double arrow

Тема 1. Роль и значение курса экономики предприятия в системе экономической подготовки специалистов


Тема 14 Основы теории производства

1.Функция производства

2. Определение условий эффективного производства

3.Определение оптимальной пропорции ресурсов


1. Предмет, задачи и содержание курса.

2. Место курса экономики предприятия в системе других экономических наук.

3. Методы изучения курса.

Экономическаятеория – есть наука об использовании людьми редких или ограниченных производственных ресурсов для производства различных товаров и распределения их между членами общества в целях потребления.

Все экономические науки можно классифицировать по различным признакам:

1. В зависимостиот объекта изучения:

 макроэкономика;

 микроэкономика;

 экономика предприятия.

2. В зависимостиот предмета и содержания:

1. Общие экономические науки, которые, в свою очередь можно разделить на:

 прикладные (планирование и управление, учёт, анализ хозяйственной деятельности);

 методологические (статистика, экономическая кибернетика);

 дескриптивные (экономическая география, экономика международного хозяйства)

2. Частные экономические науки:

 отраслевые (экономика промышленности, экономика сельского хозяйства и др.);




 межотраслевые (функциональные) (экономика труда, экономика материально – технического снабжения.

Объектом изучения макроэкономики является народное хозяйство как единое целое. Макроэкономика изучает совокупный спрос и совокупное предложение, а также вопросы обеспечения баланса между ними и последствия его отсутствия (безработица, инфляция, дефицит государственного бюджета, снижение темпов экономического роста).

Объектом изучения микроэкономики являются рынки конкретных товаров и поведение отдельных субъектов процесса экономического производства на рынке конкретных товаров.

Предметом курса экономики предприятия является изучение закономерностей, объективных тенденций, путей и условий развития предприятий.

Экономика предприятия как наука исследует пути рационального использования производственного потенциала, материальных, трудовых, финансовых ресурсов, природных богатств, а также способы достижения наилучших результатов при наименьших затратах.

Научный метод экономической науки представляет собой систему научных принципов, приёмов и способов освещения экономической действительности. Он воспроизводит экономические процессы в форме научных понятий, т.е. отношений, законов, показателей и других характеристик.

В основе изучения экономических процессов и явлений лежит диалектический метод познания, а также системность и комплексность.

Сущность диалектического метода познания состоит в необходимости рассматривать все экономические процессы и явления как объективные во взаимосвязи и взаимообусловленности, в историческом развитии, вызванным разрешением противоречий, количественными и качественными изменениями.



Рыночные условия хозяйствования предприятий определяются действием объективных экономических законов, основными из которых являются:

Закон возвышающихся потребностей:нужды людей, принявшие форму конкретной необходимости в определённых благах, называются потребностями. Потребности растут как в количественном, так и качественном отношениях.

Закон редкости и ограниченности ресурсов: все виды экономических ресурсов, находящиеся в распоряжении человечества, отдельных стран, предприятий, ограничены как в количественном, так и в качественном .отношениях. Темпы роста человеческих потребностей опережают темпы роста источников средств для их удовлетворения.

Закон спроса и предложения: количество товаров, требуемых за определённый период времени, будет падать при повышении цены и подниматься при её снижении при прочих равных условиях. Чем больше цена, тем меньше объём продаж. Количество товаров, предлагаемых на рынок, будет расти с ростом цен.

Закон убывающей доходности:увеличение некоторых затрат по отношению к другим неизменным затратам приводит к увеличению общего количества продукции. Однако после определённого момента дополнительная продукция, получаемая от прибавления тех же самих дополнительных затрат, будет становиться всё меньше и меньше. Предельный доход на каждую единицу дополнительных затрат будет уменьшаться.



Целями преподавания дисциплины являются: обеспечение квалифицированной подготовки в соответствии с современными требованиями к экономическому образованию; развитие у студентов экономического мышления и навыков самостоятельного решения экономических задач.

IВопросы к теме:

1. Что является объектом изучения макроэкономики, микроэкономики и экономики предприятия?

2. Что является предметом изучения экономической теории?

3. Приведите классификацию экономических наук по различным признакам.

4. Что является предметом изучения макроэкономики, микроэкономики и экономики предприятия?

5. Назовите методы изучения экономических наук.

6. Раскройте суть законов редкости ресурсов, возвышающихся потребностей, спроса и предложения, убывающей доходности.


Тема 2. Предприятие как основное организационное звено народного хозяйства.

1. Понятие предприятия, виды предприятий. Организационно – правовые формы хозяйствования.