Действие норм во времени и пространстве.
Способы реализации АПН.
Реализация административно-правовых норм выражается в практическом проведении в жизнь содержащихся в них правовых предписаний и обеспечении должного поведения участников управленческих отношений.
Известны следующие варианты реализации административно-правовых норм:
1) исполнение — точное следование участников управленческих отношений тем юридическим предписаниям, обязательным правилам поведения, запретам и ограничениям на те или иные действия, которые сдержатся в административно-правовых нормах;
2) применение — издание полномочным органом управления (должностным лицом) либо нормативных актов, предусматривающих механизм реализации соответствующего правового предписания, либо индивидуальных актов, определяющих применение административно-правовой нормы к конкретной практической ситуации;
3) использование — применение органом исполнительной власти, местной администрацией (должностными лицами) того или иного варианта исполнительной деятельности при наличии в административно-правовой норме альтернативы в принятии решений;
4) соблюдение — воздержание субъекта от совершения запрещенных действий; от исполнения оно отличается пассивным поведением субъекта управленческой деятельности.
По масштабам применения административно-правовые нормы могут быть:
1) общефедеральными (действующими на всей территории страны),
2) региональными (распространяющими свое действие на территорию субъекта РФ),
3) территориальными (устанавливаемыми органами исполнительной власти Российской Федерации и субъектов РФ с распространением действия лишь на определенные территории, например районы Крайнего Севера),
4) местными (устанавливаемыми органами местного самоуправления и местной администрацией),
5) локальными (действующими в концернах, консорциумах, объединениях, организациях, предприятиях).
По действию во времени административно-правовые нормы подразделяются на:
1) срочные (введенные в действие на определенный срок),
2) бессрочные (срок действия которых заранее не установлен).
Для административно-правовых отношений характерны следующие признаки:
1) возникают в процессе государственного управления;
2) имеют в качестве обязательного субъекта орган государственного управления (органа исполнительной власти);
3) являются отношениями власти-подчинения и характеризуются юридическим неравенством сторон.
Административно-правовые отношения
1) возникают в сфере государственного управления;
2) могут иметь место между всеми субъектами административного права в любом их сочетании;
3) делятся по соотношению прав и обязанностей участников на две группы: отношения власти-подчинения и отношения равноправия.
Административно-правовые отношения — это регулируемые нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере управления. В административно-правовом отношении стороны выступают как носители взаимных прав и обязанностей, урегулированных административно-правовой нормой.
Важнейшим признаком субъектов административно-правовых отношений является наличие у них материального или процессуального административно-правового статуса, т. е. прав, обязанностей, ограничений, запретов, ответственности. В данном случае идет речь о двух таких категориях:
1) административная правоспособность — способность иметь установленные в административно-правовых нормах права и обязанности (право на имя, право на благоприятную окружающую среду, право на медицинскую помощь и т. д.);
2) административная дееспособность — способность лица приобретать и осуществлять права, исполнять обязанности, соблюдать ограничения и запреты, установленные нормативными правовыми актами, а также нести ответственность за нарушение административно-правовых правил.
Содержание административно-правовых отношений составляют права, обязанности, запреты, ограничения субъектов административного права, а также процессуально-правовой режим их осуществления, исполнения, соблюдения или правовой защиты. Одним из важнейших элементов содержания административного правоотношения являются публичные обязанности и права, субъекты реализации которых называются участниками публично-правового отношения, призванные осуществлять публичные обязанности правомочия.
Административно-правовое отношение — разновидность правовых отношений, оно обладает общими признаками, характерными для всех видов правоотношений. Это, во-первых, первичность правовых норм и, как следствие, наличие регулирующего воздействия правоотношения на конкретное общественное отношение конкретной правовой нормы, придающей ему юридическую форму. Во-вторых, это регламентация правовой нормой действий сторон этого отношения, придающая им юридическую силу. В-третьих, это корреспонденция обязанностей и прав сторон правоотношения, определяемая правовой нормой. В-четвертых, это специфичность состава любого вида правоотношений, элементами которого являются субъекты (участники отношений), объект (то, по поводу чего возникли отношения) и содержание, в котором различаются фактическая сторона (поведение субъектов) и юридическая сторона (субъективные права и обязанности).
Особенностями административно-правовых отношений являются следующие:
1) в отличие от гражданско-правовых и ряда других видов правоотношений административно-правовые отношения построены на началах «власть—подчинение», в которых отсутствует юридическое равенство сторон;
2) характер государственно-управленческой деятельности обусловливает необходимость выделения субъекта управления, т. е. той стороны регулируемых административным правом управленческих отношений, которая в пределах своей компетенции обязана реализовать государственно-властные полномочия для защиты публичных (государственных, общественных) интересов, конституционных прав и свобод граждан;
3) сфера государственного управления является управляемой сферой;
4) административно-правовые отношения по своей сути — организационные, возникающие по инициативе любой из сторон;
5) между сторонами административно-правовых отношений возникают споры, разрешаемые, как правило, во внесудебном административном порядке;
6) административно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются при наличии условий, предусмотренных административно-правовыми нормами.