Часть 1 «От средств массовой информации к системе массовых коммуникаций» посвящена в основном мировоззренческим аспектам рождения интернет-журналистики

ОТ АВТОРОВ

Предисловие.

Калмыков А.А., Коханова Л.А.

ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКА (учебное пособие) М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. (Серия «Медиаобразование»)

Рецензенты: д-р филол. наук, проф. А.И. Акопов; д-р ист. наук В.С. Клобуцкий

Источник: электронная версия книги, размещенная в свободном доступе.

В книге определяется место интернет-журналистики в системе массовых коммуникаций. Рассматриваются особенности сетевого издания, его жанры, организация и аспекты деятельности. Излагаются специфика менеджмента и правовые вопросы веб-изданий.

Большое внимание уделяется гипертексту как способу представления информации в сети. Подробно рассматривается технология работы веб-журналиста; обсуждаются непростые вопросы взаимоотношений традиционных СМИ и интернета.

Для студентов факультетов и отделений журналистики, PR, социальных коммуникаций и информационных технологий, исследователей в области журналистики и теории массовых коммуникаций, а также журналистов-практиков, занимающихся созданием и функционированием СМИ в среде интернета.

В нынешнем мире роль журналистики возрастает, и ее присутствие в нашей жизни расширяется, в том числе и за счет новых технических средств: интернета, сотовой телефонной связи и т.п. И конечно, поэтому подготовка журналистов требует иных подходов: изучения студентами новых курсов, чтения дисциплин, вводящих в мир интернета, знакомящих с открывшимися возможностями работы журналиста.

Первый такой учебник, точнее пока только учебное пособие по интернет-журналистике, подготовлено, и я думаю, что оно будет для нас очень полезно. Авторы положили в основу практический опыт работы в сети и чтения учебных курсов по данной тематике на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова и в Черноморском филиале МГУ в Севастополе на отделении журналистики.

Интернет-журналистика отличается от печатной тем, что она, как правило, отражает точку зрения не редакции в целом, а отдельного журналиста или группы журналистов. Но в интернет-журналистике важную роль играют и традиционные печатные издания, радио- и телепередачи, сохраняющие в интернете свое содержание.

Я думаю, что такое понимание необходимости сочетания офлайновой и онлайновой журналистики очень важно и помогает ускорить процесс овладения знаниями. В то же время это открывает новые возможности и для их распространения, и для развития журналистики.

Более того, компьютерные технологии – это и шаг в развитии всего образования, высшего в том числе. Проблемами непрерывного образования, дистанционного обучения наш факультет занимается давно. Авторы данного учебного пособия разрабатывали эти проблемы на протяжении последнего десятилетия. Открытие Черноморского филиала МГУ позволило эти идеи апробировать на практике. Именно на его базе родилась идея создания учебников нового поколения на CD. Первые учебники на электронных носителях уже готовятся к выходу.

Весьма симптоматично, что именно учебное пособие по интернет-журналистике может органично быть дополнено своей электронной составляющей. Ведь очевидно, что печатная книга не может вобрать в себя тот объем информации, который дает полное представление о развитии такого нового направления, как интернет-журналистика. Эту функцию в большей степени правомерно берет на себя CD.

На его электронных страницах размещаются публикации по проблемам сетевой журналистики, которыми сегодня изобилуют как интернет-издания, так и традиционные СМИ. Он предлагает все тексты законов и законотворческих актов по СМИ и интернет-журналистике в том числе, образцы сайтов ведущих изданий, тексты статей известных журналистов, дискуссии по тем или иным злободневным проблемам развития сетевой журналистики.

Это великолепное подспорье для начинающих, да и уже работающих журналистов. В этой связи должна быть уточнена роль печатного учебника, который просто обязателен в этом тандеме. Он берет на себя функции путеводителя по теме, вводит в виртуальный мир интернета, указывает на его главные проблемы, учит в нем ориентироваться.

Думаю, что именно эту задачу весьма успешно решили авторы учебного пособия, которое будут изучать студенты, избравшие журналистскую профессию. Будет оно полезно и журналистам-практикам, которые понимают, что без совершенствования своих профессиональных навыков они не могут развиваться дальше. Самообразование становится обязательной составляющей многих профессий, журналистской в первую очередь.

Поэтому ценность подобных учебных пособий, которые, с одной стороны, дают систематизированные знания по новым, еще формирующимся направлениям, а с другой – предлагают принципиально иные подходы, существенно возрастает. При подготовке журналистов мы все еще используем традиционные методы: лекции, семинарские занятия, учебники. Но сегодня уже возможен другой подход: это – дистанционное обучение, при котором учебники и учебные пособия заменяют сайты в интернете и лекции, записанные на СД и доступные через компьютер.

Именно этот опыт и аккумулирован в данном издании, которое непременно дополнится электронной составляющей.

Сегодняшняя журналистика – и печатная, и радио, и телевидение – отличается тем, что, как правило, существует в двух формах: традиционной, т.е. печатной, звучащей по радио или в видимой на телевизионном экране, и ее цифрового интернет-варианта, который сохраняется на жестком диске компьютера и распространяется в интернете. Здесь очень важно использовать новые возможности интернет-пространства. Виртуальные учебники могут оказать очень большую помощь и поддержку начинающим журналистам и начинающим издателям газет и журналов, руководителям теле- и радиокомпаний. Поэтому, я полагаю, что развитие интернет-журналистики и интернет-учебников имеет большое будущее и уже сегодня играет важную роль в совершенствовании журналистского образования. Я.Н. Засурский, профессор, декан факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова

Не будет преувеличением сказать, что к реализации идеи создания учебного пособия по интернет-журналистике авторы шли сначала порознь, а потом вместе лет, этак, двадцать. Так уж получилось, что в этой книге как бы аккумулировался опыт, накопленный в процессе научной, педагогической и организаторской работы авторов во многих, казалось бы, слабо пересекающихся областях: пресса и научная журналистика, консалтинг, дистанционное образование, экологическая психология и виртуалистика, коммуникативные технологии и теории коммуникации, PR и т.п. Вероятно, такова специфика интернет-журналистики, требующая интеграции всего спектра современного научного знания и технологий.

Конечно, главной проблемой при подготовке пособия было правильно очертить предметную область новой сферы журналистской деятельности, т.е. определить, что именно нужно знать для успешной профессиональной работы. Уточнить, например, в какой степени журналист должен владеть интернетом и компьютерными технологиями, а веб-мастер онлайнового издания – владеть журналистикой и в какой степени они оба должны разделять и понимать философию интернет-изданий и философию сети в целом. Наш ответ (насколько он точен, судить коллегам – студентам, преподавателям, исследователям, практикам) на эти и подобные вопросы выразился в структуре книги и в логике изложения материала.

Весь материал был разбит на пять частей, каждую из которых можно рассматривать как отдельные учебные модули. Эти модули были структурированы по единому принципу. Каждая часть состоит из структурно-логической схемы, тезисов, предваряющих изучение материала, 6 глав, резюме, в котором в краткой форме излагаются основные идеи и понятия, списка ключевых понятий, дающих представление о предметной области, вопросов и заданий для самостоятельной работы. Подобная структура, по нашему представлению, облегчит работу с пособием.

Часть 2 «Сетевое издание – организация и особенности функционирования» рассказывает о специфике веб-изданий как организаций.

Пожалуй, наиболее важный раздел (часть 3) «Язык мировой паутины» представляет лингвистические и в целом литературно-художественные особенности феномена интернет-журналистики.

Часть 4 «Интернет как технология поиска».

Часть 5 «Технология, еще раз технология» освещает собственно технологические аспекты профессии, то есть то, что необходимо знать гуманитарию из области цифровых компьютерных технологий. Разумеется, данный учебник не научит работать в сети, если у читателя не будет желания учиться работе в сети самостоятельно. Иными словами, мы рассматриваем наши уроки по освоению технологий всего лишь как ориентир, предполагая, что более полные знания и навыки может дать сам интернет как гиперучитель.

Это в какой-то степени относится и ко всему остальному материалу и означает, что обучение интернет-журналистике будет осуществляться в живом общении с ней. Поэтому в наших планах подготовка и выпуск в сетевой и CD-версиях электронного дополнения к данному учебному пособию, которое не только вберет в себя весь обширный материал, не вместившийся в книжное издание, но и станет постоянно пополняемым и изменяемым сетевым ресурсом – лабораторией интернет-журналистики.

Следует также сказать, что учебное пособие по интернет-журналистике было апробировано на факультете журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова и отделении журналистики Черноморского филиала МГУ в Севастополе.

В заключение авторы искренне благодарят всех коллег, с которыми обсуждалась идея написания этой книги и чьи советы помогали в процессе работы: Валерия Бардина и Игоря Пасынкова – людей, стоявших у истоков рунета и отечественной интернет-журналистики; беседы с ними позволили авторам во многом дополнить и уточнить концепцию работы; Наталью Вихорнову, предоставившую интересные фактические данные.

Особую признательность выражаем Ясену Николаевичу Засурскому, поддержавшему проект «Учебники нового поколения на CD» и идею написания этого учебного пособия.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ «ИНТЕРНЕТ-ЖУРНАЛИСТИКА» (М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. (Серия «Медиаобразование»)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: