Стратегические альянсы, их значение при формировании корпоративной стратегии

Стратегический альянс представляет собой коалицию двух или более организаций, создаваемых для достижения стратегических целей, которые являются для них взаимовыгодными.

Стратегические альянсы (СА) не предполагают перехода контроля над деятельностью компании, хотя и могут сопровождаться обменом пакетов акций.

Причины возникновения альянсов:

1. Совпадение стратегических целей

2. Возможность получения взаимных выгод

3. Возможность получения выгод, которые нельзя получить иным способом.

Выделяют стратегические альянсы равных партнеров и смешанные альянсы. Смешанные предполагают разную силу участников альянса и могут заканчиваться поглощением.

Кроме того, стратегические альянсы могут заключаться в рамках одной отрасли, между конкурентами или в разных отраслях.

Можно выделить следующие виды альянсов в зависимости от цели заключения:

1. Совместное ведение рекламной компании (рок-фестиваль «Старый Мельник»)

2. Совместное использование системы распределения (ОАО Горизонт и ОАО Витязь)

3. Совместное использование системы распределения продукции (Ниссан продает продукцию Фольксваген в Японии, а последняя – продукцию партнера в Европе)

………………………..

Типы альянсов:

1) партнерство в области НИР (Cytel и Sumitonio Chemicals – альянс с целью разработки след. поколения биотехнических препаратов)

2) совместное участие в тендерах (… - совместные действия в конкурсе на производство модернизированного тактического истребителя)

3) передача технологий (IBM и Apple Computers – соглашение о разработке операционных систем), Nokia и Windows

4) совместное производство (Ford и Mazda – разработка и производство аналогичных машин на одних и тех же производственных/сборочных линиях), Philips, LG

5) совместная разработка естественных ресурсов (Swott Chemical Co, Texasgult, RTZ и US Borax – совместное предприятие по добыче ископаемых в канаде; Гаспром и Total – совместная разработка газоконденсатного месторождения)

6) создание дочерней компании (Cummins Engine и Toshiba Corporation – создали новую компанию для разработки и маркетинга продукции из нитрида кремния), LG и Philips, Sony и Erricson

7) обмен лицензиями (Hottman-LaRoche и Glaxo – заключили соглашение о продаже на территории США препарата Zantac)

Участие в стратегических альянсах обусловлено несколькими причинами:

· возможности поучения технологий или производственных способностей

· получение доступа к определенным рынкам

· сокращение финансового рынка

· сокращение политических рисков (особенно характерно для рынка развивающихся стран)

· обеспечение конкурентоспособного паритета

Многие альянсы заканчиваются неудачей, организации перестают сотрудничать. Условия, необходимые для успешного функционирования стратегических альянсов (преимущество по сравнению со слиянием и поглощением – не треб существенных инвестиций, не отвлекается большие суммы из оборота):

· доверительный характер отношений между партнерами по альянсу

· заключение соглашения об инвестировании на долгосрочный период времени

· взаимозависимость партнеров по стратегическому альянсу, что позволяет сохранять сбалансированность власти в нутрии него

· управляемость связей и контактов, возникающих внутри стратегического альянса

· все партнеры в рамках стратегического альянса должны информировать друг друга относительно планов и направлений своей деятельности

· разработка специального механизма поддержки функционирования стратегического альянса

Стратегические альянсы могут в последующем приводить к заключению сделок по слиянию и поглощению, в т.ч. за счет обмена акциями участников альянса.

Тема 7. Стратегия внешнеэкономической деятельности компании


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: