double arrow

КОНСТИТУЦИЯ УКРАИНЫ — ОСНОВНОЙ ЗАКОН ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА


ПОНЯТИЕ, ОСНОВАНИЕ, ПРИЗНАКИ, ЦЕЛЬ, ФУНКЦИИ И ВИДЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Юридическая ответственность является следствием правонарушения.

Юридическая ответственность— это применение к виновному лицу мер государственного принуждения за совершенное правонарушение.

Меры государственного принуждения могут носить характер личных ограничений (например, лишение свободы, лишение права заниматься определенным видом деятельности), имущественных взысканий (конфискация имущества, обязанность возместить причиненный ущерб).

Юридическая ответственность— это правовое отношение между государством и правонарушителем, в силу которого государство имеет право предпринять по отношению к правонарушителю определенные меры воздействия, а правонарушитель обязан претерпеть установленные государством лишения личного и имущественного характера.

Единственным основаниемюридической ответственности является совершение правонарушения, т.е. наличие в деянии правонарушителя состава правонарушения.

Юридическая ответственность тесно связана с санкцией правовой нормы, выступает в качестве ее реализации. Состав правонарушения — фактическое основание для юридической ответственности (юридический факт), а норма
права — правовое основание, без которого юридическая ответственность немыслима.




Юридическая ответственность характеризуется следующими признаками:

— ее основанием является только правонарушение;

— она всегда связана с государственным принуждением;

— юридическая ответственность характеризуется лишениями для лица, совершившего правонарушение.

Цель юридической ответственности— формирование правомерного поведения не только лиц, совершивших правонарушение, но и всех иных членов общества.

Функции юридической ответственности:

1) охранительная — заключается в защите правопорядка. Юридическая ответственность представляет собой меру защиты личности, общества, государства от неправомерных социально опасных деяний. Правонарушитель обязан претерпеть определенные ограничения своих прав в качестве кары, наказания. В этом проявляется справедливость юридической ответственности;

2) правовосстановительная — заключается в восстановлении нарушенного права. Эта цель особенно характерна для гражданско-правовой ответственности. Она состоит в необходимости возместить убытки, возместить моральный вред, нанесенный пострадавшему лицу;

3) профилактическая — заключается в предупреждении совершения новых правонарушений (превенция). Юридическая ответственность призвана, с одной стороны, ограничить возможности правонарушителя совершить новое правонарушение, с другой — удержать от правонарушений других лиц;



4) воспитательная — формирует уважение к праву. Применение мер юридической ответственности должно способствовать исправлению и перевоспитанию правонарушителя. В его сознании и поведении должны сформироваться и закрепиться уважительное отношение к праву и закону, правам, свободам и законным интересам других лиц.

Слово «конституция», как и многие другие юридические термины, пришло к нам из Древнего Рима. Так назывались указы римских императоров. В средневековой Европе конституциями называли разного рода нормативно-правовые акты, в частности постановления сеймов Речи Посполитой. Первые конституции в современном смысле этого слова были приняты в США (1787 г.), Польше и Франции (1791 г.).

Конституция— это основополагающий учредительный юридический акт страны.

В правовой науке различные Конституции классифицируют:

- по времени действия: на постоянные и временные. Временные обычно принимаются на определённый срок или до наступления какого-либо события. Постоянные характеризуются провозглашением неограниченного срока их действия, что, однако не означает их вечности, а лишь указывает на цели законодателя на момент их принятия;

- по политическому режиму: на демократические и авторитарные;

- по закрепляемой ими форме правления: на монархические и республиканские;

- по форме территориального устройства: на унитарные и федеративные;

- по способу принятия: на народные и дарованные;



- по порядку внесения изменений: на жёсткие, гибкие и смешанные;

- по оформлению: на писанные и неписанные. Писанные конституции представляют собой кодифицированные нормативные акты. Неписанные конституции характеризуются тем, что вопросы конституционного характера регулируются не одним, а несколькими нормативными актами;

- по соответствию общественному строю: на реальные и формальные. Реальной признаётся конституция, содержащая нормы, соответствующие возникающим в обществе отношениям и регулирующие их. Формальной (фиктивной) считается конституция, положения которой не могут быть реализованы на практике.

Конституцию Украины, исходя из вышеизложенной классификации, можно считать постоянной демократической республиканской унитарной народной жёсткой писанной фиктивной конституцией.

В современном мире конституция официально или неофициально рассматривается как основной закон государства и общества. В частности, преамбула Конституции Украины определяет ее как Основной Закон нашей страны. Конституция Украины закрепляет основные устои жизни общества, конституционный статус личности, правовую основу государства, главные характеристики государственного строя.

Конституция Украины была принята Верховной Радой Украины 28 июня 1996 г. Она состоит из преамбулы, 15 разделов, 161 статьи.

Структура Конституции Украины:

Раздел I. Общие положения.

Раздел П. Права, свободы и обязанности человека и гражданина.

Раздел III. Выборы, референдум.

Раздел IV. Верховная Рада Украины.

Раздел V. Президент Украины.

Раздел VI. Кабинет Министров Украины. Другие органы исполнительной власти.

Раздел VII. Прокуратура.

Раздел VIII. Правосудие.

Раздел IX. Территориальное устройство Украины.

Раздел X. Автономная Республика Крым.

Раздел XI. Местное самоуправление.

Раздел XII. Конституционный суд Украины.

Раздел XIII. Внесение изменений в Конституцию Украины.

Раздел XIV. Заключительные положения.

Раздел XV. Переходные положения (утратил силу в связи с выполнением).

Конституция Украины — это закон, но закон особый, обладающий только ему присущими признаками (юридическими свойствами):

1) верховенство в системе нормативно-правовых актов. Конституция Украины обладает особой наивысшей юридической силой. Все законы и подзаконные акты должны соответствовать ее положениям;

2) особый порядок принятия. Конституция Украины была принята квалифицированным большинством голосов Верховной Рады. За нее проголосовало 312 народных депутатов (свыше 2/3 от конституционного состава Верховной Рады);

3) особая форма изложения правовых предписаний. Нормы Конституции Украины носят обобщенный характер. На основе практически каждой из статей Конституции может быть создан самостоятельный нормативно-правовой акт. Например, в целях конкретизации ст. 40 Конституции Украины, закрепляющей право петиций, принят Закон Украины «Об обращениях граждан»;

4) особый порядок внесения изменений. Изменения в Конституцию Украины вносятся в усложненном порядке. Законопроект о внесении изменений во все разделы Конституции Украины, кроме I, III, XIII, предварительно одобренный большинством от конституционного состава Верховной Рады, считается принятым, если на следующей очередной сессии за него проголосовало не менее двух третей от конституционного состава Верховной Рады (двойной кворум). Законопроект о внесении изменении в разделы I, III, XIII должен быть принят не менее чем двумя третями от конституционного состава Верховной Рады и утвержден всеукраинским референдумом. Усложненный порядок пересмотра Конституции Украины призван обеспечить ее повышенную стабильность;

5) особое содержание и особый предмет правового регулирования. Конституция Украины является не только нормативно-правовым, но и политическим документом. Она формулирует стратегические цели украинского общества, определяет основы политической системы Украины, регулирует отношения между гражданами и их объединениями, с одной стороны, и государством — с другой стороны;

6) особый характер защиты. Верховенство Конституции Украины в системе законодательства обеспечивается при помощи особого государственного органа — Конституционного Суда. Конституционный Суд вправе вынести решение о признании любого нормативно-правового
акта противоречащим Конституции (неконституционным);

7)особый характер Конституции Украины как законодательного акта определяет и особый характер ее функций. Как и всем иным нормативно-правовым актам, Конституции Украины присущи регулятивная и охранительная функции.

Регулятивная функция Конституции Украины состоит в том, что она определяет основы отношений между гражданами и государством, между государственными органами, закрепляет основные права и обязанности человека и

гражданина. Например, ст.114 определяет порядок формирования Кабинета Министров и взаимодействие Верховной Рады и Президента Украины в решении этого вопроса.

Охранительная функция Конституции Украины состоит в том, что она защищает наиболее значимые социальные блага и ценности путем установления запретов определенных действий, содержит гарантии соблюдения прав и свобод человека и гражданина, ограничения деятельности государственных органов. Например, ст.27 гласит: «Никто не может быть произвольно лишен жизни». Данный запрет охраняет жизнь человека от противоправных посягательств.

Помимо этих специально-юридических функций, Конституция Украины обладает рядом только ей свойственных функций:

- учредительная функция. Конституция Украины дает начало современному украинскому государству, учреждает органы государственной власти, определяет их компетенцию; устанавливает основы системы права Украины;

- интегративная функция. Конституция Украины призвана объединить украинское общество вокруг провозглашенных и закрепленных ею идей, стать основой для социального согласия и взаимопонимания;

- идеологическая функция. Конституция Украины закрепляет идейные ценности, политические цели украинского общества и определяет средства их достижения.

Таким образом, Конституция Украины представляет собой правовую основу существования украинского общества и государства. Ее соблюдение и исполнение является конституционной обязанностью каждого человека и гражданина, государства и его органов.

Следует учитывать, что официальное толкование положений Конституции Украины дано в более чем 70 решениях Конституционного Суда Украины. Необходимость такого толкования была вызвана обобщённостью содержащихся в Основном законе формулировок и неодинаковостью их понимания разными субъектами правовых отношений. Рассмотрим некоторые из них.

Статья 1 Конституции Украины гласит: «Украина является суверенным и независимым, демократическим, социальным, правовым государством». В этом определении вызвало дискуссию понимание слова «социальным». Конституционный Суд Украины в решении №3 от 25.01.2012 года разъяснил, что положения статьи 1 и частей 1, 3 статьи 95 Конституции Украины нужно понимать так, что одним из признаков Украины как социального государства является обеспечение общеобщественных потребностей в сфере социальной защиты за счёт средств Государственного бюджета Украины исходя из финансовых возможностей государства, которое обязано справедливо и непредвзято распределять общественное богатство между гражданами и территориальными громадами и стремиться к сбалансированности бюджета Украины. При этом уровень государственных гарантий права на социальную защиту должен соответствовать Конституции Украины, а цель и средства изменения механизма начисления социальных выплат и помощи – принципам пропорциональности и справедливости.

Статья 10:«Государственным языком в Украине является украинский язык.

Государство обеспечивает всестороннее развитие и функционирование украинского языка во всех сферах общественной жизни на всей территории Украины.

В Украине гарантируется свободное развитие, использование и защита русского, других языков национальных меньшинств.

Государство содействует изучению языков международного общения.

Применение языков в Украине гарантируется Конституцией Украины и определяется законом».

Конституционный Суд Украины в решении №10 от 14.12.1999 года решил, что положения части 1 ст.10 Конституции Украины, согласно которому «государственным языком в Украине является украинский язык», следует понимать так, что украинский язык в качестве государственного является обязательным средством общения на всей территории Украины при осуществлении полномочий органами государственной власти и органами местного самоуправления (язык актов, работы, делопроизводства, документации и т.п.), а также в других публичных сферах общественной жизни, определённых законом (часть 5 ст.10 Конституции Украины).

Наряду с государственным языком при осуществлении полномочий местными органами исполнительной власти, органами Автономной Республики Крым и органами местного самоуправления могут применяться русский и другие языки национальных меньшинств в пределах и в порядке, определённом законами Украины.

Исходя из положений ст.10 Конституции Украины и законов Украины о гарантировании применения языков в Украине, в том числе в учебном процессе, языком обучения в дошкольных, общеобразовательных средних, профессионально-технических и высших государственных и коммунальных учебных заведениях Украины является украинский язык.

В государственных и коммунальных учебных заведениях наряду с государственным языком согласно положениям Конституции Украины, в частности ч.5 ст.53, и законов Украины, в учебном процессе могут применяться и изучаться языки национальных меньшинств».







Сейчас читают про: