Доход есть ден оценка рез-в деят-ти фирмы (или отдел физ-го лица) как субъекта рын эк-ки. Это ден сумма, поступающая в ее непосредственное распоряжение. Она отражает эк-кую результат-ть хоз деят-ти фирмы. Это значит, что условием получения ден дохода явл эффект-ое участие в эк жизни общества. Сам факт его получения есть объективное свидетельство такого участия, а его размер есть показатель масштаба этого участия. Стремление к максимизации своего дохода диктует эк логику поведения люб рын субъекту. Оно выступает в качестве конечной цели и мощного стимула предпринимат-ой деятельности. Получение фирмой дохода свидетельствует о реал-ии продукции, целесообразности произведенных затрат, об общественном признании потребительских свойств продукта. Соответственно видам издержек фирмы подразделяются и доходы. Поэтому принято выделять общий, средний и предельный доходы. Общий (совокупный, валовой) доход — это ден сумма, получ-ая от реал-ии опред-го кол-ва товара. Он опред-ся умнож-м цены товара на соответст-ее кол-во продукции, которое фирма в состоянии продать, и может быть выражен соответствующей формулой:
TR = Р • Q, где TR — общий доход (total revenue); Р — цена единицы продукции; Q — количество реализованной продукции.
Т.К. в услов-х чистой (совершенной) конкур-ии фирма продает продукцию по постоянной цене, то, след-но, ее доход будет находиться в прямой пропорциональной зависимости от кол-ва проданной продукции (чем больше реал-но продукции, тем больше будет и доход). Говоря иначе, валовой доход фирмы будет увелич-ся в эт случае на постоянную вел-ну с каж доп-но проданной ед-цы товара. Тк кривая спроса на товар при совершенной конкуренции яв совершенно эластичной, то кажд допо проданная ед-ца товара увел-ет валовой доход на одинаковую величину (в нашем примере на 5 ден ед-ц). В отличие от чистой конкуренции в условиях несовершенной конкуренции объем продаж влияет на рын цену товара (с увел-ем объема продаж она пониж-я), поэтому общий доход фирмы растет не пропорц-но проданной продукции, а более медлен-и темпами, тк доп доход в этом случае имеет тенденцию к понижению.
Потому цена и средн доход, по мнению запад эк-ов, выст-ют как 1 и то же явл-ие, кот рассм-ся лишь с разн точек зрения. Сам расчет средн дохода имеет смысл произв-ть за опред-ый период т в том случае, если изм-ся цены на выпуск-ю однород-ю продук-ю или если фирма ориентир-ся на произв-во ряда изделий, моделей и т.д. В условиях совершенной конкуренции (когда цена считается велич-й постоянной) график средн дохода имеет вид прямой линии, паралл-ой оси абсцисс, т.е. гор-ой линии В условиях несоверш-ой конкуренции (когда цена имеет тенденцию понижаться с ростом объема продаж) средний доход фирмы понижается.
Предельный доход (MR) — это дополнительный (добавочный) доход к валовому доходу фирмы, полученный от производства и продажи еще одной дополнительной единицы товара. Он относится к предельным характеристикам продаваемого товара и дает возможность судить об эффективности производства, так как показывает изменение дохода в результате увеличения выпуска и реализации продукции. Предельный доход позволяет оценить возможность окупаемости каждой дополнительной единицы выпускаемой продукции. В сочетании с показателем предельных издержек он служит стоимостным ориентиром возможностей и целесообразности расширения объема производства. Поэтому всякий раз, когда фирма предполагает изменить объем производства, она должна просчитать, как изменится ее доход в результате этого изменения и какой будет дополнительный доход от продажи еще одной единицы продукции. Предельный доход показывает изменение общего дохода в результате продажи дополнительной единицы товара. Он определяется как разница в валовом доходе от продажи n+1 единиц товара и валового дохода от продажи n единиц товара по следующей формуле:
MR = TRn+1 - TRn, где MR — предельный доход (marginal revenue); TRn+l — общий доход от продажи n+1 единиц товара; TR — общий доход от продажи n единиц товара.
В условиях совершенной конкуренции фирма продает дополнительные единицы продукции по неизменной (постоянной) цене, так как любой продавец не может повлиять на установившуюся рыночную цену путем продажи дополнительного количества товара. Поэтому предельный доход равен цене товара, а его кривая совпадает с кривой совершенно эластичного спроса и среднего дохода, т.е. MR=AR=P.
В условиях несовершенной конкуренции предельный доход не совпадает с ценой дополнительной единицы проданного товара (он будет меньше цены). Это обусловлено тем, что с увеличением предложения дополнительного количества товара на несовершенном рынке приходится снижать цену. При этом снижается цена и каждой предыдущей единицы товара. Это снижение цены (убыток на n единицах товара) учитывается в цене n+1 единиц товара. Поэтому предельный доход дополнительной единицы товара равен цене этой единицы за вычетом убытка на предыдущих единицах продукции, вызванного уменьшением цены. Графически предельный доход несовершенного конкурента представляет собой наклонную линию, отражающую его падение в результате снижения цены. На рисунке видно, что линия среднего дохода и линия предельного дохода с производством дополнительных единиц продукции постепенно снижаются, так как линия спроса в этом случае идет вниз), а совпадает с линией среднего дохода), а предельный доход падает ниже цены, так как объем продаж влияет на рыночную цену. Доходы фирмы на практике состоят из двух частей. Во-первых, из выручки от реализации продукции (товаров или услуг). Она представляет собой определенную сумму денежных средств от основной и не основной деятельности фирмы, конечным результатом которой является произведенная и реализованная продукция или оказанные услуги (выполненные работы), оплаченные покупателем или заказчиком. Во-вторых, из вне реализационных доходов, являющимися побочными финансовыми поступлениями фирмы. Они непосредственно не связаны с основной производственной деятельностью. Их источниками могут быть: дивиденды на вложенные паи или приобретенные акции и другие ценные бумаги, штрафы, полученные от контрагентов, пени, неустойки, проценты за хранение денежных средств в банке и другие, не планируемые доходы.