Понятие дохода фирмы, структура дохода

Доход есть ден оценка рез-в деят-ти фирмы (или отдел физ-го лица) как субъекта рын эк-ки. Это ден сумма, по­ступающая в ее непосредственное распоряжение. Она отра­жает эк-кую результат-ть хоз дея­т-ти фирмы. Это значит, что условием получения де­н дохода явл эффект-ое участие в эк жизни общества. Сам факт его получения есть объектив­ное свидетельство такого участия, а его размер есть показа­тель масштаба этого участия. Стремление к максимизации своего дохода диктует эк логику поведения люб рын субъекту. Оно выступает в качестве конечной цели и мощного стимула пред­принимат-ой деятельности. Получение фирмой дохода свидетельствует о реал-ии продукции, целесообразности произведенных затрат, об обще­ственном признании потребительских свойств продукта. Соответственно видам издержек фирмы подразделяются и доходы. Поэтому принято выделять общий, средний и предель­ный доходы. Общий (совокупный, валовой) доход — это ден сум­ма, получ-ая от реал-ии опред-го кол-ва товара. Он опред-ся умнож-м цены товара на соответст-ее кол-во продукции, которое фирма в состоянии про­дать, и может быть выражен соответствующей формулой:

TR = Р • Q, где TR — общий доход (total revenue); Р — цена единицы продукции; Q — количество реализованной продукции.

Т.К. в услов-х чистой (совершенной) конкур-ии фирма продает продукцию по постоянной цене, то, след-­но, ее доход будет находиться в прямой пропорциональной за­висимости от кол-ва проданной продукции (чем больше ре­ал-но продукции, тем больше будет и доход). Говоря ина­че, валовой доход фирмы будет увелич-ся в эт случае на постоянную вел-ну с каж доп-но проданной ед-цы товара. Тк кривая спроса на товар при совершенной конкурен­ции яв совершенно эластичной, то кажд допо проданная ед-ца товара увел-ет валовой доход на одина­ковую величину (в нашем примере на 5 ден ед-ц). В отличие от чистой конкуренции в условиях несовершен­ной конкуренции объем продаж влияет на рын цену товара (с увел-ем объема продаж она пониж-я), по­этому общий доход фирмы растет не пропорц-но про­данной продукции, а более медлен-и темпами, тк доп доход в этом случае имеет тенденцию к по­нижению.

Потому цена и средн доход, по мнению запад эк-ов, выст-ют как 1 и то же явл-ие, кот рас­см-ся лишь с разн точек зрения. Сам расчет средн дохода имеет смысл произв-ть за опред-ый период т в том случае, если изм-ся цены на выпуск-ю однород-ю продук-ю или если фирма ориентир-ся на про­изв-во ряда изделий, моделей и т.д. В условиях совершенной конкуренции (когда цена счита­ется велич-й постоянной) график средн дохода имеет вид прямой линии, паралл-ой оси абсцисс, т.е. гор-ой линии В условиях несоверш-ой конкуренции (когда цена имеет тенденцию понижаться с ростом объема продаж) средний до­ход фирмы понижается.

Предельный доход (MR) — это дополнительный (добавочный) доход к валовому доходу фирмы, полученный от производства и продажи еще одной дополнительной единицы товара. Он относится к предельным характеристикам продаваемого товара и дает возможность судить об эффективности произ­водства, так как показывает изменение дохода в результате уве­личения выпуска и реализации продукции. Предельный доход позволяет оценить возможность окупа­емости каждой дополнительной единицы выпускаемой продук­ции. В сочетании с показателем предельных издержек он слу­жит стоимостным ориентиром возможностей и целесообразно­сти расширения объема производства. Поэтому всякий раз, ког­да фирма предполагает изменить объем производства, она дол­жна просчитать, как изменится ее доход в результате этого из­менения и какой будет дополнительный доход от продажи еще одной единицы продукции. Предельный доход показывает изменение общего дохода в результате продажи дополнительной единицы товара. Он оп­ределяется как разница в валовом доходе от продажи n+1 еди­ниц товара и валового дохода от продажи n единиц товара по следующей формуле:

MR = TRn+1 - TRn, где MR — предельный доход (marginal revenue); TRn+l — общий доход от продажи n+1 единиц товара; TR — общий доход от продажи n единиц товара.

В условиях совершенной конкуренции фирма продает до­полнительные единицы продукции по неизменной (постоянной) цене, так как любой продавец не может повлиять на устано­вившуюся рыночную цену путем продажи дополнительного количества товара. Поэтому предельный доход равен цене товара, а его кривая совпадает с кривой совершенно эластич­ного спроса и среднего дохода, т.е. MR=AR=P.

В условиях несовершенной конкуренции предельный доход не совпадает с ценой дополнительной единицы проданного това­ра (он будет меньше цены). Это обусловлено тем, что с увеличе­нием предложения дополнительного количества товара на несо­вершенном рынке приходится снижать цену. При этом снижается цена и каждой предыдущей единицы товара. Это снижение цены (убыток на n единицах товара) учитывается в цене n+1 единиц товара. Поэтому предельный доход дополнительной единицы то­вара равен цене этой единицы за вычетом убытка на предыду­щих единицах продукции, вызванного уменьшением цены. Графически предельный доход несовершенного конкурен­та представляет собой наклонную линию, отражающую его па­дение в результате снижения цены. На рисунке видно, что линия среднего дохода и линия пре­дельного дохода с производством дополнительных единиц про­дукции постепенно снижаются, так как линия спроса в этом слу­чае идет вниз), а совпадает с линией среднего дохода), а предельный доход падает ниже цены, так как объем продаж влия­ет на рыночную цену. Доходы фирмы на практике состоят из двух частей. Во-пер­вых, из выручки от реализации продукции (товаров или услуг). Она представляет собой определенную сумму денежных средств от основной и не основной деятельности фирмы, конечным ре­зультатом которой является произведенная и реализованная продукция или оказанные услуги (выполненные работы), оп­лаченные покупателем или заказчиком. Во-вторых, из вне реализационных доходов, являющимися побочными финансовыми поступлениями фирмы. Они непосред­ственно не связаны с основной производственной деятельностью. Их источниками могут быть: дивиденды на вложенные паи или приобретенные акции и другие ценные бумаги, штрафы, полу­ченные от контрагентов, пени, неустойки, проценты за хранение денежных средств в банке и другие, не планируемые доходы.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: