Закон денежного обращения. Особенности всеобщего эквивалента в современных условиях

Особенности всеобщего эквивалента в современных условиях

Бумажные деньги и их обращение

Кредитные деньги

Появились с развитием кредитных отношений. Они обслуживают долговые обязательства(вексель, банкнота, чек).До 30-x гг XX в банкноты обменивались на золото и обращались по существу по законам простых денег. И сегодня приравниваются к бумажным.

Это денежные знаки, не имеющие стоимости и заменяющие золотые деньги функции средства обращения

Нигде в мире нет чеканки золотых монет как денег. Цены на золото влияют на цены других товаров, тоже как и одни товары на др. и товары приравниваются не к золоту, а к бумажным деньгам, а их связь прекращена. Т.е. золото перестало быть деньгами, а место золота не занял др. товар, имеющий собственную стоимость. Циркулируют бумажные деньги и они выполняют 1 и 2-ую функции.

  1. Д = Т ∙ Ц, где Т – количество товара за год, Ц- цена за единицу товара;

2. М = Д/V,где М – столько денег можно напечатать, Д – з/п, V – скорость обращения денежной единицы

  1. Д = М ∙ V, где Д – годовая масса денег (товарооборот).
  2. М ∙ V = Т ∙ Ц - ур-ние Ирвинга-Фишера о соответствии денежной М∙V и товарной Т∙Ц массы
  3. М = (Т ∙ Ц)/ V - закон денежного обращения

Масса денег, выпускаемых в обращении прямопропорционально кол-ву товара и цене товара и обратнопропорциональна скорости обращения денежной единицы.

Все экономические школы признают закон денежного обращения. Закон – это макроэкономическое соотношение.

Виды денег:

1) Могут быть в форме монет и в бумажной форме(банковский билет и казначейский билет).

2) Наличные и безналичные(на банковских счетах) деньги.

Валюта – используется как денежная единица др. стран.

Делится на:

1) Свободноконвертируемые($, €, юань).

2) Частичноконвертируемые(рубль).

Рынок - место, где производитель встречается с потребителем, механизм рынка, т.е. конкуренция.

Содержательно конкуренция делится на:

1) Конкуренцию – борьба производителей за потребителя;

2) Совершенную конкуренцию – идеальное понятие. Если выполнены следующие условия:

а) Масштабный рынок (большое кол-во продавцов одной и той же продукции и большое кол-во потребителей этой продукции);

б) Свободный вход и выход с рынка;

в) Свободное предоставление информации (о свойствах товара, из чего сделан, технология производства, о цене);

г) Отсутствие монополизма.

Субъекты рынка – производители, продавцы, покупатели, потребители.

Объекты рынка – факторы производства, ресурсы, блага.

Рынок как самостоятельное образование имеет составляющие рынка:

1) Рынок товаров и услуг.

2) Рынок труда.

3) Рынок капитала.

Виды рынков удобно классифицировать:

1. По общественному разделению труда:

§ Местный

§ Национальный

§ Международный

2. По формам собственности:

· Частный

· Государственный

· коллективных форм.

3. По объектам рыночного обмена:

§ товаров и услуг

§ ноу-хау(идей)

§ денежный (деньги, валюта, денежные бумаги)

4. По организации рыночного обмена:

· опт(государственные закупки, биржи)

· розница

5. По видам конкуренции:

§ конкурентный

§ совершенной конкуренции




double arrow
Сейчас читают про: