Магистральным путем развития белорусской государственности в направлении социального государства является последовательный переход к социально ориентированной рыночной экономике. Переход к социально ориентированной экономике был обоснован в Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь до 2010 г. В этих документах были определены концептуальные основы социальной рыночной экономики, разработанные научными и политическими структурами страны.
Социально ориентированная рыночная экономика - это высокоэффективная экономика с развитым предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием распределения доходов. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества, достойное социальное обеспечение - нетрудоспособным, престарелым, инвалидам, женщинам, находящимся в отпусках по уходу за детьми, эффективную охрану жизни, здоровья, прав и свобод - всем гражданам.
|
|
Основная роль по регулированию перехода к новому экономическому строю в Республике Беларусь отводится государству. Оно определяет правовое поле, политико-административные условия, экономическую политику, включая развитие государственной, частной и других форм собственности, стабильную валюту, свободное ценообразование, открытые рынки, развитие конкурентных условий, укрепление и развитие здоровых начал народной нравственности, новой шкалы ценностей. В руках государства - все виды политики, рычаги воздействия на процессы в обществе. Совместно с активными социальными группами, профсоюзами, общественными движениями, организациями, ассоциациями они создают эффективный механизм социально-экономических преобразований.
Основные задачи экономического и административного механизмов заключаются, с одной стороны, в максимальном сокращении издержек трансформационных преобразований в процессе перехода к рыночной системе хозяйствования, с другой стороны, в обеспечении сбалансированного и устойчивого социально-экономического развития в переходный период.
За государством сохраняются следующие функции:
гаранта прав и свобод личности, прав собственника и субъекта хозяйствования;
гаранта минимума благ и услуг совместного пользования (образование, здравоохранение, культура, коммуникации и другие жизнеобеспечивающие блага и услуги);
формирование устойчивой макроэкономической ситуации, включающей эффективное функционирование финансовых учреждений;
проведение активной внешнеэкономической политики, направленной на развитие интеграционных связей со странами ближнего и дальнего зарубежья;
|
|
осуществление инвестиций в социальное обеспечение и развитие инфраструктуры общегосударственного значения;
поддержка социально незащищенных групп населения;
охрана окружающей среды;
формирование рациональных территориальных пропорций воспроизводства и комплексное развитие производительных сил регионов;
обеспечение национальной безопасности страны;
создание правовой базы для действия экономических субъектов в условиях рыночной экономики и обеспечение неукоснительного ее соблюдения.
По мере углубления экономических преобразований, формирования соответствующей институциональной среды будет возрастать значение рыночного саморегулирования и косвенного воздействия государства на социально-экономическое развитие. При этом важно обеспечить синхронизацию применения экономического механизма, его соответствие текущим и среднесрочным целям и задачам экономического развития страны.