Ценообразование на мировом рынке

Цены представляют собой тонкий инструмент и одновременно мощный рычаг управления экономикой. Цена - денежное выражение стоимости товара. В рамках рыночного подхода цена - это форма выражения ценности благ, проявляющихся в процессе их обмена. Прослеживается связь цены товара с ценностью, полезностью как объекта потребления. Цена товара проявляется только в условиях его обмена на деньги или на другой товар. Потому что вне рынка, без купли-продажи нет цены. Стратегия ценообразования следующая - найти такую цену, чтобы общая масса прибыли была максимальной. Механизм ценообразования 2-х видов: рыночный и производственный затратный.

Рыночный механизм ценообразования зависит от вида рынка, поэтому под рыночным механизмом понимается множество механизмов. Но среди них есть наиболее типичные механизмы. Рассмотрим ценообразование на конкурентном рынке, где действует закон спроса и закон предложения.

На графике изображены кривые спроса и предложения на определенный товар. На рынке автоматически установится цена Црын, при которой величина спроса Ср равна величине предложения Пр. Если покупатели захотят купить товар по цене Ц1, которая ниже Црын, то спрос С1 окажется большим, чем предложение П1, возникнет дефицит товара, изменяемый разностью Ц1-П1, и цена вследствие этого будет возрастать, пока предложение не уравняется со спросом. Если же продавцы пожелают продавать товар по цене Ц2, которая выше равновесной Црын, то предложение П2 окажется выше спроса С2, образуется избыток товара, равный П2-С2, и вследствие этого цена станет уменьшаться до тех пор, пока спрос и предложение не уравновесятся.

Таким образом на конкурентном рынке, при условии зависимости спроса на товар только от его цены, устанавливается равновесная рыночная цена, соответствющая выравниванию спроса и предложения. Рыночная цена называется свободной, то есть она свободна от внешнего диктата, но не свободна от законов рынка.

Функции цен: 1) измерительная - благодаря цене можно определить, сколько денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за товар; 2) соизмерительная - заключается в сопоставлении ценностей разных товаров. Если цена адекватно отражает полезность, она может использоваться при сопоставлении полезности; 3) учетная - цена становится вспомогательным инструментом учета, например, в имущественном комплексе предприятия 5 компьютеров по такой-то цене (цену укажите сами) на общую сумму такую-то. 4) инструмент анализа, прогнозирования, планирования; 5) социальная функция - с ценами и их изменением связаны структура и объем потребления, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи; 6) внешнеэкономические функции - как инструмент торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами; 7) стимулирующая функция - влияет на повышение объемов производства и улучшение качества продукции.

Виды цен. 1) в зависимости от сфер торговли. Оптовы е - цены, по которым продукция реализуется крупными партиями. Розничные - цены, по которым товар продается в розничной торговой сети. Закупочные цены - цены государственных закупок продукции у предприятий. Цены на услуги.

2) виды цен, различающиеся по степени и способам регулирования. Жестко фиксированные, твердые цены - назначаются гос.органами ценообразования. Регулируемые цены - регулируются гос.органами - утверждение гос.органами предельного уровня рентабельности. Договорные цены - определяются документальным соглашением между продавцом и покупателем. Свободные рыночные цены.


1. Экономическая теория как наука.

2. Возникновение и развитие экономической теории.

3. Соврем напр-ие разв-ия эк науки: неоклас-ое, неонейсманское, неоклас-го синтеза, институц-го – соц-ое. Монетаризм.

4. Принципы и методы экономического анализа.

5. Понятие эк системы и ее структура. Типы экономических систем.

6. Экономическое понимание собственности. Типы и. формы собственности.

7. Процессы разгосударствления и приватизации собственности в РБ.

8. Потреб-и и произв-во; понятие* взаимосвязь. Класс-ия потребностей. З-н возвышения потреб-ей.

9. Производство и ресурсы. Эк ресурсы и факторы произ­водства.

10. Воспроизводство: понятие, моменты.

11. Производственные фонды. Кругооборот и оборот фондов предприятия. Амортизация.

12. Общественное воспроизводство. Условия реализации при простои.

13. Понятие экономического роста. Типы экономического роста и его факторы.

14. Эффективность производства. Пути повышения эффективности производства.

15. Сельское хозяйство как отрасль материального производства.

16. Агропромышленный комплекс (АПК) РБ и пути его реформирования.

17. Понятие формы общественного хозяйства. Натуральное хозяйство.

18. Товар производство как форма общ-го хоз-ва, его осн черты условия возник-ия и разв-я.

19. Осн Эл-ты товар хоз-ва. Товар и его св-ва. Величина стоимости товара.

20. Закон стоимости: сущность, функции, роль в развитии товарного производства

21. Деньги: сущность, функции, законы денежного обращения. Теории денег.

22. Рынок как форма функционирования товарного производства. Институт рынка.

23. Структура рынка: Субъекты, объекты, типы и виды рынков.

24. Инфраструктура рынка, ее основные элементы.

25. Рыночный механизм: понятие, его основные элементы.

26. Теория спроса и предложения,

27. Пути перехода экономики Республики Беларусь к рыночным отношениям.

28. Потребление и полезность. Закон предельной полезности.

29. Предпочтение потребителя Кривые безразличия и их свойства. Равновесие потребителя.

30. Фирма как хозяйствующий субъект. Виды предприятий в Республике Беларусь.

31. Взаимодопол-ть и взаимозам-ть факторов произв-ва. Закон убыв-шей произв-ти. Изокванта.

32. Издержки фирмы. Себестоимость. Эффект масштаба.

33. Проблемы снижения издержек на предприятиях Республики Беларусь.

34. Понятие дохода фирмы, структура дохода.

35. Доход и прибыль. Экономические теории о прибыли.

36. Показатели прибыли. Рентабельность и пути повышения эффект-ти предприятий РБ.

37. Основные модели рыночных структур.

38. Монополия и ее виды. Монополизация в Республике Беларусь.

39. Олигополия как рыночная структура ценообразование в условиях олигополии.

40. Рынок ресурсов. Спрос предложение ресур-в в усл-ях совер­ш-й и несовершенной конкуренции.

41. Рынок труда, заработная плата: формы и системы.

42. Проблемы совершенствования заработной платы в Республике Беларусь.

43. Рынок капитала. Ссудный капитал и ссудный процент.

44. Рынок природных ресурсов. Земельная рента и ее виды. Цена земли.

45. Понятие национальной экономики: цели и структура.

46. Менеджмент в системе микрорегулирования, его функции.

47. Маркетинг в системе микрорегулирования.

48. Система макроэкономических пропорций и их виды.

49. Система национальных счетов: понятие, методология.

50.Валовой внутр продукт. Национальный доход: производство, распределение и использование.

51.Совокупный спрос и совокупное предложение.

52.Макроэкономическое равновесие и его основные элементы.

53.Инвестиционный спрос и предложение. Мультипликатор и акселе­ратор инвестиций.

54.Совокупное потребление и сбережение.

55.Макроэкономическая нестабильность, понятие, формы проявления.

56.Циклический характер экономического развития. Теории длинны средних и коротких волн

57.Антициклические концепции и программы, экономический кризис и пути его преодоления в РБ.

58.Понятие занятости населения. Безработица, ее причины и виды.Гос политика занятости Р Б.

59.Инфляция: сущность, причины. Особенности преодоления инфляции

60.Формы и методы гос вмешательства в экономику на современном этапе.

61.Понятие финансов и их функции. Финансовая система и ее структура. Госбюджет Рлики Беларусь и его основные статьи.

62.Сущность и принципы налогообложения. Кривая Лаффера.

63, Налоги Республики Беларусь и проблемы дальнейшего реформирования налоговой системы.

64.Сущность и задачи фискальной политики. Мультипликатор фискаль политики.

65.Денежная система Республики Беларусь. Ее элементы, место и роль в национальной экономике.

66.Денежный рынок и его регулирование.

67.Кредитно-денежная политика м особенности ее реализации в РБ.

68.Социальная политика: понятие, цели, направления, уровни.

69.Система и механизм социальной зашиты населения в Республике Беларусь.

70.Понятие всемирного хозяйства, его структура. Тенденции развития мирового хозяйства.

71.Экономические основы международной торговли.

72.Республика Беларусь в международной торговле.

73.Сущность валютных отношений международном хозяйстве. Между­народные валютно-финансовые структуры.

74.Ценообразование на мировом рынке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: