Прибыль — это разница м/у валовым доходом и издержками по производству товаров. Она служит главн движ мотивом и осн целью деят-ти люб фирмы. В эк теории предполагается, что предприятие стремится к получению макс прибыли, т.е. к максимизации разницы м/у доходами и издержками. Поэтому данные о доходе и данные, об издержках должны быть сведены вместе, чтобы можно было опр-ть для фирмы оптим-ый объем выпуска продукции, т.е. такой объем производства, при котором она будет получать макс прибыль. Сущ-ют 2 подхода (принципа) к определению уровня произв-ва, при котором конкурентная фирма будет макс-ть прибыль или миним-ть убытки (последний случай также вполне мб). 1 подход включает сравнение валового дохода и валовых издержек. 2 подход — сравнение предельного дохода и предельных издержек. Оба подхода применимы не только к чисто конкурентной фирме, но также и к фирмам, функц-им в условиях люб из 3 осн рын структур (чистой монополии, монополистической конкуренции и алигополии). Валовая прибыль фирмы = валовому доходу - валовые издержки. Фирма, как правило, производит такой объем продукции, при котором валовой доход превышает валовые издержки на макс величину. С дальнейшим ростом объема производства валовые издержки возрастают, так как увел-ие продукции требует большего кол-ва ресурсов. Однако степень увел-ия валовых издержек меняется в зависимости от эффек-ти работы фирмы. Данные об издержках отражают действие з-нов возрастающей и убывающей отдачи факторов производства. Согласно з-ну возрастающей отдачи, в течение опред-го времени темп роста валовых издержек по мере наращивания произв-ва становится все меньше и меньше. Это обусловлено более эффективным исп-ем фирмой своих постоянных ресурсов. Ч/з некот время, однако, валовые издержки начинают увел-ся все более возрастающими темпами вследствие падения эффект-ти исп-ия оборуд-ия фирмы, т.е. здесь вступает в действие уже другой закон — убывающей отдачи факторов производства.
|
|
Сказанное позволяет конкретизировать правило конкурентного равновесия фирмы в краткосрочном периоде (MR=MC=P):
1. Если цена единицы продукции ниже минимума средних переменных издержек (AVC), то фирме для стабилизации убытков лучше приостановить производство.
2. Если цена выше минимума средних переменных издержек, но ниже средних валовых издержек (АТС), то фирме с целью минимизации убытков следует наращивать выпуск продукции до тех пор, пока предельные издержки (МС) не будут превышать цену единицы продукции.
3. Если цена выше минимума средних валовых издержек (АТС), то фирме для максимизации прибыли необх-мо увел-ть производство до тех пор, пока предельные издержки (МС) не превысят цену (Р).
|
|
Условие равновесия конкурентной фирмы (MR=MC=P) примет в долгосрочном периоде следующий вид: MR=MC=P=AC
Это объясняется тем, что в долговременном периоде фирмы, уже находящиеся в отрасли, располагают достаточным временем, чтобы расширить или сократить свои производственные мощности. При этом число фирм в отрасли может либо увеличиваться, либо уменьшаться по мере того, как новые фирмы "вступают" в отрасль или существующие фирмы покидают ее. Если цена продукции превысит минимум средних издержек, то фирмы данной отрасли будут получать экономическую прибыль. Это привлечет в отрасль новые фирмы, предложение продукции увеличиться, а цена продукции начнет снижаться. Расширение отрасли будет до тех пор, пока цена вновь не снизится и не сравняется со средними валовыми издержками (АТС). Результатом этого явится исчезновение экономической прибыли для фирм, функционирующих в отрасли. Напротив, если цена окажется ниже минимального значения средних валовых издержек, то в таком случае часть фирм с целью избежания убытков покинет отрасль. Общий объем предложения продукции начнет сокращаться, что повысит цену до равенства со средними валовыми издержками. Лишь на уровне минимума средних валовых издержек цена стабилизируется, а экономическая прибыль будет равна нулю. Следовательно, конкурентная фирма и отрасль в целом будут находиться в состоянии равновесия, так как у фирм отсутствует стремление вступать в отрасль или покидать ее.
Доход есть денежная оценка результатов деятельности фирмы (или отдельного физического лица) как субъекта рыночной экономики. Это денежная сумма, поступающая в ее непосредственное распоряжение. Она отражает экономическую результативность хозяйственной деятельности фирмы. Это значит, что условием получения денежного дохода является эффективное участие в экономической жизни общества. Сам факт его получения есть объективное свидетельство такого участия, а его размер есть показатель масштаба этого участия. Стремление к максимизации своего дохода диктует экономическую логику поведения любому рыночному субъекту. Оно выступает в качестве конечной цели и мощного стимула предпринимательской деятельности. Получение фирмой дохода свидетельствует о реализации продукции, целесообразности произведенных затрат, об общественном признании потребительских свойств продукта. Соответственно видам издержек фирмы подразделяются и доходы. Поэтому принято выделять общий, средний и предельный доходы. Общий (совокупный, валовой) доход — это денежная сумма, полученная от реализации определенного количества товара. Он определяется умножением цены товара на соответствующее количество продукции, которое фирма в состоянии продать, и может быть выражен соответствующей формулой:
TR = Р • Q, где TR — общий доход (total revenue); Р — цена единицы продукции; Q — количество реализованной продукции.
Доходы фирмы на практике состоят из двух частей. Во-1, из выручки от реал-ии продукции (товаров или услуг). Она предст-ет собой опред-ую сумму ден средств от осн и не осн деят-ти фирмы, конечным рез-ом кот явл произведенная и реал-ая продукция или оказанные услуги (вып-ые работы), оплач-ые покупателем или заказчиком. Во-2, из вне реал-ых доходов, явл-ся побочными финанс-ми поступл-ми фирмы. Они непосредственно не связаны с осн произв-ой деят-тью. Их источ-ми мб: дивиденды на влож-ые паи или приобрет-ые акции и др ценные бумаги, штрафы, полученные от контрагентов, пени, неустойки, проценты за хранение ден средств в банке и др, не планир доходы.