Налоговая политика и налоговая система Украины

Сознательное использование налогов для достижения соответствующих целей осуществляется в пределах налоговой политики, проводимой государством.

Налоговая политика – деятельность государства в сфере установления, правового регламентирования и организации взимания налогов и налоговых платежей в централизованные фонды денежных средствгосударства.

Формируя налоговую политику, государство может содействовать:

· росту или снижению хозяйственной активности;

· созданию благоприятной конъюктуры на рынке;

· созданию условий для развития приоритетных отраслей экономики;

· реализации сбалансированной социальной политики.

Такое содействие государство осуществляет при формировании налоговой политики путем:

Ø увеличения или уменьшения объемов налоговых поступлений государству;

Ø изменения форм налогообложения и налоговых ставок;

Ø освобождения от налогообложения отдельных отраслей производства, территорий, групп населения и пр.

Налоговая политика должна быть направлена на решение стоящих перед обществом задач, среди которых выделяют:

· долгосрочные (экономический рост, максимальный уровень занятости, благополучие населения и др.);

· краткосрочные (наполнение государственного бюджета, его сбалансированность, стимулирование инвестиционной деятельности и др.).

Налоговая политика является одной из главных основ макроэкономической политики любого государства, поскольку имеет способность влиять на совокупный спрос.

Важным условием эффективности налоговой политики является ее стабильность и предсказуемость. Проблема формирования эффективной налоговой политики является одной из самых актуальных в период становления в Украине рыночных отношений и интегрирования украинской экономики в международный рынок. Ее решение должно осуществляться путем изучения, анализа и творческого осмысления существующей в Украине законодательной базы и мирового опыта в сфере наогообложения, в направлении внедрения

такой налоговой политики, которая гарантировала бы (или хотя бы не тормозила) развитие экономики.

Главными векторами макроэкономической эффективности налоговой политики являются:

· возможность налоговой политики увеличить источники доходов бюджета;

· способность налоговой политики определить приемлемую налоговую базу;

· направленность политики налогов на минимизацию расходов на их уплату.

Таким образом, налоговая политика как составная часть экономической и финансовой политики. базируется на деятельности государства в сфере введения, правового регламентирования и организации взимания налогов и налоговых платежей в централизованные фонды денежных средств государства.

Каждая конкретная налоговая система,т.е. совокупность налогов, сборов (обязательных платежей) во взаимосвязи и взаимодействии с плательщиками и органами контроля, является отражением налоговой политики, проводимой государством, и критерием ее эффективности.

Налоговая политика, проводимая в государстве и формируемая соответствующими государственными структурами, на практике проявляется в налоговой системе страны.

При определении налоговой системы существует два подхода для ее понимания. Во-первых, налоговая системаэто совокупность налогов иналоговых платежей, законодательно установленных в государстве. Во-вторых, - налоговая система включает механизмы начисления, уплаты налогов и организации контроля и ответственности за нарушение налогового законодательства.

Налоговая система - совокупность налогов и сборов, механизмов и способов их исчисления и уплаты, а также субъектов налоговой деятельности, обеспечивающих администрирование и поступление налогов и сборовв бюджет.

Рис.5.6. Структура налоговой системы Украины

В Налоговом кодексе Украины налоговая система Украины определяется как совокупность общегосударственных и местных налогов и сборов, взимаемых в установленном этим кодексом порядке.

В соответствии с Налоговым кодексом:

- налогэто обязательный, безусловный платеж в соответствующий бюджет, взимаемый с плательщиков налога в соответствии с этим кодексом;

- сбор (плата, взнос) – это обязательный платеж в соответствующий бюджет, взимаемый с плательщиков сборов, с условием получения ими специальной выгоды, в том числе вследствие осуществления на пользу таких лиц юридически значимых действий со стороны государственных органов, органов местного самоуправления и других уполномоченных органов.

Важной составляющей налоговой системы являются принципы ее построения, которые разрабатываются исходя из общих принципов налогообложения, выработанных фискальной теорией и практикой. Основоположником теории налогообложения является шотландский экономист и философ Адам Смитт. Он разработал четыре общих принципа налогообложения, составления и классификации налогов: равномерность, определенность, удобство, дешевизна. Все эти принципы приобрели особую актуальность в настоящее время.

На их основе разработаны принципы построения налоговой системы, выработанные фискальной теорией и практикой. Это такие принципы:

· единство,т.е. единая законодательная и нормативная база;

· стабильность налогового законодательства;

· максимальная эффективность налоговой системы;

· рациональность и оптимальность налоговой системы;

· единоначалие и централизация управления налоговой системой;

· организационно-правовое построение и организация налоговой системы.

Налоговые системы не одинаковые в разных странах.

Налоговая система Украины, как независимого государства, первоначально была установлена Законом «О системе налогообложения», принятым в 1991г., затем, в 1997году был введен в действие Закон Украины «О системе налогообложения» от 19.02.1997г., который действовал до конца 2010г. Начиная с 2011 года отношения в сфере налогообложения в Украине регламентируются Налоговым кодексом Украины, принятым в декабре 2010 г.

Налоговым кодексом определено, что налоговое законодательство Украины основывается на таких принципах:

1. Всеобщность налогообложения - каждое лицо обязано уплачивать установленные этим Кодексом, законами по вопросам таможенного дела налоги и сборы, плательщиком которых оно является в соответствии с этим Кодексом.

2. Равенство всех плательщиков перед законом, недопущение любых проявлений дискриминации - обеспечение одинакового подхода ко всем плательщикам налогов независимо от социальной, рассовой, национальной, религиозной принадлежности, формы собственности юридического лица, гражданства физического лица, места происхождения капитала.

3. Неотвратимость наступления установленной законом ответственности в случае нарушения налогового законодательства.

4. Презумпция правомерности решений плательщика налога в случае, если норма закона или другого нормативно-правового акта, выданного на основе закона, или если нормы разных законов либо разных нармативно-правовых актов допускают неоднозначное трактование прав и обязанностей плательщиков налогов или контролирующих органов, вследствие чего имеется возможность принять решение в пользу как плательщика налогов, так и контролирующего органа.

5. Фискальная достаточность установление налогов и сборов с учетом необходимости достижения сбалансированности расходов бюджета с его поступлениями.

6. Социальная справедливость – установление налогов и сборов в соответствии с платежеспособностью плательщиков налогов.

7. Экономичность налогообложения - установление налогов и сборов, объем поступлений от уплаты которых в бюджет значительно превышает расходы на их администрирование.

8. Нейтральность налогообложения - установление налогов исборов таким способом, который не влияет на увеличение или уменьшение конкурентоспособности плательщика налогов.

9. Стабильность - изменения в какие-либо елементы налогов и сборов не могут вноситься позднее шести месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. Налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут изменяться на протяжении бюджетного года.

10. Равномерность и удобство уплаты установление сроков уплаты налогов и сборов, исходя из необходимости обеспечения своевременного поступления средств в бюджеты для осуществления расходов бюджета и удобства их уплаты плательщиками.

11. Единый подход к установлению налогов и сборов определение на законодательном уровне всех обязательных элементов налога.

Современные налоговые системы имеют достаточно сложную структуру, которая включает в себя различные виды налогов.

Система налогообложения в Украине состоит из общегосударственных и местных налогов и сборов.

К общегосударственным налогам и сборам принадлежат (рис5.7.):

1) налог на прибыль предприятий;

2) налог на доходы физических лиц;

3) налог на добавленную стоимость;

4) акцизный налог;

5) экологический налог;

6) рентная плата за транспортирование нефти и нефтапродуктов магистральными нефтепроводами, транзитное транспортирование трубопроводами природного газа и аммиака территорией Украины;

7) рентная плата за нефть, природный газ и газовый конденсат, добываемые в Украине;

8) плата за пользование недрами;

9) плата за землю;

10) сбор за первую регистрацию транспортного средства;

11) сбор за пользование радиочастотным ресурсом Украины;

12) сбор за специальное использование воды;

13) сбор за специальное использование лесных ресурсов;

14) фиксированный сельскохозяйственный налог;

15) сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства;

16) сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию, кроме электроэнергии, произведенной квалифицированными когенерационными установками;

17) сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на природный

газ для потребителей всех форм собственности;

18) пошлина (табл.5.1.)

Отношения, связанные с установлением и взиманием пошлины,регулируются пошлинным законодательством, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

Зачисление общегосударственных налогов и сборов в государственный и местные бюджеты осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом.

К местным налогам и сборам в Украине принадлежат:

Местные налоги:

1. Налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка.

2. Единый налог.

Местные сборы:

1. Сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности;

2. Сбор за места для парковки транспортных средств;

3. Туристический сбор ;(табл.5.2.)

Ст.9 Податкового кодексу України від 02.12.2010 р. №2755-УІ

Рис.5.7. Общегосударственные налоги и сборы в Украине.

Обязательными для установления местными советами на подведомственной территории являются такие налоги и сборы:

- налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка;

- единый налог (рис.5.8.);

- сбор за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности.

Зачисление местных налогов и сборов в соответствующие местные бюджеты осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом Украины.

Дальше – табл. 5.1 – характеристика общегосударственных налогов;

табл. 5.2. – характеристика местных налогов.

Прямые налоги: налог на прибыль предприятий, налог на доходы физ.лиц:

Косвенные налоги: НДС, акцизный налог, пошлина.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow