Особенности всеобщего эквивалента в современных условиях
Бумажные деньги и их обращение
Кредитные деньги
Появились с развитием кредитных отношений. Они обслуживают долговые обязательства(вексель, банкнота, чек).До 30-x гг XX в банкноты обменивались на золото и обращались по существу по законам простых денег. И сегодня приравниваются к бумажным.
Это денежные знаки, не имеющие стоимости и заменяющие золотые деньги функции средства обращения
Нигде в мире нет чеканки золотых монет как денег. Цены на золото влияют на цены других товаров, тоже как и одни товары на др. и товары приравниваются не к золоту, а к бумажным деньгам, а их связь прекращена. Т.е. золото перестало быть деньгами, а место золота не занял др. товар, имеющий собственную стоимость. Циркулируют бумажные деньги и они выполняют 1 и 2-ую функции.
- Д = Т ∙ Ц, где Т – количество товара за год, Ц- цена за единицу товара;
2. М = Д/V,где М – столько денег можно напечатать, Д – з/п, V – скорость обращения денежной единицы
- Д = М ∙ V, где Д – годовая масса денег (товарооборот).
- М ∙ V = Т ∙ Ц - ур-ние Ирвинга-Фишера о соответствии денежной М∙V и товарной Т∙Ц массы
- М = (Т ∙ Ц)/ V - закон денежного обращения
Масса денег, выпускаемых в обращении прямопропорционально кол-ву товара и цене товара и обратнопропорциональна скорости обращения денежной единицы.
Все экономические школы признают закон денежного обращения. Закон – это макроэкономическое соотношение.
Виды денег:
1) Могут быть в форме монет и в бумажной форме(банковский билет и казначейский билет).
2) Наличные и безналичные(на банковских счетах) деньги.
Валюта – используется как денежная единица др. стран.
Делится на:
1) Свободноконвертируемые($, €, юань).
2) Частичноконвертируемые(рубль).
Рынок - место, где производитель встречается с потребителем, механизм рынка, т.е. конкуренция.
Содержательно конкуренция делится на:
1) Конкуренцию – борьба производителей за потребителя;
2) Совершенную конкуренцию – идеальное понятие. Если выполнены следующие условия:
а) Масштабный рынок (большое кол-во продавцов одной и той же продукции и большое кол-во потребителей этой продукции);
б) Свободный вход и выход с рынка;
в) Свободное предоставление информации (о свойствах товара, из чего сделан, технология производства, о цене);
г) Отсутствие монополизма.
Субъекты рынка – производители, продавцы, покупатели, потребители.
Объекты рынка – факторы производства, ресурсы, блага.
Рынок как самостоятельное образование имеет составляющие рынка:
1) Рынок товаров и услуг.
2) Рынок труда.
3) Рынок капитала.
Виды рынков удобно классифицировать:
1. По общественному разделению труда:
§ Местный
§ Национальный
§ Международный
2. По формам собственности:
· Частный
· Государственный
· коллективных форм.
3. По объектам рыночного обмена:
§ товаров и услуг
§ ноу-хау(идей)
§ денежный (деньги, валюта, денежные бумаги)
4. По организации рыночного обмена:
· опт(государственные закупки, биржи)
· розница
5. По видам конкуренции:
§ конкурентный
§ совершенной конкуренции






