Сознательное использование налогов для достижения соответствующих целей осуществляется в пределах налоговой политики, проводимой государством.
Налоговая политика – деятельность государства в сфере установления, правового регламентирования и организации взимания налогов и налоговых платежей в централизованные фонды денежных средствгосударства.
Формируя налоговую политику, государство может содействовать:
· росту или снижению хозяйственной активности;
· созданию благоприятной конъюктуры на рынке;
· созданию условий для развития приоритетных отраслей экономики;
· реализации сбалансированной социальной политики.
Такое содействие государство осуществляет при формировании налоговой политики путем:
Ø увеличения или уменьшения объемов налоговых поступлений государству;
Ø изменения форм налогообложения и налоговых ставок;
Ø освобождения от налогообложения отдельных отраслей производства, территорий, групп населения и пр.
Налоговая политика должна быть направлена на решение стоящих перед обществом задач, среди которых выделяют:
|
|
· долгосрочные (экономический рост, максимальный уровень занятости, благополучие населения и др.);
· краткосрочные (наполнение государственного бюджета, его сбалансированность, стимулирование инвестиционной деятельности и др.).
Налоговая политика является одной из главных основ макроэкономической политики любого государства, поскольку имеет способность влиять на совокупный спрос.
Важным условием эффективности налоговой политики является ее стабильность и предсказуемость. Проблема формирования эффективной налоговой политики является одной из самых актуальных в период становления в Украине рыночных отношений и интегрирования украинской экономики в международный рынок. Ее решение должно осуществляться путем изучения, анализа и творческого осмысления существующей в Украине законодательной базы и мирового опыта в сфере наогообложения, в направлении внедрения
такой налоговой политики, которая гарантировала бы (или хотя бы не тормозила) развитие экономики.
Главными векторами макроэкономической эффективности налоговой политики являются:
· возможность налоговой политики увеличить источники доходов бюджета;
· способность налоговой политики определить приемлемую налоговую базу;
· направленность политики налогов на минимизацию расходов на их уплату.
Таким образом, налоговая политика как составная часть экономической и финансовой политики. базируется на деятельности государства в сфере введения, правового регламентирования и организации взимания налогов и налоговых платежей в централизованные фонды денежных средств государства.
|
|
Каждая конкретная налоговая система,т.е. совокупность налогов, сборов (обязательных платежей) во взаимосвязи и взаимодействии с плательщиками и органами контроля, является отражением налоговой политики, проводимой государством, и критерием ее эффективности.
Налоговая политика, проводимая в государстве и формируемая соответствующими государственными структурами, на практике проявляется в налоговой системе страны.
При определении налоговой системы существует два подхода для ее понимания. Во-первых, налоговая система – это совокупность налогов иналоговых платежей, законодательно установленных в государстве. Во-вторых, - налоговая система включает механизмы начисления, уплаты налогов и организации контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.
Налоговая система - совокупность налогов и сборов, механизмов и способов их исчисления и уплаты, а также субъектов налоговой деятельности, обеспечивающих администрирование и поступление налогов и сборовв бюджет.
Рис.5.6. Структура налоговой системы Украины
В Налоговом кодексе Украины налоговая система Украины определяется как совокупность общегосударственных и местных налогов и сборов, взимаемых в установленном этим кодексом порядке.
В соответствии с Налоговым кодексом:
- налог – это обязательный, безусловный платеж в соответствующий бюджет, взимаемый с плательщиков налога в соответствии с этим кодексом;
- сбор (плата, взнос) – это обязательный платеж в соответствующий бюджет, взимаемый с плательщиков сборов, с условием получения ими специальной выгоды, в том числе вследствие осуществления на пользу таких лиц юридически значимых действий со стороны государственных органов, органов местного самоуправления и других уполномоченных органов.
Важной составляющей налоговой системы являются принципы ее построения, которые разрабатываются исходя из общих принципов налогообложения, выработанных фискальной теорией и практикой. Основоположником теории налогообложения является шотландский экономист и философ Адам Смитт. Он разработал четыре общих принципа налогообложения, составления и классификации налогов: равномерность, определенность, удобство, дешевизна. Все эти принципы приобрели особую актуальность в настоящее время.
На их основе разработаны принципы построения налоговой системы, выработанные фискальной теорией и практикой. Это такие принципы:
· единство,т.е. единая законодательная и нормативная база;
· стабильность налогового законодательства;
· максимальная эффективность налоговой системы;
· рациональность и оптимальность налоговой системы;
· единоначалие и централизация управления налоговой системой;
· организационно-правовое построение и организация налоговой системы.
Налоговые системы не одинаковые в разных странах.
Налоговая система Украины, как независимого государства, первоначально была установлена Законом «О системе налогообложения», принятым в 1991г., затем, в 1997году был введен в действие Закон Украины «О системе налогообложения» от 19.02.1997г., который действовал до конца 2010г. Начиная с 2011 года отношения в сфере налогообложения в Украине регламентируются Налоговым кодексом Украины, принятым в декабре 2010 г.
Налоговым кодексом определено, что налоговое законодательство Украины основывается на таких принципах:
1. Всеобщность налогообложения - каждое лицо обязано уплачивать установленные этим Кодексом, законами по вопросам таможенного дела налоги и сборы, плательщиком которых оно является в соответствии с этим Кодексом.
2. Равенство всех плательщиков перед законом, недопущение любых проявлений дискриминации - обеспечение одинакового подхода ко всем плательщикам налогов независимо от социальной, рассовой, национальной, религиозной принадлежности, формы собственности юридического лица, гражданства физического лица, места происхождения капитала.
|
|
3. Неотвратимость наступления установленной законом ответственности в случае нарушения налогового законодательства.
4. Презумпция правомерности решений плательщика налога в случае, если норма закона или другого нормативно-правового акта, выданного на основе закона, или если нормы разных законов либо разных нармативно-правовых актов допускают неоднозначное трактование прав и обязанностей плательщиков налогов или контролирующих органов, вследствие чего имеется возможность принять решение в пользу как плательщика налогов, так и контролирующего органа.
5. Фискальная достаточность – установление налогов и сборов с учетом необходимости достижения сбалансированности расходов бюджета с его поступлениями.
6. Социальная справедливость – установление налогов и сборов в соответствии с платежеспособностью плательщиков налогов.
7. Экономичность налогообложения - установление налогов и сборов, объем поступлений от уплаты которых в бюджет значительно превышает расходы на их администрирование.
8. Нейтральность налогообложения - установление налогов исборов таким способом, который не влияет на увеличение или уменьшение конкурентоспособности плательщика налогов.
9. Стабильность - изменения в какие-либо елементы налогов и сборов не могут вноситься позднее шести месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. Налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут изменяться на протяжении бюджетного года.
10. Равномерность и удобство уплаты – установление сроков уплаты налогов и сборов, исходя из необходимости обеспечения своевременного поступления средств в бюджеты для осуществления расходов бюджета и удобства их уплаты плательщиками.
|
|
11. Единый подход к установлению налогов и сборов – определение на законодательном уровне всех обязательных элементов налога.
Современные налоговые системы имеют достаточно сложную структуру, которая включает в себя различные виды налогов.
Система налогообложения в Украине состоит из общегосударственных и местных налогов и сборов.
К общегосударственным налогам и сборам принадлежат (рис5.7.):
1) налог на прибыль предприятий;
2) налог на доходы физических лиц;
3) налог на добавленную стоимость;
4) акцизный налог;
5) экологический налог;
6) рентная плата за транспортирование нефти и нефтапродуктов магистральными нефтепроводами, транзитное транспортирование трубопроводами природного газа и аммиака территорией Украины;
7) рентная плата за нефть, природный газ и газовый конденсат, добываемые в Украине;
8) плата за пользование недрами;
9) плата за землю;
10) сбор за первую регистрацию транспортного средства;
11) сбор за пользование радиочастотным ресурсом Украины;
12) сбор за специальное использование воды;
13) сбор за специальное использование лесных ресурсов;
14) фиксированный сельскохозяйственный налог;
15) сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства;
16) сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию, кроме электроэнергии, произведенной квалифицированными когенерационными установками;
17) сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на природный
газ для потребителей всех форм собственности;
18) пошлина (табл.5.1.)
Отношения, связанные с установлением и взиманием пошлины,регулируются пошлинным законодательством, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.
Зачисление общегосударственных налогов и сборов в государственный и местные бюджеты осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом.
К местным налогам и сборам в Украине принадлежат:
Местные налоги:
1. Налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка.
2. Единый налог.
Местные сборы:
1. Сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности;
2. Сбор за места для парковки транспортных средств;
3. Туристический сбор ;(табл.5.2.)
Ст.9 Податкового кодексу України від 02.12.2010 р. №2755-УІ
Рис.5.7. Общегосударственные налоги и сборы в Украине.
Обязательными для установления местными советами на подведомственной территории являются такие налоги и сборы:
- налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка;
- единый налог (рис.5.8.);
- сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности.
Зачисление местных налогов и сборов в соответствующие местные бюджеты осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Украины.
Дальше – табл. 5.1 – характеристика общегосударственных налогов;
табл. 5.2. – характеристика местных налогов.
Прямые налоги: налог на прибыль предприятий, налог на доходы физ.лиц:
Косвенные налоги: НДС, акцизный налог, пошлина.