double arrow
Развитие и укрепление начал конституционной монархии с народным представительством, основанном на общем избирательном праве

Сохранение единства и нераздельности Российского Государства

6.2.

Г.

6.1.

ПРОГРАММЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ НАЧАЛА ХХ века (извлечения)

//Публикуется по: Программы политических партий России. Конец XIX- начало XX вв. – М.: Российская политическая энциклопедия, 1995. – С. 44-50, 139-146, 326-333, 341-349, 440-445.

Основоположения «Союза русского народа»

1. Союз русского народа исповедует, что Русское государство связано неразрывно и жизненно с Православной Церковью и поэтому
она, единая истинная, апостольская и отеческая Христова Церковь,
должна иметь и сохранить в России свое исконное господствующее
положение. Ей должна принадлежать полная свобода канонического
самоуправления и жизни с Московским Патриархом во главе и только
ей одной должно принадлежать право и свобода проповедования всем
народам, населяющим Русское государство. Инославным и иноверным исповеданиям предоставляется полная свобода отправления их обрядов и религиозной жизни, но пропаганда этих исповеданий безусловно воспрещается во всей Империи. Голос Православной Церкви должен быть правоспособной и дееспособной церковно-гражданской общиной и устройство такого прихода должно быть по­ложено в основание дальнейшего церковного и государственного строения и служить связующим их звеном, признанным Государственной Властью.

2. Союз русского народа считает, что Царское самодержавие не
было отменено Манифестом 17 октября 1905 г. и незыблемо сущест­вует на Руси и что Государственная Дума не призвана и не может изменить что-либо в основных законах нашей Империи, а тем более Государственная Дума ни в коем случае не может ограничить Самодержавную Власть нашего Царя, так как Царское Самодержавие не может быть иным, как неограниченным и поэтому оно должно сохраняться в полной неприкосновенности и неограниченности, как
залог внешнего Государственного могущества и внутреннего Государственного единства России, законности и порядка в ней, а еще более - как залог исполнения Россией ее всемирно-христианского призвания: посильного водворения царства Божия на земле, царства веры, любви, добра и справедливости.




3. Союз русского народа молитвенно желает и верноподданнически
исповедует, что Царское Самодержавие должно находиться и основываться на постоянном церковном и земско-государственном едине­нии и общении Царя с народом.



4. От времени святого Равноапостольского Князя Владимира русское государство управляется неизменно Православным Царем, которого Православная Церковь русская венчает и миропомазует на Царство, вручая ему скипетр и державу. Поэтому Самодержавие Русского Царя всегда должно быть Православным и находится в постоянном нравственном и церковном единении и общении со своим православным народом через святую веру Христову, богослужения и таинства, через всероссийского Патриарха и Церковный Собор; точ­но в таком же церковном единении с народом должно быть и Царское Правительство и поэтому оно должно быть непременно православным и коренным русским.

5. Также от времени святого Равноапостольского Князя Влади­мира до императора Петра I, русское государство строилось под непосредственным воспитанием и руководством Православной Церкви, и управлялось на соборном земско-государственном начале, т.е. русские Государи и Самодержавные Цари, сохраняя в полной неприкосновенности свои Верховные права и Самодержавную власть, строили Русское Государство и управляли им в постоянном земско-государственном общении со своим народом. Это общение выражалось и осуществлялось через Княжеские Дружины, Народные Веча, земщину, Боярскую Думу и, по временам через
земские Соборы, причем неизменно сохранялось священное и
непреложное право каждого подданного обращаться в крайних случаях его жизни к своему Самодержавному Царю непосредственно. Петр I, отвергнув каноническое устройство Святой Православной Церкви и, в противность Божественному Учению, поставив себя Ее главою и крайним судьею, нарушил соборность и нравственно-церковное единение и общение Царя с православным народом; а вместе с тем, по примеру иноверных государств западной Европы, нарушил и выросшую из православно-церковной соборности со­борность земско-государственного строения и управления Русского Царства; вследствие чего русские государи, начиная с Петра 1, хотя и продолжали именовать себя самодержавными, но это самодержавие было уже не православно-русским, а весьма близким к западноевропейскому абсолютизму, основанному не на нравственно-церковном и земско-государственном единении и общении Царя с народом, а на праве сильного и на личном свойстве каждого государя. Законом 6 августа 1905 г. об учреждении Государственной Думы и Рескриптом 27 декабря того же года о созвании Церковного Собора Государь Император Николай II Александрович положил начало восстановлению этой порванной непосредственной связи между Царем и народом, и задача союза русского народа заключается в содействии осуществлению этой воли Государя, в течение двухсот лет терпеливо и самоотверженно жданной православным русским народом.

6. Союз русского народа признает, что современный чиновничий
строй, осуществляемый в громаднейшем большинстве случаев без­божными, нечестивными «недоучками и переучками», заслонил светлый образ Царя от народа, воровским образом присвоил себе часть прав, составляющих исконную неотъемлемую принадлежность Самодержавной Власти и через это привел Отечество наше к страшно тяжелым бедствиям, а поэтому этот чиновничий строй подлежит коренному изменению, но при этом Союз безусловно и клятвенно установляет, что изменение этого ныне действующего строя должно
совершаться отнюдь не проведением в основные наши законы и
жизнь ограничительных начал Царского Самодержавия в виде каких бы то ни было конституций, или парламентских и учредительных собраний, а лишь путем восстановления исконной русской православной земско-государственной соборности, в виде Земского Собора или Государственной Думы из православных излюбленных коренных русских людей, выбранных всенародно посословно или по приходам, благочиниям, волостям, уездам и губерниям, как будет удобнее каждому сословию.

Все инославные и нехристианские народности являются на Зем­ский Собор или в Государственную Думу только на правах челобит­чиков.

7. Союз русского народа считает непременным условием, чтобы
Высочайшие манифесты 17 апреля и 17 октября 1905 г. были согла­сованы с основными законами и не были толкуемы никоим образом во вред Православной Церкви, Царскому Самодержавию и Русской Народности, дабы в руках врагов не служить против них орудием.

8. Союз русского народа исповедует, что русская народность, как
собирательница земли Русской и устроительница Русского государства, есть народность державная, господствующая и первенству­ющая и что только ей одной под Верховной властью своего неограниченного Самодержавного Русского Царя принадлежит право государственного строения и управления, причем исконные русские сословия должны сохранить свои права.

9. Союз считает вполне справедливым и необходимым предоста­вить русской народности: 1) исключительное право участия в зем­ском Соборе или в Государственной Думе; 2) исключительное право на службу государственную, железнодорожную, речного и морского плавания и учительскую в правительственных школах - по всей Империи; 3) исключительное право на земскую и городскую службу, как выборную, так и наемную - в коренных русских областях; 4) исключительное право быть присяжными заседателями и сослов­ными представителями в судебных установлениях - в коренных русских областях; 5) исключительное право на приобретение и на аренду казенных, удельных, церковных и монастырских земель и на разработку их природных богатств, а также на рыбную и звериную ловлю на них - по всей Империи; 6) исключительное право на приобретение и на аренду частновладельческих земель и на разработку их природных богатств, а также на рыбную и звериную на них ловлю - в коренных русских областях; 7) исключительное право на заселение свободных земель по всей России; 8) преимуще­ственное право на приобретение и на аренду городской земельной собственности - по всей России; 9) преимущественное право на заня­тие всеми видами промышленности и торговли - по всей России, 10) преимущественное право на разработку природных богатств частно­владельческих земель на окраинах; 11) преимущественное право на ловлю морских животных и рыб в водах, принадлежащих России.

10. Союз русского народа считает, что крестьянские земли могут
быть продаваемы только сельским обществом или уступаемы в обмен
только русско-подданным христианских вероисповеданий и что
продажа и сдача в аренду недвижимой собственности так называемым анонимным, т.е. безымянным товариществам должно быть безусловно воспрещено по всей России.

11. Союз русского народа объявляет, что Русский язык есть Государственный язык, обязательный для всех подданных Российской Империи и что поэтому все правительственные, земские и городские учреждения должны употреблять исключительно Русский язык.

12. Союз русского народа признает, что просвещение России дол­жно расти и крепнуть безусловно на тех же началах, на коих выросло Русское Государство, и что поэтому, Государственная школа всех видов и степеней, не посягая на национальные и религиозные особен­ности нерусских племен, должна быть Русской школой. В этих видах Союз считает безусловно необходимым, чтобы следующие положе­ния были приняты за правило: а) русские низшие начальные школы, сельские и городские, должны находиться исключительно в ведении
церковно-приходских общин, под руководством епархиальной вла­сти и наблюдением министерства народного просвещения; б) в низших и средних школах коренной России могут обучаться все, кроме поляков и евреев; в) в высших правительственных учебных заведе­ниях коренной России могут обучаться только православные, ино­верцы же, кроме магометан, не допускаются; г) иноверцам предоставляется право обучать в них православных; д) дипломы и свидетельства, выдаваемые учебными заведениями, не должны предоставлять им никаких прав и преимуществ; е) в русских школах профессорами и учителями и воспитателями должны быть исключи­тельно православные русские люди; ж) поступающие на госу­дарственную службу должны подвергаться в особых правитель­ственных комиссиях испытанию в знаниях той отрасли службы, ко­торой они хотят себя посвятить, причем никаких дипломов от них не принимается, и, кроме испытания по специальным предметам, они должны выдержать испытания по Закону Божию, по русскому языку, по русской истории, по особо выработанной программе; з) для приготовления учителей в средние учебные заведения должны быть устроены высшие школы в центре России, в Москве и ни в каком ином городе.

13. Союз русского народа твердо объявляет и всенародно испове­дует неделимость и целокупность Российской Империи в ее теперешних границах и постановляет своим священным и непрелож­ным долгом всеми силами содействовать тому, чтобы завоеванные кровью предков земли навсегда оставались неотъемлемой частью Русского государства и чтобы все попытки к расчленению России, под каким бы то ни было видом, решительно и безусловно были устраняемы.

14. Союз русского народа полагает, что племенные вопросы в
России должны разрешаться сообразно степени готовности каждой
отдельной народности помогать России и русскому народу в достиже­нии общегосударственных задач и что управление окраинами, чуж­дое стеснений местной жизни, должно ставить на первое место
общегосударственные пользы и выгоды и поддержку законных прав
русских людей.

Но еврейский вопрос должен быть разрешен особо от других пле­менных вопросов, ввиду продолжающейся стихийной враждебности еврейства не только к христианству, но и к нееврейским народностям и ввиду стремления евреев ко всемирному владычеству.

15. Союз русского народа считает коренной Россией, во-первых,
Европейскую Россию, исключая Финляндию, Привислинье, Литву,
Прибалтийский край и Закавказье, которые он признает окраинами,
во-вторых, Азиатскую Россию, исключая Средне-Азиатские владе­ния, которые он тоже считает окраинами.

16. Союз русского народа не только не желает нарушать самобытность населяющих Российскую Империю нерусских народностей и оставляет им вполне неприкосновенными их веру, язык, быт, благо­состояние и землю, но признает особую общественность для народностей, живущих на окраинах и имеющих там свою коренную и определенную племенную оседлость.

17. Союз русского народа торжественно заявляет, что все
нерусские народности, имеющие исконную племенную оседлость в коренной России и живущих извечно среди русского народа, он признает равными себе, своими верными и добрыми соседями, друзьями и сородичами, причем из иноверцев выражает свое бла­горасположение содержащим Магометов закон. Что же касается тех иноверцев и инородцев, которых русский народ считает враждебно к нему относящимися, то Союз желает, чтобы им было запрещено в коренной России: а) состоять на государственной и общественной службе, а также в сухопутных и морских войсках, в звании присяжных поверенных, докторов и инженеров; б) служить на же­лезных дорогах, в морских и речных предприятиях и на телефонных и почтовых станциях; в) держать христианские училища и учитель­ствовать; г) издавать и продавать книги и повременные издания, д) содержать типографии, литографии и т.п.; е) заниматься врачебным, больничным и аптекарским делом; ж) держать православную прислугу; з) учреждать и держать кредитные учреждения и ссудные кассы; и) быть учредителями и участвовать в анонимных и паевых товариществах и обществах, железнодорожных, банковых, промышленных, фабричных, профессиональных, ученых и благо­творительных, брать казенные, церковные и общественные подряды и участвовать в них под каким бы то ни было видом; к) держать винные лавки, корчмы, гостиницы трактиры, меблированные комнаты и т.п.; л) владеть, приобретать и арендовать недвижимую собственность.

18. Союз русского народа призывает как хозяев, фабрикатов и их
уполномоченных, так и рабочих, в особенности фабричных
городских, железнодорожных всемерно стараться разрешать возни­кающие между ними недомолвки, споры, раздоры полюбовно, по Божию, следуя Заповедям Господним, а не безбожному учению врагов Христианства, приведшему к страшным бедствиям, постигшим наше многострадальное Отечество в 1905 г.

19. Эти Основоположения Союза русского народа могут быть дополняемы и изменяемы исключительно по постановлению общего собрания и то только в частностях, и притом согласно с главными руководящими началами, кои остаются незыблемыми.

Воззвание «Союза 17 октября»

1905 г.

Высочайший манифест 17-го октября 1905 года являющийся дальнейшим развитием закона 6 августа 1905 года о Государственной думе, приобщает народ русский к деятельному участию, в согласии с царем, в государственном строительстве. Народному представительству, прочно опирающемуся на широкие народные массы, черпающему свою силу, силу знания нужд народных и силу своего авторитета из общего избирательного права, манифест предоставляет выдающееся влияние в делах законодательства и управления страной.

Как непременное условие для осуществления этих прав политической свободы и для упрочения начал гражданской свободы устанавливаются в качестве основных элементов правового строя, неприкосновенность личности, свобода совести, слова, печати, собраний и союзов. Таким образом, манифест 17 октября знаменует собою величайший переворот в судьбах нашего отечества: отныне народ наш становится народом политически свободным, наше государство - правовым государством, а в наш государственный строй вводится новое начало конституционной монархии.

Новый порядок, призывая всех русских людей без различия сословий, национальностей и вероисповеданий к свободной политической жизни, открывает перед ними широкую возможность законным путем влиять на судьбу своего отечества и предоставляет им на почве права отстаивать свои интересы, мирной и открытой борьбой добиваться торжества своих идей, своих убеждений.

Новый порядок, вместе с тем, налагает на всех, кто искренно желает мирного обновления страны и торжества в ней порядка и законности, кто отвергает одинаково и застой, и революционные потрясения, священную обязанность в настоящий момент, переживаемый нашим отечеством, момент торжественный, но полный великой опасности, дружно сплотиться вокруг тех начал, которые провозглашены в манифесте 17 октября, настоять на возможно скором, полном и широком осуществлении этих начал правительственной властью с прочными гарантиями их незыблемости, и оказать содействие правительству, идущему по пути спасительных реформ, направленных к полному и всестороннему обновлению государственного и общественного строя России.

Какие бы разногласия ни разъединяли людей в области политических, социальных и экономических вопросов, великая опасность, созданная вековым застоем в развитии наших политических форм и грозящая уже не только процветанию, но и самому существованию нашего отечества, призывает всех к единению, к деятельной работе для создания сильной и авторитетной власти, которая найдет опору в доверии и содействии народа и которая одна только в состоянии путем мирных реформ вывести страну из настоящего общественного хаоса и обеспечить ей внутренний мир и внешнюю безопасность.

С этою целью, на почве признания начал, возвещенных в Высочайшем манифесте, образуется союз, в который приглашаются войти как отдельные лица, так и целые партии, программа коих в основных чертах совпадает с программой союза. Союз этот получает наименование “Союз 17 октября” и провозглашает следующие основные положения:

Положение это обязывает признать, что жизненным условием для укрепления внешней мощи России и для ее внутреннего процветания является ограждение единства ее политического тела, сохранение за ее государственным строем исторически сложившегося унитарного характера.

Вместе с тем положение это обязывает противодействовать всяким предположениям, направленным прямо или косвенно к расчленению Империи и к замене единого государства государством союзным или союзов государств. При широком развитии местного самоуправления на всем пространстве Империи, при прочно установленных основных элементах гражданской свободы, при участии равно всех русских граждан без различия национальности и вероисповедания в создании правительственной власти, при признании за отдельными национальностями самого широкого права на удовлетворение и защиту своих культурных нужд в пределах, допустимых идеей государственности и интересами других национальностей, такое положение, отрицающее идею федерализма в применении к русскому государственному строю, вполне допускает объединение отдельных местностей Империи в областные союзы для разрешения задач, выходящих в пределы местного самоуправления, и нисколько не препятствует местным особенностям и интересам различных национальностей найти себе выражение и удовлетворение в законодательстве и управлении, основанных на признании безусловного равенства в правах всех русских граждан.

Исключительно за Финляндией признается особое положение, дающее ей право на известное автономное государственное устройство при условий сохранения государственной связи с Империей.

Это положение обязывает к признанию начала общего избирательного права, открывающего возможность всем русским гражданам участвовать в осуществлении государственной власти.

Это положение, далее, призывает к коренному преобразованию нашего государственного строя на началах конституционных и к прочному закреплению за народным представительством дарованных ему манифестом прав деятельного участия, рядом с Монархом, в законодательных трудах и управлении страной.

Это же положение признает и закрепляет за монархическим началом в изменявшихся условиях политической жизни России новый государственно-правовой характер. Прежний неограниченный Самодержец, всемогущий по идее, но связанный в действительности всеми путами приказного строя, слабый вследствие отчужденности от него народа, становится конституционным Монархом, который хотя и находит пределы своей воли в правах народного представительства, но в самом единении о народом, в союзе с землей, в новых условиях государственного строя получает новую мощь, и новую высокую задачу быть верховным вождем свободного народа. Являясь в народном сознании по-прежнему воплощением государственного единства, служа неразрывной связью преемственно сменяющихся поколений, священным стягом, вокруг которого в минуту грозной опасности собирается народ русский, монархическое начало отныне получает новую историческую миссию величайшей важности. Возвышаясь над бесчисленными частными и местными интересами, над односторонними целям различных сословий национальностей, партий, монархия именно при настоящих условиях призвана осуществить свое предназначение - явиться умиротворяющим началом в той резкой борьбе, борьбе политической, национальной и социальной, для которой открывается ныне широкий простор провозглашением политической и гражданской свободы. Укрепление в русской политической жизни этих начал, противодействие всякому посягательству, откуда бы оно ни шло, на права Монарха и на права народного представительства, как эти права определяются на почве манифеста 17 октября, должно входить в задачи “Союза”. Только этим путем, путем единения нения Монарха с народом может быть создана та сильная, уверенная в себе правительственная власть, которая сумеет вернуть нам мир.






Сейчас читают про: