double arrow

Средства создания бизнес-плана


Бизнес-планирование представляет собой задачу настолько комплексную и масштабную, что решение ее “на руках” без привлечения современных вычислительных средств не представляется возможным. Это предъявляет особенно жесткие требования как к процедуре выбора той системы, которую предполагается использовать, так и к процессу ее эксплуатации. Важна не только возможность решения поставленной задачи, но и скорость получения квалифицированной консультации разработчика в сложных случаях. Представленные на рынке системы имеют разный уровень как по универсальности, по удобству в работе, так и по послепродажной поддержке.

Очевидно, в задачи создателя бизнес-плана входит, во-первых, корректный ввод в систему данных, необходимых для расчета, и, во-вторых, понимание тех результатов, которые в итоге будут им (создателем) получены. Объем задаваемых параметров может варьироваться, как и состав рассчитываемых финансовых показателей. Однако существует целый ряд методик, четко определяющих, какие выходные формы должны включаться в бизнес-план.

Получившей наибольшее распространение в России является упомянутая ранее методика Организации по промышленному развитию ООН (так называемая методика ЮНИДО). Подход к построению типового бизнес-плана, предложенный экспертами ЮНИДО, позволяет специалисту, создающему этот документ, не упустить существенных моментов в описании текущей или планируемой деятельности предприятия и представить результаты в виде, наиболее подходящим для восприятия западными финансистами. Не являясь по сути догмой, данная методика выполняет роль единой базы, некоего универсального языка, позволяющего общаться между собой специалистам в области инвестиционного проектирования, финансового анализа, менеджерам компаний из различных стран мира. Большинство известных на данный момент компьютерных систем для бизнес-планирования опираются на методику ЮНИДО.




Признание на российском рынке получили следующие стабильно развивающиеся системы, которые гарантируют наличие минимального обязательного уровня качества, как самих программ, так и сопутствующих им услуг - технической поддержки, консультаций, обновления версий.

Comfar III Expert (UNIDO)

Project Expert ("Про-Инвест Консалтинг")

"Инвестор" (ИНЭК)

"Аналитик" (ИНЭК)

"Альт-Инвест" ("Альт")

Cashe (Business Matters)

Организация по промышленному развитию, являясь подразделением Организации Объединенных Наций, сама ведет работу как по совершенствованию и вопросам всемирного использования своей методики, так и ее реализации в форме компьютерных программ. Результатом подобной деятельности стало программное средство КОМФАР (COMFAR), созданное непосредственно ЮНИДО. КОМФАР может быть приобретен любым российским физическим или юридическим лицом в московском представительстве ЮНИДО.



КОМФАР представляет собой программное средство для Windows. Система реализована полностью на английском языке, выходные данные, описание и руководство пользователя также на английском. Для исключения возможностей несанкционированного использования применена аппаратная защита в виде ключа (hard lock) - специальной микросхемы, подключаемой к тому же разъему персонального компьютера, что и принтер. Стоимость программного продукта COMFAR III Expert - 4400 долларов США, при этом стоимость собственно версии программы - $ 4000, и еще $ 400 - стоимость ключа. Для каждой следующей инсталляции необходимо приобретать только ключ, поэтому при покупке более одной программы каждая следующая обходится всего в $ 400.

КОМФАР является, по всей видимости, наиболее универсальным средством проведения расчетов в области инвестиционного проектирования. Предполагается, что он адаптирован к широкому спектру задач, которые могут встретиться пользователям по всему миру. Однако подобная “всеядность” является одновременно и слабой стороной этой системы, поскольку приводит к сознательному “отсечению” разработчиком целого ряда возможностей, редко встречающихся в мировой инвестиционной практике или переусложняющих систему расчетов. Неучтенные разработчиком нюансы могут оказаться теми факторами, которые ключевым образом влияют на финансовые показатели вашего бизнеса. В этом случае вы столкнетесь с тем, что, даже обладая универсальным программным средством бизнес-планирования, вы не получите реальной картины развития предприятия для вашего конкретного случая, то есть основная задача планирования останется невыполненной.



Учет местной специфики, широкие возможности по доработке программ и сервисной поддержке, индивидуальная работа с клиентом позволили российским компаниям выйти на первые роли как в качестве производителей программного обеспечения для бизнес-планирования, так и в сфере консультирования по его использованию.

Сложившаяся на отечественном рынке конкурентная ситуация характеризуется противостоянием двух идеологий, двух подходов к созданию программных систем для бизнес-планирования. Первый подход - так называемая “закрытая система”. Она представляет собой “черный ящик” (в математическом смысле), в который пользователь закладывает исходные данные, а на выходе получает результаты. Пользователь не может вмешаться в процесс расчетов, алгоритм вычислений известен ему только в общих чертах, конкретные формулы “закрыты” внутри расчетного блока и не подлежат корректировке пользователем.

Самым ярким представителем идеологии “закрытых систем” (идеологии, в которой, кстати, реализован и КОМФАР), является программа “Project Expert” московской фирмы Pro-Invest Consulting. Широко рекламируемая в специальных изданиях, обладающая мощной сервисной поддержкой, имеющая развитые возможности по обновлению версий (upgrade), данная система представляет наиболее полный набор возможностей как профессионалам в области создания бизнес-планов, так и неспециалистам. Project Expert считается головной системой в семействе программ фирмы Pro-Invest Consulting: на рынке также представлены продукты “Forecast Expert” - система прогнозирования, “Marketing Expert” - система построения маркетинговой стратегии, “Audit Expert” - система анализа финансового состояния предприятия, “Project Questionnaire & Risk” - система анализа рисков. Все указанные программы реализованы для оболочек Windows.

Как и КОМФАР, Project Expert использует аппаратную защиту от незарегистрированных пользователей. Ключ входит в комплект поставки каждой программы и отдельно не приобретается. При этом стоимость Project Expert Professional в котором реализованы возможности многопользовательской эксплуатации в локальной сети ниже стоимости программы КОМФАР. Производитель программы ведет гибкую маркетинговую политику и может предоставить существенные скидки (до 60%) отдельным категориям пользователей.

Класс “открытых систем” бизнес-планирования представлен на рынке целым рядом программных средств. Рассмотрим среди них наиболее характерную и, на мой взгляд, наиболее продвинутую - “Альт-Инвест” петербургской фирмы “Альт”. Она также является головной в группе программ, таких как “Альт-Прогноз” (прогнозирование), “Альт-План” (стратегическое планирование), “Альт-Финансы” (анализ финансового состояния). Кроме того, существует сокращенный вариант программы под названием “Альт-Инвест-Прим.

Программа “Альт-Инвест” реализована в среде электронных таблиц “Microsoft Excel”. Это означает, что для работы с системой вам необходимо предварительно установить себе на компьютер “Excel”, что, впрочем, нельзя отнести к недостаткам “Альт-Инвеста”, так как указанный тип электронных таблиц распространен практически повсеместно.

“Открытая система” характерна, в частности, тем, что пользователь имеет возможность отслеживать процедуру вычислений путем внесения изменений в конкретные расчетные формулы. “Альт-Инвест” представляет собой файл Excel-формата, поэтому как исходные данные, так и массивы результатов представляют собой просто набор таблиц. Каждое поле такой таблицы либо служит для ввода начальных числовых данных, либо содержит расчетную формулу, которую пользователь может редактировать. Данная особенность “открытых систем” вызывает огромное количество нареканий. В самом деле, каждое изменение, вносимое пользователем, теоретически может содержать ошибку. Пользователь, совершенно не владеющий синтаксисом языка, встроенного в “Excel”, естественно, формулы редактировать не сможет, однако при наличии минимальной квалификации возможно внесение в программу любых изменений. И в этой ситуации для обнаружения возникших в вычислительных алгоритмах ошибок необходимо обладать очень серьезным опытом работы с подобными системами и четко представлять себе методику и логику расчетов.

Что вы должны задать:

1. Общие параметры расчета:

§ Горизонт планирования - начальный момент и конечный момент расчета либо момент начала расчета и продолжительность;

§ Интервал планирования - периодичность, с которой результаты будут представлены в выходных таблицах. Например: при интервале планирования, равном 30 дням, результаты будут отображаться помесячно, при интервале 90 дней - поквартально. Значение продолжительности интервала планирования может влиять на алгоритм расчета или нет, в зависимости от конкретной системы (см. ниже);

§ Количество и наименование валют, в которых будет вестись расчет, а также какая валюта является основной. Основная валюта - та, в которой будут представлены результаты расчетов. Моновалютным называется расчет, когда как все доходы так и все расходы выражены в одной валюте. В этом случае основная валюта совпадает с валютой расчета. Двухвалютные расчеты возникают, когда часть доходов либо расходов производится в валюте, отличной от основной. Например, затраты производятся в рублях, а продукция экспортируется, и выручка получается в долларах США. Основной в данном случае может быть любая из двух валют, по выбору пользователя. Многовалютные системы позволяют использовать количество валют, большее двух.

2. Максимально точное описание макроэкономических параметров среды, в которой функционирует предприятие. К этим параметрам относятся:

§ Курсы валют - текущие и на перспективу;

§ Инфляция - текущие показатели и прогноз;

§ Налоговое окружение - ставки налогов; либо виды налогов, ставки и база налогообложения;

3. Описание параметров производства:

§ Номенклатура выпускаемой продукции;

§ Объем производства (либо граничные условия по объемам производства, в зависимости от типа системы);

§ Себестоимость продукции (по типам издержек);

§ Номенклатура сырья и материалов, порядок их использования в производстве;

§ Условия оплаты и поставок сырья и материалов.

§

4. Описание сбытовой политики:

§ Объем сбыта (по интервалам планирования);

§ Цены продаж;

§ Условия оплаты и поставок.

5. Инвестиционный план:

§ Объем, структура и сроки инвестирования;

§ Типы активов, условия амортизации активов.

6. Финансовая схема предприятия:

§ Объем и условия привлечения капитала

§ Доля заемного капитала;

§ Условия использования займов (сроки, процентные ставки, условия возврата);

§ Условия распределения прибыли, дивидендная политика.

7. Ставка дисконтирования

Основой выходных данных являются три отчета, на основании которых рассчитываются показатели эффективности и финансовые показатели. Этими отчетами являются:

1. Отчет о движении денежных средств (Cash-flow statement). Он отражает реальный приток - отток средств по счету предприятия в зависимости от интервала планирования. Последняя строка отчета “Свободные денежные средства нарастающим итогом” иногда носит название “Остаток по расчетному счету”, отражающее ее сущность. Финансовый план вашего предприятия должен обеспечивать постоянный положительный остаток по данной строке, отрицательные величины означают нехватку ресурсов и, следовательно, невозможность исполнения запланированного в текущем и всех последующих интервалах.

2. Отчет о прибылях и убытках (Income statement). Является аналогом стандартного бухгалтерского отчета о финансовых результатах.

3. Балансовый отчет (Balance sheet). Часто по английскому наименованию называется “отчетом по балансовому листу”. Отражает структуру активов и пассивов предприятия по интервалам планирования.

Вторая группа результатов называется показателями эффективности. Они, как правило, используются для определения выгодности вложения средств в то или иное предприятие. Кроме того, эти показатели позволяют сравнивать различные варианты использования капитала. К основным показателям эффективности относятся:

1. Чистая приведенная стоимость (NPV, Net Present Value). Тесно связана с понятием дисконтирования и дисконтированного денежного потока. Представляет собой сумму чистых денежных потоков, определяемых в таблице Cash-flow, и приведенных на момент начала планирования с помощью процедуры дисконтирования. Как правило, считается, что инвестиционный проект с NPV, меньшим нуля, невыгоден для финансирования, поскольку приносит доход меньше потенциально возможного. Показатель зависит от горизонта планирования, поэтому для корректного сравнения двух проектов они должны иметь равную длительность.

2. Внутренняя норма доходности (IRR, Internal Rate of Return, иногда называется также “внутренней нормой прибыли, ВНП). Значение ставки дисконтирования, при котором чистая приведенная стоимость обращается в ноль. Как правило, проекты с IRR ниже, чем ставка дисконтирования, являются невыгодными для инвестирования. Однако обратное не всегда верно, поскольку в случаях, когда на горизонте планирования чистый денежный поток меняет знак более одного раза, уравнение, по которому итерационным методом ищется IRR, может иметь более одного решения.

3. Срок окупаемости (PBP, Payback Period) - точка на горизонте планирования, в которой денежный поток, рассчитываемый нарастающим итогом, стал положительным и остался таковым на всем протяжении до окончания проекта. Различают простой и дисконтированный сроки окупаемости, рассчитываемые соответственно по чистому и чистому дисконтированному потокам денежных средств.

Следует особо подчеркнуть, что для корректного заключения, например, о выгодности инвестиций в проект, следует в комплексе анализировать как показатели эффективности с учетом их взаимосвязей, так и отдельные значения некоторых из результатов, содержащихся в каждом из трех перечисленных выше отчетов.

Третья группа результатов называется коэффициентами финансовой оценки. Большое их количество призвано охватить практически все аспекты функционирования предприятия, поэтому данные показатели широко используются и в инвестиционном планировании, и в оперативном планировании, и при анализе финансового состояния компании. Подробный анализ каждого из коэффициентов занял бы непозволительно много времени, тем более что состав рассчитываемых показателей сильно зависит от используемого вами программного средства, поэтому уместно будет кратко перечислить основные типы этих показателей.

1. Точка безубыточности - объем производства , при котором объем выручки становится равным суммарным производственным издержкам. Зависит от соотношения переменных (зависящих от объема производства) и постоянных (не зависящих от объема производства) производственных затрат

2. Коэффициенты рентабельности. Рентабельность оборотных (RCA) и внеоборотных (RFA) активов, рентабельность собственного капитала (ROE), инвестиций (ROI), рентабельность продаж позволяют оценить эффективность каждого отдельного звена, позволяющего функционировать вашему бизнесу.

3. Коэффициенты CR - общей (текущей) ликвидности и QR - мгновенной (срочной) ликвидности характеризуют обеспеченность обязательств предприятия соответствующими типами активов.

4. Группа коэффициентов покрытия характеризует способность предприятия обеспечивать выплату процентов и возврат основной суммы займа в срок без нарушения финансовой устойчивости.

Четвертый раздел результатов именуется анализом чувствительности. Он иллюстрирует зависимости основных показателей эффективности от важнейших параметров, характеризующих ваш бизнес. Анализ чувствительности позволяет вам увидеть, влияние каких факторов на деятельность компании наиболее существенно, изменениями каких параметров при дальнейшем анализе можно пренебречь, каков “запас прочности” у вашего предприятия, что может отрицательно повлиять на его устойчивость.







Сейчас читают про: