Методы ценнообразования, основанные на издержках
Рисунок 5 - Методы ценообразования
Одним из наиболее распространенных из этой группы методов в отечественной практике является затратный метод. Суть его заключается в том, что к рассчитанной себестоимости единицы продукции добавляется заданный размер прибыли и косвенные налоги. Затратный метод является популярным и в зарубежной практике ценообразования. Это связано с рядом причин. Во-первых, производители всегда лучше осведомлены о своих затратах, чем о потребительском спросе, поэтому данный метод достаточно прост. Во-вторых, этот метод является наиболее справедливым как по отношению к продавцам, так и к покупателям. Недостаток затратного метода в том, что в цене товара не учитывается конъюнктура рынка и потребительские свойства товара. В отечественном ценообразовании затратный метод применяют в следующих случаях:
- на принципиально новую продукцию, когда ее невозможно сопоставить с какой-либо и не известна величина спроса;
|
|
- на продукцию производимую по разовым заказам, с индивидуальным характером производства;
- на товары, услуги, спрос на которые ограничен платежеспособностью населения;
- на продукцию предприятий-монополистов;
- во внутрипроизводственном ценообразовании.
Агрегатный метод используется по товарам, состоящим из сочетаний отдельных изделий, а также продукции собранной из унифицированных эле- ментов, узлов, деталей. Цена, рассчитанная этим методом, представляет собой сумму цен отдельных элементов (изделий), которые уже ранее были определены с добавлением затрат по их сборке или компоновке.
Метод структурной аналогии эффективен в производствах с широкой номенклатурой выпускаемых однотипных изделий (услуг, работ). Суть его в том, что определяют структуру себестоимости на основании фактических (статистических) данных по однотипной продукции. В качестве основных элементов себестоимости, чаще всего используют материальные затраты (МЗ) или оплату труда (ЗП). Затем, зная абсолютную величину МЗ (ЗП) по новому изделию и удельный вес этих затрат по аналогичному изделию можно рассчитать себестоимость нового изделия по формуле
, (5)
где SН.ИЗД. – себестоимость нового изделия;
МЗ (ЗП)Н – абсолютное значение материальных затрат (заработной платы), при производстве нового изделия.
Умз(зп) – доля материальных затрат (заработной платы) в себестоимости аналогичного товара.
Зная себестоимость нового изделия можно рассчитать отпускную цену путем добавления к себестоимости прибыли и косвенных налогов.