Права и обязанности граждан во взаимодействии с исполнительной властью

Индивидуальные субъекты административного права. Административно-правовой статус.

Тема 4. Граждане, как субъекты административного права.

Необходимо различать понятия «субъект административного права» и «субъект административных правоотношений». Субъект права характеризуется в норме общими признаками. Субъект правоотношений обладает только ему свойственными признаками. Субъект административного права может стать субъектом административных правоотношений при соблюдении 3х условий:

1) существует норма, предусматривающая права и обязанности;

2) субъект должен быть право- и дееспособен;

3) должны существовать основания для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.

Административно-правовой статус индивидуального субъекта представляет собой сложное юридическое образование, включающее в себя 4 элемента:

1) правовой статус личности, включая права и обязанности, свойственные человеку вообще, выделяют право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, право на свободу передвижения;

2) статус гражданина РФ, включает права и обязанности, связанные с принадлежностью к определенному государству, можно выделить право на участие в управлении государством, на проведение собраний, митингов, шествий, обязанность нести военную службу;

3) социальный элемент включает в себя права и обязанности, которые лицо приобретает в зависимости от социального положения;

4) особый статус – права и обязанности, которые лица приобретают по собственному желанию (водительские права, статус охотника, рыболова).

Каждый индивидуальный субъект может обладать либо полным объемом элементов статуса, либо облегченным вариантом.

Административная правосубъектность состоит из правоспособности, дееспособности и деликтоспособности. Частичная деликтоспособность возникает с 3х лет и увеличивается в зависимости от интеллектуального и физического взросления лица. Возраст административной деликтоспособности – 16 лет.

Основанием для возникновения и прекращения отношений являются юридические факты, действия и события реальной действительности.

Все права изначально можно разделить на 2 группы: статутные (постоянные, которые реализуются лицами вне зависимости от сферы деятельности) и права, адекватные тем сферам, в которых они реализуются. Выделяют личные, экономические, социально-культурные, политические права. Непосредственно во взаимодействии и ИВ реализуются:

1) право граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей;

2) право избирать и быть избранным;

3) право на объединение;

4) право проводить собрания, митинги, шествия и т.д.;

5) право на обращение в органы ГВ и МСУ;

6) право на свободу и личную неприкосновенность;

7) право на неприкосновенность жилища;

8) право на свободу передвижения;

9) право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов ГВ и их должностными лицами.

В административном праве существуют 4 основные обязанности:

1) соблюдать закон;

2) сохранять природу;

3) платить налоги;

4) воинская обязанность.

В законе – 2 вида гарантий соблюдения прав и свобод: судебные и внесудебные. Ст. 42 и ст. 46 Конституции РФ предоставляют право обратиться за защитой нарушенного права в соответствующий суд. Статус судебной власти выдвигает судебные гарантии на 1 место.

Органы ГВ, МСУ и их д/л являются организациями, призванными осуществлять внесудебные гарантии. Они должны действовать по 2м направлениям:

1) осуществлять условия для свободной реализации прав и свобод;

2) разрешать конкретные имущественные дела, которые возникли по инициативе граждан.

В качестве несудебной гарантии в РФ действует уполномоченный по правам человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: