Эстетика 19 века

Вельгельма Гегеля

Эстетига Георха Фридрика

Эстетика Эммануила Канта.

«Критика, способоности, суждения» - книга Канта.

Классификация искусства Кантом:

1. Словестные искусства: красноречие и поэзия. Для Канта – это высшая форма духовного творчества (то, что выделяет человека от животного – слова).

2. Изобразительные: а) искусство чувственной истины (архитектура, скульптура, прикладное искусство) б) искусство чувственной видимости (живопись[искусство прекрасного воображения природы, искусство изящной компоновки продуктов природы – натюрморт, декоративное садоводство].

3. Искусство игры ощущений (музыка). Музыка на втором месте после поэзии, но в отличие от поэзии впечатление от музыки мимолетно. Музыки не хватает вежливости, так как она распространяет свое влияние на других и ущемляет их свободу.

Сочетание основных видов искусства дает новые виды.

Учение Канта о Гении:

Для суждения о произведении искусства нужен вкус, а для их создания – Гений.

Признаки, которые характеризуют гения:

1. Способность создавать то, для чего не может быть дано никакого правила.

2. Созданное произведение должно быть образцовым.

3. Автор не может объяснить другим, как возникает его произведение.

4. Сфера гения – не наука, а искусство. (В науке трудятся таланты).

Человек – это животное, которое способно смеяться. В том, что вызывает смех, должно быть нечто нелепое. Смех есть аффект от внезапного превращения напряженного ожидания в ничто. (Кант о комическом).

(1770-1831)

После смерти Гегеля его ученик собрал конспекты студентов и опубликовал 4 тома «Эстетики».

Реализм интересует типичные характеры в типичных обстоятельствах. Реализм 19 века является наследием реализма, характерного для античности, просвящения. Новое в реализме 19 века: развитие реализма тестно связано с развитием капитализма, появляются новые герои – буржуа (люди предпринимательства, деловой человек) и рабочие.

Реализм хорошо отразился в творчесте Мопассана, Бальзака, Чарльза Диккенса, Уильям Теккерей «Ярмарка тщеславия», Томас Гарди – социальный роман.

Появляется реалистическая живопись, пейзажи. Курбе, Домье, Руссо – сельский пейзаж, тоска по сельскому пейзажу на фоне урбанизации. Критический реализм.

В 80гг 19 века Реализм сменяется натурализму – биологическое начало, жизнь тела. Самые известные натуралисты – браться Гонкуры. Во второй половине 19 века натурализм впадает в стадию декаданса – Шарль Бардьер «Цветы зла».

Артур Шопенгаур – «Жизнь как воля и представление». Стал один из первых сторонников теории элитаризма – в искусстве творит элита, особенные люди. Искусство должно быть элитарно. «И гений и таланты творят искусство». Гении отличаются рано развившимися способностями интуитивного познания сущности вещей и воплощают их в художественных образах. Этой способностью облажают не только художники, но и философы. Таланты мыслят дискурсивно (рационально), мыслят глубже обычных людей, но не достигают высот гения. Таланты проявляются в науке и второсортном искусстве. (Гений творит на будущее, сегодня он не понят, а таланты работают на современное искусство и приносят пользу, но поддвергнуты забвению. Гениальное произведение - бесполезно). В мире господствует слепая воля.

Фридрих Нитше – ученик Шопенгаура (лично не были знакомы, прочел его книгу и объявил себя его учеником). В античной культуре можно выделить 2 начала – апполоновское и дионисийское, эти два начала дали начало всей культуры. Апполон – это искусство дня, искусство рациональности и разума. Дионисийское – иррациональное искусство, искусство ночи, опьянения.

Анри Бергсон – философия жизни. Жизнь – что-то неуловимое.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: