Начало монашества на Руси. Киево-печерский монастырь

КОНСПЕКТ 5

Монашество (монахи, монастыри – от греческого слова «монос» - один, одинокий, «монастирион» – уединённое жилище), также иночество – буквально «уединённое, одинокое жительство».

Развитие идеи монашества с первых времён христианства шло непрерывно. Еще в Ветхом Завете существовали движения назореев и ессеев. И уже вскоре после Пятидесятницы отдельные лица, следуя указанию Евангелия и по примеру апостолов, отрекались от благ мира. Они посвящали себя исключительно проповеди слова Божия, непрестанному покаянию, частому причащению, служению бедным, нуждающимся и помощи заключённым и больным.

В IV в. появляется организованное христианское монашество. В значительной степени это было реакцией на обмирщение Церкви. После легализации в 313 году императором Константином в Церковь хлынуло множество нерелигиозного люда, и внешние её границы размылись.

Отшельничество развивалось под влиянием Антония Великого. Основателем другой формы монашества, общежительной, или киновийной, считается Пахомий Великий.

Те аскеты, которые считали необходимым более крайнее отречение от мира, создавали новые формы монашества, такие как затворничество, молчальничество, столпничество.

На Руси монастыри стали учреждаться с самого начала официального распространения христианства. Сохранилось предание об основании греческими монахами Спасского монастыря близ Вышгорода. Летопись упоминает о монастыре при Десятинной церкви в Киеве.

Одним из первых русских монастырей стала Киево-Печерская Лавра. Сначала на берегу Днепра выкопал пещеру и поселился в ней священник Иларион, будущий святитель (день памяти 23 марта). После его избрания в 1051 году в митрополиты, пещеру занял монах Антоний (день памяти 10 июля), вернувшийся с Афона. Вокруг него стали вскоре селиться другие монахи в пещерах. Первым пришел Никон, вторым Феодосий (день памяти 3 мая). Когда их число возросло до 12, они построили для себя над пещерой церковь Успения Пресвятой Богородицы и кельи. Антоний отказался стать игуменом и оставался до конца жизни (1073 год) только примером подвижничества и благочестия.

Преподобный Антоний поставил в игумены Варлаама, а сам удалился на соседнюю гору, где выкопал для себя новую пещеру. Эта пещера послужила началом «ближних» пещер, названных так в противоположность прежним, «дальним». Вскоре Антоний испросил у великого князя Изяслава Ярославича все плато над пещерами, где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения.

В 1057 году игуменом был поставлен преподобный Феодосий. В возрасте 24 лет он принял иноческий постриг. Он ввел в обители общежительный студийский устав, который был заимствован отсюда и другими русскими монастырями. Святой Феодосий управлял монастырем усердно и мудро, будучи молитвенником и постником, не гнушался исполнять самые черные и тяжелые работы. Духовный авторитет Киево-Печерского игумена был столь высок, что к нему за советом приходили и бояре и простые люди, частым гостем был великий князь Изяслав.

Суровая подвижническая жизнь иноков и их благочестие привлекли к монастырю значительные пожертвования.

В 1073 году была заложена каменная церковь, оконченная и освящённая в 1089 году; Фресковая живопись и мозаики были исполнены цареградскими художниками.

При монастыре находился странноприимный дом, устроенный Феодосием для приюта нищих, слепых, хромых; на него отпускалась 1/10 монастырских доходов. Каждую субботу монастырь посылал воз хлеба для заключённых.

С переселением братии в большой монастырь, пещеры были обращены в усыпальницу для монахов, тела которых клали по обеим сторонам пещерного коридора, в углублениях стен.

С первых лет своего существования Киево-Печерский монастырь стал распространителем церковной культуры. Почти все епископы в XI и XII веках, в том числе святители Леонтий и Никита

(см. конспект 3 «Русская Церковь в XI веке»), были сначала иноками этого монастыря. В его стенах переписывались книги, и велась запись событий. Инок Нестор составил летописное сказание о событиях до 1111 года. Он же написал житие святых князей Бориса и Глеба и жития некоторых печерских подвижников (день памяти 27 октября).

Из иконописцев Лавры наиболее известен преподобный Алипий (день памяти 17 августа), ученик греческих мастеров. По преданию, в иконописи ему помогал ангел, дописывавший ночью его иконы.

Преподобный Никон начал составлять «Киево-Печерский патерик», в который вошли жития и подвиги святых иноков монастыря. Продолжили эту работу епископ Ростовский Симон и инок Поликарп. Патерик постепенно пополнялся новыми жизнеописаниями подвижников и был на Руси одной из самых распространенных книг. В народе были особенно любимы жития следующих святых: прозорливца и целителя Пимена, Иоанна Многострадального, прозорливцев Дамиана, Матвея и Иеремии, а также преподобного Прохора – чудотворца, питавшего одной лебедой и чудесным образом кормившего во время голода окрестных жителей (день памяти 10 февраля).

Следует отметить подвиг инока Ефрема. По происхождению он был венгр. Желая совместить с подвигом иночества подвиг милосердия, странноприимства и миссионерства он построил на торговой площади в городе Торжке гостиницу для христиан и язычников. Многие язычники были обращены им ко Христу. Последние годы земной жизни преподобный Ефрем подвизался в основанном им Борисо-Глебском монастыре.

В XII в. монастырей в Киеве было до 17, в Чернигове и Переяславле по 4, в Галиче и Полоцке по 3, в Смоленскe 5. На юге развитие монастырей задерживали постоянные набеги половцев, печенегов и других кочевых народов (в 1078 году была разграблена даже Киево-Печерская Лавра). В Новгороде в XII в. было около 20 монастырей, на территории Новгородской области – около 10, в Ростове 2, в Суздале 4, во Владимире 5.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: