Международная экономическая интеграция. Экономические последствия ограничений в торговле

Экономические последствия ограничений в торговле.

Торговые барьеры выполняют определенные созидательные функции относительно интересов развития отечественного производства, формирования государственных доходов, соотношения экспортно-импортных поступлений.

Однако введение таможенных тарифов и ограничений имеет и негативные экономические последствия. Эти последствия носят прямой и косвенный характер.

Прямые негативные последствия торговых барьеров состоят, на пример, в том, что введение пошлин повышает цены на товары, заставляя потребителей нести большие расходы на приобретаемую продукцию. Одновременно меняются потребительские вкусы населения. На экспорт каждая страна направляет свою лучшую продукцию, если же вводятся пошлины, то приобретение данных товаров ограничивается. Расходы населения переадресовываются на приобретение менее желанных товаров и услуг. Теряются не только чисто потребительские, но и нравственно-эстетические, духовные ценности.

Введение пошлин и других ограничений иногда приводит к оживлению второстепенных отечественных отраслей экономики. Пульс развития часто получает местная промышленность благодаря перераспределению ограниченных ресурсов в свою сферу деятельности, тем самым, предопределяя далеко не лучшую структурную перестройку экономики.

Следует учитывать также тот факт, что субъекты как международного, так и внутреннего рынка тесно связаны между собой. От таможенных тарифов, вводимых в одной стране, страдают производства других стран.

Следующий момент, на который нужно обратить внимание, состоит в том, что получаемые пошлины являются, в сущности, ничем иным, как перераспределением доходов от потребителей в пользу государства и поэтому не влияют на повышение благосостояния общества в целом: государство выигрывает то, что теряет потребитель. Это прямые последствия торговых ограничений.

Косвенные последствия торговых барьеров выражаются в том, что происходит неверная перепрофилизация, переориентация производства. Приоритет часто получают производства, не обладающие сравнительным преимуществом в использовании ресурсов.

Введение пошлин и других ограничений вызывает сокращение мировой торговли и объемов реального мирового производства.

Анализируя процессы, протекающие в мировой торговле, следует подчеркнуть, что международная практика идет по пути устранения административных инструментов регулирования внешнеторговой деятельности. Нетарифное регулирование, как правило, применяется лишь в исключительных случаях, в основном в целях защиты национальной экономики, а также выполнения международных обязательств. Также в настоящее время основной тенденцией является либерализация экономики, т.е. постепенное снижение таможенных пошлин.

Одним из направлений развития тарифных методов регулирования внешней торговли является координация таможенной политики между странами путем создания зон свободной торговли или таможенных союзов. При создании зоны свободной торговли участвующие в ней страны ликвидируют таможенные пошлины в торговле между собой, но сохраняют каждая свой уровень таможенной защиты по отношению к третьим странам. Согласно оценке мирового банка, на рубеже 90-х годов в рамках таких зон осуществлялось около 42 % мировой торговли.

Таможенный союз предполагает не только беспошлинную торговлю между странами-участницами союза, но и установление единого внешнего таможенного тарифа.

В настоящее время в мире насчитывается более 30 различных интеграционных объединений во всех частях света, абсолютное большинство которых использует в той или иной мере координацию тарифной политики.

Среди многочисленных интеграционных группировок, как отмечалось выше, можно выделить в Западной Европе- ЕС и ЕАСТ, в Северной Америке- НАФТА, в Азиатско-Тихоокеанском регионе- Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Ассоциацию стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН).

Наиболее развитое интеграционное объединение- Европейский Союз (ЕС), одним из первых этапов формирования которого стало создание западноевропейскими странами Таможенного союза. В рамках Таможенного союза были:

- ликвидированы торговые ограничения во взаимной торговле;

- установлен единый таможенный тариф по отношению к третьим странам;

- достигнута свобода передвижения капиталов, кредитов, денежных переводов;

- обеспечена свободная миграция рабочей силы и свобода выбора места жительства.

Экономическая интеграция в Западной Европе не ограничивается только границами ЕС: с начала 60-х годов существует Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ). Страны-члены ЕАСТ (Великобритания, Исландия, Лихтенштейн, Швейцария) добровольно присоединяются к тому или иному торгово-экономическому соглашению с третьими странами, а также, пользуясь суверенным правом участников ЕАСТ, устанавливают в отношении этих стран любые таможенные тарифы. В торговле между странами-членами ЕАСТ режим свободного беспошлинного торгового оборота действует только в отношении промышленных товаров, так как действие конвенции ЕАСТ не распространяется на сельскохозяйственную продукцию.

Центростремительные интеграционные тенденции развиваются не только в Западной Европе. Аналогичные процессы наблюдаются в Северной Америке. Там в 1988 г. была создана зона свободной торговли (НАФТА). Основные положения соглашения включают:

- отмену таможенных пошлин на товары, которыми торгуют между собой США, Канада, Мексика;

- защиту североамериканского рынка от экспансии азиатских и европейских компаний, пытающихся избежать американских пошлин путем реэкспорта своих товаров в США через Мексику;

— снятие запрета на капиталовложения и конкуренцию американских и канадских компаний в банковском и страховом деле в Мексике;

- создание трехсторонних групп для решения проблем, связанных с охраной окружающей среды.

Интеграционные процессы в Восточной Азии находятся в настоящее время в стадии развития. Так, зону торговли в системе АСЕАН можно отнести к первому этапу экономической интеграции, т.е. к зоне свободной торговли с отменой тарифов и других ограничений. В отношении АТЭС пока можно говорить не о зоне свободной торговли, а об «открытой экономической ассоциации». Однако в соответствии с планами АТЭС предполагается к 2020 г. образовать крупнейшую в мире зону свободной торговли без таможен и внутренних барьеров.

Наряду с регулированием международных экономических отношений в рамках интеграционных группировок все более важную роль приобретают мероприятия международных организаций, таких как Всемирная торговая организация (ГАТТ/ВТО), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Европейская экономическая комиссия (ЕЭК). Их деятельность, отражая объективные потребности в расширении сотрудничества, несмотря на конкурентную борьбу, направлена на утверждение взаимоприемлемых принципов и правил экономического общения государства, на урегулирование между ними конфликтов при обмене, устранение барьеров на торговых путях, на унификацию и упрощение в общих интересах торговых процедур и документов.

Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) являлось одной из крупнейших международных экономических организаций, сфера деятельности которой охватывала 94 % объема мировой торговли. С января 1996г. ГАТТ заменила Всемирная торговая организация (ВТО).

Основными принципами ГАТТ/ВТО являются:

- режим наибольшего благоприятствования - условие, предусматривающее предоставление договаривающимися сторонами друг другу всех прав, преимуществ и льгот, которыми пользуется и/или будет пользоваться любое третье государство;

- использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, устранение импортных квот и других нетарифных ограничений;

- прогрессивное снижение таможенных тарифов путем проведения многосторонних переговоров;

- предоставление преференциальною режима в торговле с развивающимися странами;

- разрешение возникающих споров путем переговоров.

Деятельность ГАТТ/ВТО осуществляется посредством многосторонних переговоров, которые объединяются и раунды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: