Цели и задачи урока:
· Содействовать систематизации знаний о первобытнообщинном периоде в истории человечества. Закрепить и проконтролировать знания учащихся по историческим понятиям и хронологии.
· Развивать навыки и умения логического мышления. Развивать интерес учащихся к истории.
· Способствовать воспитанию чувства коллективизма и сотрудничества при работе в группах.
Тип урока: урок обобщения.
Оформление доски: слова: «Пусть предок жизнью жил полузвериной, но мы его наследьем дорожим. Он не умел горшка слепить из глины, боялся духов, выдуманных им». К доске прикреплены конверты с заданиями, расчерчена таблица для выставления командных очков.
Опережающее задание: составить рассказ «Один день из жизни первобытного рыболова, охотника, земледельца, художника».
Оборудование:
1. Конверты с заданиями, жребий, «чёрный ящик» (кость).
2. Тестовые задания для проверки знаний по разделу.
3. Лист «Степень участия».
4. Сигнальные карточки.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Методическое обеспечение |
1. Организационный момент (1 мин) | Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас с вами урок обобщения по разделу «От первобытности к цивилизации». В первой половине урока мы с вами немного поиграем для того, чтобы ещё раз повторить материал пройденного раздела. А во второй части урока вы выполните контрольный тест. | Слушают учителя. Успокаиваются после перерыва. Собираются с мыслями и готовятся к работе на уроке. | |
2. Повторение раздела в игровой форме (18 мин) | Перед началом игры предлагаю вам поделиться на команды при помощи жребия, вы определите капитана в своих командах. Сейчас я каждой команде раздам лист «Степень участия», который каждый ученик в процессе игры будет заполнять, определяя свою активность и роль в решении того или иного этапа игры. Посмотрите на доску, вы видите конверты? В каждый из них вложено задание. Капитаны будут по очереди выбирать конверты с заданиями, которые будут выполнять все команды одновременно. Таким образом, вы выбираете лишь очерёдность выполнения заданий. Все задания выполняются на скорость: чья команда быстрее правильно выполнит задание, та и получит наибольшее количество очков. 1. Кроссворд. 2. Логические цепочки. 3. Тайна местонахождения. 4. Времечко. 5. Чёрный ящик. 6. Рассказ «Один день из жизни первобытного рыболова, охотника, земледельца, художника». *(Описание этапов игры в приложении ниже). Спасибо, ребята, вам за игру! Объявляется команда-победитель игры, баллы набранные другими командами. Учитель объявляет, что оценка будет выставлена каждому после обсуждения с капитанами команд деятельности каждого ученика на основе листов «Степень участия». | Внимательно слушают правила игры. Делятся на команды, выбирают капитанов. Знакомятся с листами «Степень участия». Ребята выполняют различные задания в командах. Ученики сдают листы «Степень участия». | Конверты с заданиями (карточки), «чёрный ящик». Лист «Степень участия». Сигнальные карточки. |
3. Физкультминутка (1 мин) | Гимнастика для глаз. | Выполняют. | |
4. Контроль знаний (20 мин) | А сейчас вы каждый самостоятельно выполните тестовые задания по разделу. На выполнение даётся 20 минут. *(Задания во втором документе Word). | Ученики выполняют самостоятельно контрольные задания. | Карточки с тестовыми заданиями (2 варианта). |
5. Домашнее задание (2 мин) | Сегодня мы с вами закончили раздел «От первобытности к цивилизации». Дома я предлагаю вам выполнить по желанию творческое задание по вашему выбору. Это может быть мини-сочинение о жизни первобытных людей, свои впечатления об этом периоде, либо рисунки, с которыми у вас ассоциируется этот период истории человечества. | Слушают и записывают домашнее задание. По ходу задают вопросы, если возникают неясности. | Д/з записано на доске. |
6. Рефлексия (2 мин) | Удовлетворены ли вы своей работой на уроке, своим участием в групповой работе? Какие навыки и умения вы приобрели? Что вы бы предложили изменить в нашем уроке? Учитель делает общий вывод. | Ученики отвечают на вопросы учителя. Делают выводы о своей работе на данном уроке. Слушают. | |
7. Объявление и комментирование отметок (1 мин) | Объявляются отметки с комментариями. Выставьте отметки в дневники. Можете быть свободны! | Слушают и выставляют отметки в дневники. |