Законодательство Украины

Как и в ранее рассмотренных нами случаях, в правовой науке и практике не существует единого определения понятия «законодательство». Оно не закреплено никаким законом и не разъяснено окончательно никаким государственным органом, несмотря на то, что слово это довольно часто используется во многих нормах права, имеющих бланкетный характер (ссылка на другие нормы права без указания, какие именно нормы имеются ввиду).

Для того, чтобы ознакомиться с одним из вариантов определения термина «законодательство» необходимо обратиться к его толкованию, данному Конституционным Судом Украины (Решение Конституционного Суда Украины по делу по конституционному обращению Киевского городского совета профессиональных союзов относительно официального толкования ч. 3 ст. 21 КЗоТ Украины от 9 июля 1998 г.). Анализируя сферу применения контрактов, Конституционный Суд Украины пришел к выводу, что термин «законодательство», который употребляется в ч. 3 ст. 21 КЗоТ Украины, нужно понимать так, что им охватываются следующие виды актов: законы Украины, действующие международные договоры Украины, согласие на обязательность которых предоставлено Верховной Радой Украины, а также постановления Верховной Рады Украины, указы Президента Украины, декреты и постановления Кабинета Министров Украина, принятые в пределах их полномочий и в соответствии с Конституцией Украины и законами Украины. Таким образом, Конституционный Суд Украины фактически признал компромиссное толкование понятия «законодательство», в который не входят нормативно-правовые акты, расположенные ниже по иерархии, чем акты Кабинета Министров Украины. Кроме того, нельзя не заметить, что толкование Конституционного Суда Украины имеет казуальный характер и касается исключительно понимание понятия «законодательство» в контексте ч. 3 ст. 21 КЗоТ Украины.

Законодательство Украины представляет собою цельную систему, которая имеет внутреннее логическое строение. В зависимости от юридической силы (значимости) законы Украины расположены в определенном иерархическом порядке. На вершине законодательной пирамиды находится Конституция Украины — Основной закон государства и общества, которому должны соответствовать все нормативно-правовые акты государства. Ступенью ниже в иерархии законов находятся обычные (текущие) законы. В систему законодательства нашего государства включаются также международные договоры, не противоречащие Конституции Украины и ратифицированные Верховной Радой.

Согласно Конституции Украины законами осуществляется правовое регулирование важнейших общественных отношений. Ст.92 Конституции Украины гласит, что исключительно законами Украины определяются (устанавливаются):

1) правовой статус личности, права коренных народов и национальных меньшинств, в частности: права и свободы человека и гражданина, гарантии этих прав и свобод; основные обязанности гражданина; гражданство, правосубъектность граждан, статус иностранцев и лиц без гражданства; основы социальной защиты, формы и виды пенсионного обеспечения; основы регулирования труда и занятости, брака, семьи, охраны детства, материнства, отцовства; воспитания, образования, культуры и здравоохранения; основы регулирования демографических и миграционных процессов; основы создания и деятельности политических партий, иных объединений граждан, средств массовой информации; объявление амнистии;

2) правовое регулирование важнейших экономических отношений: основы использования природных ресурсов; организации и эксплуатации энергосистем, транспорта и связи; правовой режим собственности; правовые основы и гарантии предпринимательства; правила конкуренции и нормы антимонопольного регулирования; Государственный бюджет Украины и бюджетная система Украины; система налогообложения, налоги и сборы; основы создания и функционирования финансового, денежного, кредитного и инвестиционного рынков; статус национальной валюты, а также статус иностранных валют на территории Украины; порядок образования и погашения государственного внутреннего и внешнего долга; порядок выпуска и обращения государственных ценных бумаг, их виды и типы:

3) обеспечение национальной безопасности и государственного суверенитета Украины: основы внешних сношений, внешнеэкономической деятельности, таможенного дела; основы национальной безопасности, организации Вооруженных Сил Украины и обеспечения общественного порядка; правовой режим государственной границы; правовой режим военного и чрезвычайного положения, зон чрезвычайной экологической ситуации; порядок направления подразделений Вооруженных Сил Украины в другие государства; порядок допуска и условия пребывания подразделений вооруженных сил других государств на территории Украины;

4) организация и функционирование государственного аппарата: организация и порядок деятельности Верховной Рады Украины, статус народных депутатов Украины; организация и деятельность органов исполнительной власти, основы государственной службы, организации государственной статистики и информатики; судоустройство, судопроизводство, статус судей, основы судебной экспертизы, организация и деятельность прокуратуры, органов дознания и следствия, нотариата, органов и учреждений исполнения наказаний; организация и порядок проведения выборов и референдумов;

5) территориальное устройство и местное самоуправление: территориальное устройство Украины; основы местного самоуправления; статус столицы Украины; специальный статус других городов; порядок создания и функционирования свободных и других специальных зон, имеющих экономический или миграционный режим, отличный от общего;

6) вопросы, связанные с применением языков; единицы веса, меры и времени; государственные стандарты; порядок использования и защиты государственных символов; государственные награды; воинские звания, дипломатические ранги и иные специальные звания; государственные праздники;

7) установление основ юридической ответственности: основы гражданско-правовой ответственности; деяния, являющиеся преступлениями, административными или дисциплинарными правонарушениями, и ответственность за них.

При практическом применении различных норм законодательства Украины основной причиной возникновения проблем является наличие многочисленных коллизий – противоречия друг другу различных правовых норм. Основные правила устранения юридических коллизий изложены в письме Министерства юстиции Украины от 26.12.2008 года народному депутату Украины Веревскому А.М.:

https://zakon3.rada.gov.ua/laws/show/v0758323-08


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: