КОНСПЕКТ 5
Монашество (монахи, монастыри – от греческого слова «монос» - один, одинокий, «монастирион» – уединённое жилище), также иночество – буквально «уединённое, одинокое жительство».
Развитие идеи монашества с первых времён христианства шло непрерывно. Еще в Ветхом Завете существовали движения назореев и ессеев. И уже вскоре после Пятидесятницы отдельные лица, следуя указанию Евангелия и по примеру апостолов, отрекались от благ мира. Они посвящали себя исключительно проповеди слова Божия, непрестанному покаянию, частому причащению, служению бедным, нуждающимся и помощи заключённым и больным.
В IV в. появляется организованное христианское монашество. В значительной степени это было реакцией на обмирщение Церкви. После легализации в 313 году императором Константином в Церковь хлынуло множество нерелигиозного люда, и внешние её границы размылись.
Отшельничество развивалось под влиянием Антония Великого. Основателем другой формы монашества, общежительной, или киновийной, считается Пахомий Великий.
|
|
Те аскеты, которые считали необходимым более крайнее отречение от мира, создавали новые формы монашества, такие как затворничество, молчальничество, столпничество.
На Руси монастыри стали учреждаться с самого начала официального распространения христианства. Сохранилось предание об основании греческими монахами Спасского монастыря близ Вышгорода. Летопись упоминает о монастыре при Десятинной церкви в Киеве.
Одним из первых русских монастырей стала Киево-Печерская Лавра. Сначала на берегу Днепра выкопал пещеру и поселился в ней священник Иларион, будущий святитель (день памяти 23 марта). После его избрания в 1051 году в митрополиты, пещеру занял монах Антоний (день памяти 10 июля), вернувшийся с Афона. Вокруг него стали вскоре селиться другие монахи в пещерах. Первым пришел Никон, вторым Феодосий (день памяти 3 мая). Когда их число возросло до 12, они построили для себя над пещерой церковь Успения Пресвятой Богородицы и кельи. Антоний отказался стать игуменом и оставался до конца жизни (1073 год) только примером подвижничества и благочестия.
Преподобный Антоний поставил в игумены Варлаама, а сам удалился на соседнюю гору, где выкопал для себя новую пещеру. Эта пещера послужила началом «ближних» пещер, названных так в противоположность прежним, «дальним». Вскоре Антоний испросил у великого князя Изяслава Ярославича все плато над пещерами, где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения.
В 1057 году игуменом был поставлен преподобный Феодосий. В возрасте 24 лет он принял иноческий постриг. Он ввел в обители общежительный студийский устав, который был заимствован отсюда и другими русскими монастырями. Святой Феодосий управлял монастырем усердно и мудро, будучи молитвенником и постником, не гнушался исполнять самые черные и тяжелые работы. Духовный авторитет Киево-Печерского игумена был столь высок, что к нему за советом приходили и бояре и простые люди, частым гостем был великий князь Изяслав.
|
|
Суровая подвижническая жизнь иноков и их благочестие привлекли к монастырю значительные пожертвования.
В 1073 году была заложена каменная церковь, оконченная и освящённая в 1089 году; Фресковая живопись и мозаики были исполнены цареградскими художниками.
При монастыре находился странноприимный дом, устроенный Феодосием для приюта нищих, слепых, хромых; на него отпускалась 1/10 монастырских доходов. Каждую субботу монастырь посылал воз хлеба для заключённых.
С переселением братии в большой монастырь, пещеры были обращены в усыпальницу для монахов, тела которых клали по обеим сторонам пещерного коридора, в углублениях стен.
С первых лет своего существования Киево-Печерский монастырь стал распространителем церковной культуры. Почти все епископы в XI и XII веках, в том числе святители Леонтий и Никита
(см. конспект 3 «Русская Церковь в XI веке»), были сначала иноками этого монастыря. В его стенах переписывались книги, и велась запись событий. Инок Нестор составил летописное сказание о событиях до 1111 года. Он же написал житие святых князей Бориса и Глеба и жития некоторых печерских подвижников (день памяти 27 октября).
Из иконописцев Лавры наиболее известен преподобный Алипий (день памяти 17 августа), ученик греческих мастеров. По преданию, в иконописи ему помогал ангел, дописывавший ночью его иконы.
Преподобный Никон начал составлять «Киево-Печерский патерик», в который вошли жития и подвиги святых иноков монастыря. Продолжили эту работу епископ Ростовский Симон и инок Поликарп. Патерик постепенно пополнялся новыми жизнеописаниями подвижников и был на Руси одной из самых распространенных книг. В народе были особенно любимы жития следующих святых: прозорливца и целителя Пимена, Иоанна Многострадального, прозорливцев Дамиана, Матвея и Иеремии, а также преподобного Прохора – чудотворца, питавшего одной лебедой и чудесным образом кормившего во время голода окрестных жителей (день памяти 10 февраля).
Следует отметить подвиг инока Ефрема. По происхождению он был венгр. Желая совместить с подвигом иночества подвиг милосердия, странноприимства и миссионерства он построил на торговой площади в городе Торжке гостиницу для христиан и язычников. Многие язычники были обращены им ко Христу. Последние годы земной жизни преподобный Ефрем подвизался в основанном им Борисо-Глебском монастыре.
В XII в. монастырей в Киеве было до 17, в Чернигове и Переяславле по 4, в Галиче и Полоцке по 3, в Смоленскe 5. На юге развитие монастырей задерживали постоянные набеги половцев, печенегов и других кочевых народов (в 1078 году была разграблена даже Киево-Печерская Лавра). В Новгороде в XII в. было около 20 монастырей, на территории Новгородской области – около 10, в Ростове 2, в Суздале 4, во Владимире 5.