Совокупный спрос и его составляющие. Факторы совокупного спроса

Совокупный спрос - это реальный объем производства, который готовы купить потребители (домохозяйства, бизнес-сектор, государство, внешний сектор) при любом возможном уровне цен.

Графически совокупный спрос(AD) можно представить в виде кривой с отрицательным наклоном, которая отражает обратную зависимость между объемом покупаемого реального ВНП и уровнем цен:

Кривая совокупного спроса показывает комбинации объема выпуска и общего уровня цен в экономике при которых товарный и денежный режим находится в равновесии.

Обратная зависимость между уровнем цен и величиной совокупного спроса объясняется несколькими причинами.

1.Одна из них связана с эффектом так называемых ценовых факторов совокупного спроса; или ценовых эффектов, к которым относятся:

Эффект процентной ставки проявляется в том, что рост цен увеличивает спрос на деньги. При неизменном объеме денежной массы это повышает процентную ставку, то есть плату за пользование деньгами что приводит к сокращению некоторых расходов предприятий и потребителей и тем самым к сокращению совокупного спроса.

Эффект богатства или кассовых остатков связан с тем, что при росте цен покупательная способность финансовых активов населения, например таких, как депозиты в банках, облигации, уменьшаются. То есть население не имеющее активы может реально приобрести меньше товаров и услуг, значит оно становится беднее, и поэтому вполне вероятно сократит свои расходы, что уменьшит совокупный спрос.

Эффект импортных закупок означает, что если уровень цен в стране растет, то спрос на товары данной страны, предъявляемым иностранцам сократится, это приведет к сокращению экспорта. Кроме того, население страны станет покупать меньше отечественных товаров, которые теперь будут дороже, по сравнению с импортными, что приведет к увеличению импорта.

В результате чистый экспорт сократится, а поскольку он является одним из компонентов совокупного спроса, это приведет к уменьшению кривой.

2. Неценовые:

изменения в потребительских расходах (C):

изменение доходов прямо влияет на потребительский спрос, увеличивая его;

– ожидание изменения доходов и цен (ожидание их роста увеличивает спрос на товары в данный момент, и наоборот);

– задолженность потребителей и рост налогов уменьшают потребительские расходы, и наоборот;

изменения в инвестиционных расходах (I) — увеличивают или уменьшают расходы на покупку инвестиционных товаров (средств производства). Рост инвестиций увеличивает со­вокупный спрос;

увеличение государственных расходов на покупку товаров и услуг(G) — вызывает рост совокупного спроса;

увеличение расходов на чистый экспорт (Ne) — приводит к росту совокупного спроса. Факторами такой ситуации могут быть рост национального дохода иностранных государств; обесценение отечественной валюты по отношению к другой национальной валюте.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: