятельности предприятий других отраслей. В частности, в сфере туризма выделяют следующие риски, которые требуется учитывать при управлении финансами:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: