Социальное партнерство

В настоящее время в развитых странах получает все большее распространение идея социального партнерства.

Социальное партнерство отражает исторически обусловленный компромисс интересов главных субъектов современных экономических процессов и выражает общественную необходимость социального мира как одного из основных условий политической стабильности и экономического прогресса. Это шаг к реализации прав трудящихся через сотрудничество и взаимные уступки двух основных социальных групп: работодателей и наемных работников. Идеология социального партнерства появилась как в результате теоретических изысканий, так и в ходе борьбы и многократных согласований интересов наемных работников, предпринимателей и государства. Обязательными условиями сотрудничества трех субъектов на всех уровнях являются добровольность, равноправие, ответственность, самоограничение и взаимные уступки в ходе переговоров между субъектами социального партнерства в рамках существующих законов. Представители разных социальных групп должны выработать достаточно ясные требования и получить в рамках социального партнерства соответствующие полномочия снизу для переговоров.

Идеи социального сотрудничества в сфере труда и трудовых отношений, прежде всего в виде двухстороннего и трехстороннего сотрудничества, или по принятой терминологии бипартизма и трипартизма, были и остаются основой деятельности международной организации труда (МОТ), ее идеологической базой.

Бипартизм - это добровольное, основанное на независимости и равноправии сторон, тесное взаимодействие (диалог, консультации, переговоры) «организаций трудящихся и предпринимателей в ходе создания и применения трудовых норм как национальных, так и международных, а также при разрешении трудовых споров. Если такое сотрудничество осуществляется с участием трех сторон: организаций трудящихся, предпринимателей и государственных властей, то оно именуется трипартизмом. Бипартизм и трипартизм - не только идеологическая концепция, но и закрепленная в международных правовых стандартах модель поведения участников коллективных трудовых отношений. Она включает нормы о сотрудничестве между предпринимателями и трудящимися на уровне предприятия (Рекомендации № 94 и 129), нормы о консультациях и сотрудничестве между государственными властями и организациями предпринимателей и трудящихся в отраслевом и национальном масштабах (Рекомендация № 113) и нормы о трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм (Конвенция № 144, Рекомендация № 152).

Социальное партнерство - интегральный элемент рыночных отношений. Партнерство в экономике следует рассматривать и как этическое понятие, и как организационный принцип. Многие проблемы современного общества, включая преодоление отрицательного влияния индустриализации и механизации, а также социальных изменений в национальном и международном плане, решаются легче, если стороны выступают в качестве партнеров, а не противоборствующих группировок, и ориентируются на кооперацию, а не на конфронтацию.

Партнерство означает признание различного рода социальных интересов отдельных общественных групп и предоставлениеимправа участвовать в экономических и политических процессах, в формировании общественного мнения и в принятии решений. Партнерство предусматривает сотрудничество между работодателями, наемными работниками и государством. Оно служит выражением свободного мышления и поведения, которые исходят из признания нежелательности развития событий в форме классовой борьбы, как это было в прошлом.

К основным слагаемым социального партнерства следует отнести утверждение общечеловеческих ценностей в производстве и в других сферах общественного труда. Деформация и негативные явления в любой сфере общества сказываются на социальном самочувствии людей и, как следствие, проявляются в социальной сфере, ведь качественное состояние социальной сферы - наиболее надежный показатель жизнеспособности общества.

Социальное партнерство предполагает участие наемных работников в управлении. Принципиальное согласие на ведение переговоров со стороны трех главных субъектов (наемных работников, предпринимателей, правительства) сомнений не вызывает, иное дело - реальный состав субъектов и их представителей. Наемные работники в идеале должны быть представлены профсоюзами, выступающими с единой позиции. Сплочение профдвижений в большинстве демократических стран шло непросто и заняло несколько десятилетий.

Ради налаживания эффективного социального партнерства государство должно пойти на серьезные самоограничения. Речь идет прежде всего о добровольном и узаконенном невмешательстве правительственных органов в коммерческо-административную самостоятельность государственных предприятий, а также в самостоятельность профессиональных организаций рабочих и служащих. Без такого самоограничения государства либо социальное партнерство будет носить формально-бюрократический характер, либо возникнут неконтролируемые очаги социальной напряженности.

Важным аспектом идеи социального партнерства является наличие гарантированной системы законодательства. И хотя западноевропейские страны различаются по степени реализации принципов социального партнерства и конкретным формам его проявления, рассмотрим правовые основы на примере Германии.

Трудовое право можно разделить на индивидуальное и коллективное.

Трудовые отношения между отдельным работником и работодателем осуществляются посредством индивидуального трудового права, которое, в.свою очередь, можно разделить на право трудового договора и право охраны труда. Трудовой договор, по сути, является служебным договором, где оговариваются обязанности работника и работодателя. Правовые основы трудового договора содержатся в § 611 Гражданского кодекса законов ФРГ. Право охраны труда предписывает общие правила для всех работников и особые правила для отдельных групп работников.

К общим правам можно отнести: порядок выплаты заработной платы, распорядок рабочего дня, закон о врачах на производстве, организацию рабочего места. Для отдельных групп работников существуют особые правила, такие, как закон о профобразовании, закон о труде молодежи, закон о надомном труде, закон охраны матерей, закон об инвалидах, закон охраны рабочего места.

Коллективное трудовое право рассматривает права между социальными партнерами. Его основой является свобода объединения в союзы. Под свободой объединения в союзы понимается право на объединение с целью формулирования трудовых и экономических условий. К таким объединениям можно отнести профсоюзы и союзы работодателей. Следует заметить, что свобода объединения в союзы не может быть ограничена.

Коллективное трудовое право делится на две области: право тарифного договора и право заводской конституции.

Право тарифного договора регулирует права всех видов тарифных договоров. Различают следующие виды тарифных договоров:

1. Тарифный договор по заработной плате рабочих и служащих, определяющий размер оплаты и требования к отпуску. Заключается ежегодно.

2. Общий тарифный договор, определяющий условия для установления размера оплаты. Заключается на длительный промежуток времени.

3. Всеобщий тарифный договор, в котором определяются общие условия трудовых отношений. Заключается на несколько лет.

4. Союзный тарифный договор. Определяет отношения между двумя или более союзами работодателей или профсоюзов. Такой договор действует только в области сторон тарифного договора.

5. Тарифный договор фирмы заключается между работодателем и одним или более профсоюзами.

Для каждого тарифного договора должна быть установлена область применения. Она складывается из трех факторов: 1) пространственный (федеральная область, федеральная земля и т. д.); 2) специальный (металлоиндустрия, химическая промышленность); 3) личный (рабочий, служащий).

Действие тарифного договора законно только в том случае, если он заключен между сторонами, которые могут быть связаны тарифным договором, т. е. для членов союза работодателей и профсоюзов.

С помощью закона заводской конституции регулируются возможности сотрудничества работников. Этот закон действует для всех предприятий, где работает более 5 человек. Значительной частью закона о заводской конституции являются права сотрудничества и участия в руководстве для совета предприятия. Предметами этих прав являются:

1) социальные отношения, которые регулируют рабочее время, перерывы во время рабочего дня, оплату труда, правила выхода в отпуск, защиту от несчастных случаев, управление в социальных. службах, оценку труда, сдельные и премиальные ставки;

2) организация труда, которая определяет ход трудового процесса, организацию рабочего места, трудовую среду;

3) персональные дела. Сюда следует отнести планирование потребности в персонале, составление должностной инструкции, вопросы профессионального обучения;

4) экономические отношения, к которым относят производство и сбыт, программу инвестиций, рационализаторские проекты, методы труда, изменение производственной организации.

Закон об участии в руководстве регулирует право участия работников в наблюдательном (контрольном) совете предприятия с численностью персонала более чем 2000 работников.

Представляет интерес опыт стран Западной Европы и в части конкретных форм социального партнерства.

Хотя западноевропейские страны различаются по степени реализации принципов социального партнерства и конкретным формам его проявления, существуют и общие понятия. Рассмотрим систему трехстороннего представления, или трипартизм.

Длительную историю имеют идеи социального партнерства в Бельгии. К настоящему моменту сложилась стройная система трехсторонних органов. На уровне предприятия вопросы решаются преимущественно на двусторонней основе (предприниматель - профсоюзы). На основе равного представительства всех трех сторон создается национальный совет по труду, являющийся консультативным органом правительства. Он же имеет право вести коллективные переговоры на общенациональном уровне.

Во Франции общенациональные трехсторонние органы отсутствуют, но периодически правительство проводит консультации на базе органов, обслуживающих рынок труда. На таких совещаниях стороны стараются достичь согласия относительно программ занятости, технологических изменений, миграции рабочей силы и по другим вопросам.

Особое внимание в системе социального партнерства следует уделить участию трудящихся в управлении производством. В странах Северного Совета (Финляндия, Швеция) участие работников в управлении производством осуществляется через органы сотрудничества, включающие равное число представителей работников и предпринимателей. Круг вопросов, решаемых с помощью этих органов, довольно широк. Например, в Финляндии он охватывает следующие вопросы: продажа или приобретение оборудования, которое может существенным образом повлиять на характер труда работников; изменение методов и организации труда; прекращение деятельности предприятия или его части; рационализация производства, которая может привести к ухудшению положения с занятостью; увольнения или принудительные отпуска вследствие прекращения или сокращения заказов; порядок найма сотрудников; распространение внутризаводской информации; предоставление сотрудникам жилья и льгот в области питания.

Органы участия работников в управлении существуют и в Бельгии, так называемые советы по труду. Они наделены консультативными функциями и следят за выполнением на предприятии законоположений по трудовым и социальным вопросам. Предприниматель своих представителей просто назначает, а члены совета от работников избираются тайным голосованием сроком на 4 года.

Во Франции раз в 2 года избираются комитеты, представляющие трудящихся по всем вопросам жизни предприятия, включая занятость, профобучение, условия труда, внедрение новой техники и ее модернизацию. Они могут повлиять на инвестиционную политику, изменение структуры производства. Тот же комитет ведает социальной жизнью трудового коллектива, в том числе спортивными и культурными учреждениями, центрами досуга.

В Германии наряду с наблюдательными советами существуют советы предприятий - органы, обеспечивающие предоставление информации, организацию консультаций и участие трудящихся в принятии решений.

Такие советы рассматривают вопросы рабочего распорядка, режима работы, организации и оплаты труда, планирования персонала, охраны труда, введения новых технических средств, установок, технологий, распределения отпусков.

Принципы трехстороннего сотрудничества (трипартизма), в соответствии с которыми строится деятельность Международной организации труда (МОТ), начинают получать реальное воплощение и в России. В стране создается система, позволяющая решать социально-трудовые проблемы путем трехсторонних переговоров представителей основных заинтересованных сторон - трудящихся, предпринимателей и правительства. Можно считать, что формирование такой системы началось с образования в 1992 г. Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Основными целями комиссии являются: подготовка и заключение генерального соглашения между Правительством Российской Федерации, российскими объединениями профсоюзов и объединениями предпринимателей (работодателей); осуществление контроля за ходом выполнения генеральных соглашений, разрешение разногласий, возникших в ходе его выполнения; выявление причин возникновения конфликтных ситуаций в трудовых отношениях; урегулирование коллективных трудовых споров.

Таким образом, идеи социального партнерства имеют большой потенциал возможностей для сочетания интересов работодателей и работников. Дело за тем, чтобы эти идеи с учетом накопленного в развитых странах опыта были продуктивно реализованы на предприятиях России.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ЗНАЧЕНИЕ КУРСА ЭКОНОМИКА ПРЕДПРИЯТИЯ

ТЕМА 2. ОСНОВНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА И РОЛЬ ПРЕДПРИЯТИЯ В ЕЕ РЕШЕНИИ

2.1. Содержание основной экономической проблемы и её реализация

2.2. Предприятие - важнейшее звено в решении основной экономической проблемы

2.3. Движущие мотивы развития экономики предприятия

ТЕМА 3. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

ТЕМА 4. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИЯТИЙ, ИХ ОСОБЕННОСТИ

4.1. Организационные формы предприятий

Хозяйственные товарищества

Полные товарищества

Коммандитные товарищества

Общество с ограниченной ответственностью

Акционерные общества

Кооперативы и малые предприятия

4.2. Объединения предпринимателей

ТЕМА 5.СИСТЕМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

5.1. Влияние рыночной и централизованно-плановой систем хозяйствования на деятельность предприятия

5.2. Особенности перехода к рынку в России

5.3. Государственное регулирование рыночной экономики

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. РЕСУРСЫ ПРЕДПРИЯТИЯ И ПОКАЗАТЕЛИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ТЕМА 6. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА РЕСУРСНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

6.1. Экономические ресурсы предприятия

6.2. Ограниченность и взаимозаменяемость ресурсов

ТЕМА 7. ОСНОВНОЙ КАПИТАЛ И ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ИМ ПРЕДПРИЯТИЯ

7.1. Сущность и состав основного капитала

7.2. Учет и оценка основных фондов

7.3. Амортизационные отчисления

7.4. Эффективность использования основного капитала

ТЕМА 8.ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ ОБОРОТНЫМ КАПИТАЛОМ

8.1. Сущность и структура оборотного капитала

8.2. Кругооборот оборотных средств

8.3. Определение потребности в оборотных средствах

Аналитический метод

Метод прямого счета

Норма оборотных средств

8.4. Управление запасами товарно-материальных ценностей

8.5. Источники формирования оборотных средств

ТЕМА 9.ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ РАБОЧЕЙ СИЛОЙ

9.1. Сущность и значение фактора рабочая сила

9.2. Рынок труда и особенности его функционирования в России

9.3. Подбор и обучение кадров

9.4. Оценка исполнения работы. Текучесть кадров

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЗУЛЬТАТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

ТЕМА 10. ИЗДЕРЖКИ ПРЕДПРИЯТИЯ. ИХ СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА

10.1. Сущность и классификация издержек

10.2. Постоянные и переменные издержки производства

10.3. Определение предельных издержек производства

10.4. Основные направления снижения издержек производства

ТЕМА 11. ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЕДПРИЯТИЯ

11.1. Доход предприятия, его сущность и значение

11.2. Прибыль как мера эффективности работы предприятия

11.3. Распределение и использование прибыли предприятия

Распределение прибыли на социальные нужды

11.4. Управление формированием прибыли

11.5. Рентабельность работы предприятия

11.6. Финансовое обеспечение предприятия

ТЕМА 12. ЦЕНОВАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ И МЕТОДЫ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

12.1. Ценовая политика предприятия

12.2. Методы расчета цены

ТЕМА 13. ПОКАЗАТЕЛИ ОЦЕНКИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ИХ АНАЛИЗ

13.1. Основные показатели оценки деятельности предприятия

13.2. Экономический анализ работы предприятия

13.3. Анализ финансового положения предприятия

РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. УПРАВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

ТЕМА 14.ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

14.1. Сущность и основные черты предпринимательской деятельности

14.2. Виды предпринимательства, их взаимосвязь и особенности участия в бизнесе

Производственное предпринимательство и технология его осуществления

Коммерческое предпринимательство

Финансовое предпринимательство

14.3. Малые предприятия - важное условие развития национальной экономики

ТЕМА 15. ИННОВАЦИОННАЯ И ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ

15.1. Стратегия деятельности

15.2. Роль инноваций в развитии предприятия

15.3. Инвестиционная деятельность предприятия

15.4. Оценка эффективности инвестиционных проектов

Степень устойчивости

ТЕМА 16.ВНУТРИФИРМЕННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ

16.1. Сущность и виды планирования

16.2. Бизнес-план - основа создания предприятия

Описание продукта (услуги)

Анализ рынка сбыта

Оценка конкурентов

Стратегия маркетинга

План производства

Организационный план

Финансовый план

ТЕМА 17.КОММЕРЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

17.1. Основные принципы коммерческого расчета

17.2. Требования рынка к организации коммерческо-производственной работы на предприятии

17.3. Коммерческая тайна

ТЕМА 18. ПРЕДПРИЯТИЕ И РАБОТНИК

18.1. Трудовые отношения

18.2. Социальное партнерство


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: