Стратегический альянс представляет собой коалицию двух или более организаций, создаваемых для достижения стратегических целей, которые являются для них взаимовыгодными.
Стратегические альянсы (СА) не предполагают перехода контроля над деятельностью компании, хотя и могут сопровождаться обменом пакетов акций.
Причины возникновения альянсов:
1. Совпадение стратегических целей
2. Возможность получения взаимных выгод
3. Возможность получения выгод, которые нельзя получить иным способом.
Выделяют стратегические альянсы равных партнеров и смешанные альянсы. Смешанные предполагают разную силу участников альянса и могут заканчиваться поглощением.
Кроме того, стратегические альянсы могут заключаться в рамках одной отрасли, между конкурентами или в разных отраслях.
Можно выделить следующие виды альянсов в зависимости от цели заключения:
1. Совместное ведение рекламной компании (рок-фестиваль «Старый Мельник»)
2. Совместное использование системы распределения (ОАО Горизонт и ОАО Витязь)
3. Совместное использование системы распределения продукции (Ниссан продает продукцию Фольксваген в Японии, а последняя – продукцию партнера в Европе)
………………………..
Типы альянсов:
1) партнерство в области НИР (Cytel и Sumitonio Chemicals – альянс с целью разработки след. поколения биотехнических препаратов)
2) совместное участие в тендерах (… - совместные действия в конкурсе на производство модернизированного тактического истребителя)
3) передача технологий (IBM и Apple Computers – соглашение о разработке операционных систем), Nokia и Windows
4) совместное производство (Ford и Mazda – разработка и производство аналогичных машин на одних и тех же производственных/сборочных линиях), Philips, LG
5) совместная разработка естественных ресурсов (Swott Chemical Co, Texasgult, RTZ и US Borax – совместное предприятие по добыче ископаемых в канаде; Гаспром и Total – совместная разработка газоконденсатного месторождения)
6) создание дочерней компании (Cummins Engine и Toshiba Corporation – создали новую компанию для разработки и маркетинга продукции из нитрида кремния), LG и Philips, Sony и Erricson
7) обмен лицензиями (Hottman-LaRoche и Glaxo – заключили соглашение о продаже на территории США препарата Zantac)
Участие в стратегических альянсах обусловлено несколькими причинами:
· возможности поучения технологий или производственных способностей
· получение доступа к определенным рынкам
· сокращение финансового рынка
· сокращение политических рисков (особенно характерно для рынка развивающихся стран)
· обеспечение конкурентоспособного паритета
Многие альянсы заканчиваются неудачей, организации перестают сотрудничать. Условия, необходимые для успешного функционирования стратегических альянсов (преимущество по сравнению со слиянием и поглощением – не треб существенных инвестиций, не отвлекается большие суммы из оборота):
· доверительный характер отношений между партнерами по альянсу
· заключение соглашения об инвестировании на долгосрочный период времени
· взаимозависимость партнеров по стратегическому альянсу, что позволяет сохранять сбалансированность власти в нутрии него
· управляемость связей и контактов, возникающих внутри стратегического альянса
· все партнеры в рамках стратегического альянса должны информировать друг друга относительно планов и направлений своей деятельности
· разработка специального механизма поддержки функционирования стратегического альянса
Стратегические альянсы могут в последующем приводить к заключению сделок по слиянию и поглощению, в т.ч. за счет обмена акциями участников альянса.
Тема 7. Стратегия внешнеэкономической деятельности компании