Важнейшим аспектом регулирования экономики на переходном этапе являются пропорции, складывающиеся между темпами роста потребительских цен и доходами населения. Постоянный рост потребительских цен и сопутствующая им инфляция ведут к снижению покупательной способности населения, создают трудности для его жизнедеятельности. Если в декабре 1991 г. на одну среднемесячную зарплату можно было купить один телевизор или холодильник, то в 1999 г. для этого уже требовалось около трех среднемесячных зарплат, что свидетельствует о значительном снижении реальных доходов населения.
Государственное регулирование доходов населения с учетом роста потребительских цен осуществляется в основном двумя путями: периодическим пересмотром минимальной заработной платы по мере изменения минимального потребительского бюджета и индексацией доходов населения.
Минимальная заработная плата, являясь нормативом, определяющим минимально допустимый уровень денежных и натуральных выплат работнику нанимателем за выполненную для него работу, представляет собой минимальную цену рабочей силы. Она служит основой для установления размера тарифной ставки первого разряда и дифференциации оплаты труда по профессионально квалификационным группам работников.
В республике действует Единая тарифная сетка (ЕТС). Она построена в виде шкалы тарификации и оплаты труда работников всех отраслей экономики, начиная с рабочих низшего уровня квалификации до руководителей высших органов власти. Применение ее имеет обязательный характер для бюджетных учреждений и рекомендательный для хозрасчетных предприятий и организаций. Вместе с пересмотром минимальной заработной платы пропорционально изменяется оплата труда работников разного уровня квалификации по ЕТС. Предусмотрено, что государственные предприятия, уровень тарифной ставки первого разряда которых превышает установленный ее уровень по ЕТС, дальнейшее повышение заработной платы осуществляют только в прямой зависимости от роста объемов производства и реализации продукции, повышения эффективности хозяйствования.
В привязке к минимальной заработной плате определяются цены на некоторые услуги (например, образовательные, охранной сигнализации и др.), государственные пошлины, пособия, штрафы. Вместе с ее изменением корректируются их размеры.
Индексация доходов населения в связи с ростом цен на потребительские товары и услуги реализуется в республике в соответствии с законом "Об индексации доходов населения с учетом инфляции". При этом используется наиболее распространенный показатель инфляции — индекс потребительских цен (ИПЦ). Он определяет изменение во времени стоимости фиксированного набора товаров и услуг, обычно потребляемых населением.
ИПЦ рассчитывается органами статистики республики по методологии, соответствующей международным стандартам по фиксированному набору ("потребительской корзине"), включающему около 300 наименований потребительских товаров и услуг. Для расчета используется следующая информация:
- индексы средних цен на потребительские товары (услуги)-представители, входящие в набор;
- фактически сложившаяся в предыдущем году структура потребительских расходов населения, установленная на основе бюджетных обследований домашних хозяйств.
Индексы потребительских цен систематически определяются в целом по республике, по каждой области и г. Минску за месяц, к моменту предыдущей индексации, нарастающим итогом с начала года, а также нарастающим итогом к среднегодовому уровню цен базисного года.
Право граждан на индексацию наступает в том случае, если индекс потребительских цен к моменту предыдущей индексации превысит пять процентных пунктов. Денежные доходы населения, подлежащие защите от инфляции, индексируются пропорционально индексу потребительских цен в пределах пятидесяти процентов утвержденного правительством республики и действующего на момент наступления индексации бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. Таким образом, индексация защищает прежде всего интересы малообеспеченных слоев населения с низким уровнем доходов.
Индексируются основные виды доходов в виде заработной платы, начисленной по сдельным расценкам, тарифным ставкам и должностным окладам, пенсий, пособий, стипендий, оплаты основных и дополнительных отпусков. Источниками выплат по индексации являются средства бюджета для работников бюджетных организаций, студентов, пенсионного фонда — для пенсионеров, собственные средства хозрасчетных предприятий и организаций — для своих работников.