double arrow

Создание и юридическое оформление нового предприятия. Реорганизация и прекращение деятельности предприятия


  1. Формы общественной организации производства (концентрация, специализация, кооперирование, комбинирование производства).

1. Концентрация производства.

2. Специализация производства.

3. Кооперирование производства.

4. Комбинирование производства.

5. Диверсификация производства.

Форма организации производства – способ функционирования и сочетания в пространстве и во времени элементов производственного процесса.

- 1 -

Концентрация – сосредоточение производства продукции главным образом на крупных предприятиях.

Виды концентрации:

  1. Технологическая
  2. Заводская
  3. организационно-хозяйственная

Показатели уровня концентрации:

  1. Стоимость основных фондов
  2. Численность работников
  3. Объём производства

Концентрация позволяет более экономно и эффективно использовать все средства производства: сырьё, оборудование, рабочую силу; снижать издержки на выпуск продукции и повышать производительность труда.

Концентрация производства осуществляется в трех направлениях:

1. концентрация разнородных производств на одном предприятии: универсальное предприятие – большое количество разнообразных цехов (основных, вспомогательных и обслуживающих), не связанных между собой ни технологическими процессами, ни характером изготовления продукции. Экономия достигается за счет сокращения расходов по обслуживанию основного производства и по управлению предприятием;

2. концентрация производства однородной продукции: специализированное предприятие – выпуск однородной продукции в больших объемах и длительное время. Экономия достигается за счет сокращения длительности производственного цикла, уменьшение маршрутов движения предметов труда в производстве, сокращения потерь времени на переналадку оборудования, сокращения межоперационного времени пролеживания предметов труда, создания условий для внедрения поточных методов производства, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов;

3. сосредоточение на одном предприятии взаимосвязанных производств (комбинированное предприятие – выпускает продукцию которая относится к разным отраслям промышленности).

Экономия от внедрения концентрации:

Э = А + Б*Q1 / Q2, руб

Где: А – переменная часть расходов,

Б – условно-постоянные расходы,

Q1 и Q2 – объём до и после увеличения концентрации.

- 2 -

Специализация – сосредоточение производства однородной продукции на отдельных предприятиях.

Специализированное производство характеризуется однородностью продукции технологического процесса, особым оборудованием и соответствующими специализированными кадрами.

Специализация предприятия проявляется в упорядочении номенклатуры продукции с целью повышения технологической однородности производства, в создании внутри предприятия специализированных цехов, участков и рабочих мест.

Виды специализации:

  1. Предметная специализация – выпуск определенных машин, аппаратов и других видов готовых изделий (автомобильные, станкостроительные предприятия, предприятия по производству телевизоров, приемников и т.д.).
  2. Подетальная специализация – выпуск отдельных частей, узлов, блоков или деталей (подшипники, карбюраторы, печатные платы и т.д.)
  3. Технологическая специализация – превращение отдельных стадий производства или операций в самостоятельные производства (литейные, кузнечно-прессовые, сборочные предприятия)
  4. Функциональная

Показатели:

  1. Удельный вес профильной продукции в общем объёме производства.
  2. Удельный вес продукции, производимой на специализированных предприятиях в общем объёме производства данной продукции.

Специализация позволяет механизировать и автоматизировать процессы производства, внедрять передовую технологию, прогрессивные методы организации производства; повышать квалификацию кадров; повышать производительность труда, увеличивать количество выпускаемой продукции, улучшать её качество и снижать издержки.

- 3 -

Кооперирование – установление длительных производственных связей между самостоятельными предприятиями по изготовлению конечной продукции.

Кооперирование отличается от обычного снабжения сырьем и материалами.

Кооперированные связи предприятий главным образом охватывают поставки полуфабрикатов, узлов, блоков, деталей по заказам определенных предприятий. Так, поставки литья, поковок, штамповок, деталей и узлов носят характер кооперирования. Поставки в порядке кооперирования требуют обычно строго учета в процессе производства определенных производственно-технических требований предприятий-заказчиков.

Виды кооперирования:

  1. Предметная
  2. Подетальная
  3. Технологическая
  4. Функциональная

Показатели:

  1. Удельный вес полуфабрикатов, получаемых по кооперации, в себестоимости продукции.
  2. Удельный вес полуфабрикатов, изготавливаемых предприятием на сторону, в общем их выпуске.

- 4 -

Комбинирование – технологическое сочетание взаимосвязанных разнородных производств одной или разных отраслей промышленности в рамках одного предприятия.

Виды комбинирования:

  1. Сочетание последовательных стадий обработки сырья (металлургические комбинаты, в которых представлены последовательные процессы производства чугуна, стали, проката).
  2. Комплексное использование сырья (цветная металлургия – получение черновой меди и серной кислоты).
  3. Использование отходов (в металлургии производство цемента из шлака).

Показатели:

  1. Удельный вес сырья, перерабатываемого на месте его получения в общем произведенном его количестве.
  2. Количество продуктов, получаемых из одного вида сырья.

Экономическая эффективность комбинирования производства – снижение себестоимости продукции за счет снижения затрат на ее доставку к потребителю и сокращения капитальных вложений с учетом экономии на затратах сопряженных отраслей.

- 5 -

В случае, когда на предприятии роста нельзя добиться за счёт расширения сбыта традиционных изделий, если полностью удовлетворены нужды потребителей или за счёт опасения перейти в группу монополистов, предусматривают диверсификационный рост.

Данный рост возможен за счёт освоения новых видов изделий, дающих значительный доход.

Направления диверсификационного роста:

1. Концентрическая диверсификация – возможна за счёт выпуска изделий, сходных с выпускаемыми с технологической и маркетинговой точек зрения.

2. Горизонтальная диверсификация – предусматривает выпуск изделий, отличающихся от выпускаемых, но реализовать которые можно на традиционном рынке.

3. Конгломератная диверсификация – предусматривает выпуск изделий, принципиально отличающихся от выпускаемых, которые не могут быть реализованы на традиционном рынке.


  1. Основные фонды, их состав, структура, оценка, физический и моральный износ.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: