Предложение и факторы его определяющие. Закон предложения

Спрос и факторы, определяющие его изменения. Закон спроса

Закон спроса- закон, устанавливающий, что при прочих равных условиях величина спроса прямо пропорциональна изменению цены данного товара.

Спрос — это отражение потребностей людей в том или ином товаре, услуге, их желание его купить. Потребителей интересует не товар вообще, а товар по приемлемой цене. Исходя из этого, следует говорить не об абсолютном, а о платежеспособном спросе. Платежеспособный спрос характеризует не только желание, но и возможность купить товар.

Спросом называется количество товара, которое будет куплено за приемлемую цену и в определенный промежуток времени.

Механизм рынка позволяет удовлетворять только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе всегда есть и такие потребности, которые нельзя измерить деньгами и превратить в спрос. К ним прежде всего относятся блага и услуги коллективного пользования, особенно такие, в потреблении которых участвуют все граждане без исключения (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальная сеть коммуникаций и т.д.). Эти блага в мировой экономической науке именуются общественными товарами.

В обществе с развитой рыночной экономикой преобладающая часть потребностей удовлетворяется посредством реализации спроса.

На величину спроса, его структуру и динамику влияют многочисленные факторы экономического, социального и технологического характера. Спрос на товар, например, может увеличиваться в результате рекламы, изменения моды или вкусов покупателей. Несмотря на это, необходимо отметить, что покупатель в первую очередь интересуется тем, сколько стоит товар, который он хочет купить, соизмеряя свои желания со своим доходом. Это означает, что спрос на определенное благо в основном зависит от цен на товары и от дохода, выделяемого покупателем на потребление.

Количество вещей, покупаемых людьми, всегда зависит от цен на товары. Чем выше цена товара, тем меньше его покупают. И наоборот, чем ниже его цена, тем больше единиц этого товара будет куплено при прочих равных условиях.

Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, всегда существует определенное соотношение. Высокая цена товара ограничивает спрос на него, уменьшение цены на этот товар, как правило, обусловливает возрастание спроса.

Предложение – это кол-во товаров, которое производители хотят и могут предложить на рынке данного товара в данный момент времени при данных условиях. Закон предложения: при повышении цены на данный товар кол-во предложения данного товара увеличивается, и наоборот. Факторы: 1) ценовые факторы (чем цена больше, тем предложение ниже и наоборот). 2) неценовые факторы (ожидание производителей). 3) реклама. 4) действие конкурентов и др. К числу основных неценовых факторов предложения относят:

а) изменение цен на факторы производства (при их росте график сдвига-ется влево). Так, при прочих равных условиях(в первую очередь при сохране-нии цен на выпускаемую продукцию и неизменности технологий производст-ва) удорожание сырья и топливно-энергетических ресурсов приведет к сокра-щению производства тех товаров, при изготовлении которых они используются и график предложения сдвигается влево;

б) изменение технологий производства товара. Так, при внедрении но-вых прогрессивных технологий, которые обеспечивают снижение издержек на производство продукции, график предложения сдвигается вправо, что соответ-ствует росту предложения;

в) изменение системы налогообложения и субсидирования предприятия Так, при снижении налогов и росте субсидий график сдвигается вправо, так как это содействует как увеличению возможностей, так и желания производить данный товар;

г) изменение числа производителей (продавцов). Так сокращение госу-дарством перечня лицензируемых видов деятельности обеспечит сдвиг графи-ка вправо, так как на рынке появятся новые производители (продавцы), для которых ранее получение лицензии было весьма затруднительным;

д) изменение цен на другие товары. В данном случае в категорию «другие товары» попадают те, на производство либо реализацию которых может пере-ключиться фирма, формирующая предложение анализируемого товара. Так, рост закупочных цен на сахарную свеклу может привести в новом сезоне к сдвигу графика предложения картофеля влево, так как желание его выращивать снизится;

е) изменение ожиданий производителей (относительно изменения цен на товары, будущей рентабельности производства товаров и др. Так, ожидание повышения цены товара в будущем может привести к сдвигу графика предло-жения этих товаров влево, если данный товар не относится к категории скоро-портящихся и по оценкам продавцов дополнительный доход от продажи подо-рожавшего товара превысит дополнительные затраты его хранению и потери от замедления оборота.

Чтобы получить рыночную (отраслевую) функцию предложения, нужно сложить функции предложения всех фирм, производящих данный вид продук-ции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: