Тема 2. Спрос и предложение. Рыночное равновесие

Спрос и предложение. Функция спроса. Функция предложения. Взаимодействие спроса и предложения. Дефицит и избыток. Равновесие. Излишек покупателя и продавца. Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периоде. Паутинообразная модель. Налоги дотации. Фиксированные цены. Черный рынок.

Спрос – это желание, потребность и способность потребителя приобрести имеющиеся на рынке товары и услуги. Под объемом спроса понимают то количество товаров и услуг, которые покупатель готов купить по данной цене в единицу времени (день, неделя, месяц, квартал, год).

Зависимость объема спроса от факторов его определяющих называют функцией спроса:

QDA = f (PA, PВ,…, PZ, I, T…), (1)

где QDA — объем спроса на товар А в единицу времени; PA — цена товара А (ценовой фактор); PВ,…, Pz — цены других товаров; I — денежный доход; Т — вкусы и предпочтения; …другие неценовые факторы: ожидания потребителей; экономическая политика правительства; реклама; число покупателей и д.р..

Функция спроса от цены:

QDA = f (PA) – все факторы, кроме цены данного товара фиксированы. Если цена товара А меняется, то происходит изменение объема спроса, а движение осуществляется вдоль линии спроса.

Рис. 2: Линия спроса. Изменение объёма спроса.

На рис. 2 видно, как при увеличении цены, от P1 до P2 объем спроса уменьшается от Q1 до Q2, то есть происходит движение вдоль линии спроса D от точки E к точке F.

Если изменяются неценовые факторы спроса при фиксированной цене, то происходит изменение самого спроса (увеличение или уменьшение) что на графике (рис. 3) отражается сдвигом линии спроса вправо (например, при увеличении дохода потребителя) или влево (при его уменьшении).

Рис. 3: Изменение спроса.

Закон спроса: обратная зависимость объёма спроса от цены.

Исключения из сферы действия закона спроса:

Парадокс Гиффина (рис. 4); эффект Веблена (рис. 5)

Рис. 4: Парадокс Гиффина.

Рис. 4: Эффект Веблена.

Цена спроса: максимальная цена, которую потребитель готов заплатить за определённое количество товаров или услуг.

Предложение — это готовность предпринимателей поставить на рынок товары или услуги по определённой цене.

Объём предложения — это количество товаров или услуг, которые продавцы готовы продать по данной цене в единицу времени (день, неделя, месяц и т.д.).

Зависимость объёма предложения от определяющих его факторов называется функцией предложения:

QSA = f (PA, PB,..., PZ, L, T, N...), (2)

где QSA — объём предложения товара А в единицу времени; PA — цена товара А (ценовой фактор); и неценовые факторы: PB,..., PZ - цены на ресурсы; L – технология, применяемая при производстве товара А, Т – налоги и дотации; N – природно-климатические условия; …другие неценовые факторы, определяющие объём предложения.

Функция предложения от цены:

QSA = f (PA) — все факторы, определяющие объём предложения, кроме цены данного товара, фиксированы.

Если цена товара А меняется, то происходит изменение объёма предложения, а движение осуществляется вдоль линии предложения.

Рис. 5: Линия предложения. Изменение объёма предложения.

При увеличении цены от P1 до P2, объём предложения увеличивается от Q1 до Q2, то есть происходит движение вдоль линии предложения от точки Е к точке А (рис. 5).

Если меняются неценовые факторы предложения при фиксированной цене, то происходит изменение самого предложения, например, увеличение предложения при снижении.

Рис. 6: Изменение предложения.

На графике эта ситуация отражается сдвигом линии предложения вправо (см. рис. 6).

Цена предложения — это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определённое количество товаров или услуг.

Равновесная цена. Равновесный объем. Причины сдвига равновесия (изменения спроса, изменения предложения, одновременное изменение спроса и предложения).

Рис. 7: Взаимодействие спроса и предложения. Равновесие.

Цена равновесия (РЕ) – рыночная цена товара, уравновешивающая цену спроса и предложения или складывающаяся при полном их соответсвий.

Равновесная цена. Равновесный объем. Сдвиг равновесия. Причины сдвига равновесия (изменение спроса, изменение предложения, одновременное изменение спроса и предложения).

Рис. 8: Сдвиг равновесия в случае увеличения спроса.

Рис. 9: Сдвиг равновесия в случае сокращения предложения.

Рис. 10: Сдвиг равновесия в случае одновременного изменения спроса и предложения.

Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периодах.

Период — характеристика скорости приспособления предложения к изменяющемуся спросу.

Три периода времени, характеризующих скорость приспособления предложения к спросу: мгновенный, короткий, длительный.

Мгновенный период — это период в течении которого все факторы производства являются постоянными величинами.

Короткий период — это период в котором одни факторы являются постоянными величинами (производственные мощности предприятия), а другие (количество и состав работников, количество применяемых материалов) — переменными величинами.

Длительный период — все факторы производства являются переменными величинами.

IS, SS, LS — линии предложения соответственно в мгновенном, коротком и длительном периодах.

 
 


Рис. 11: Равновесие в мгновенном, коротком и длительном периодах.

Устойчивое и неустойчивое равновесие. «Паутинообразная модель».

Рис. 12: Устойчивое равновесие на рынке.

Рис. 13: Неустойчивое равновесие на рынке.

Рис. 14: Неустойчивое равновесие на рынке — регулярные колебания.

Государственное регулирование рынка с помощью налогов, дотаций, фиксированных цен

Рис. 15: Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога

(Т руб. на ед.), вносимого в бюджет продавцами.

Рис. 16: Воздействие на рыночное равновесие потоварного налога

(Т руб. на ед.), вносимого в бюджет покупателями.

Рис. 17: Воздействие на рыночное равновесие потоварной дотации

(V руб. на ед.).

Рис. 18: Воздействие на рыночное равновесие фиксированных цен, установленных государством выше (Р`) или ниже (Р``) равновесной цены.

Цена государственная – фиксированная цена на продукцию (товар), устанавливаемая правительством страны и регулируемая при изменении ситуации на рынке.

Рис. 19: Дефицит и черный рынок.

Рис. 20: Излишки покупателя (АЕРЕ) и продавца (РЕЕВ) в условиях равновесия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: