РАЗДЕЛ 2. МАКРОЭКОНОМИКА
Для граждан гораздо важнее,
когда процветает все государство
в целом, а не когда отдельные лица
преуспевают, целое же разрушается.
Фукидид,
древнегреческий историк.
Купец может потерять,
когда выигрывает государство.
Форбонне.
Если бы нам указывали из Вашингтона,
когда сеять и когда жать, мы бы
вскоре остались без хлеба.
Томас Джефферсон,
Президент США.
Понятие национальной экономики
Центральное место в изучении макроэкономики принадлежит понятию «национальная экономика». В наиболее общем виде определение национальной экономики дал американский учёный русского происхождения лауреат Нобелевской премии Василий Леонтьев:
Национальная экономика – саморегулирующаяся система, состоящая из большого числа различных взаимосвязанных видов деятельности.
Но это определение не совсем точно, т.к. его можно отнести и к политической, и к социальной системе. Поэтому национальную экономику можно определить так:
Национальная экономика – исторически сложившаяся система общественного воспроизводства страны, взаимосвязанная совокупность отраслей, видов производства и территориальных комплексов, охватывающая все формы общественного труда.
Основу национальной экономики составляют предприятия, фирмы, организации, домашние хозяйства, объединённые экономическими взаимоотношениями.
Основные цели национальной экономики:
ü Экономический рост (высокий темп роста объёма производства);
ü Стабильность цен (регулирование цен, т.к. низкие цены хороши для потребителя, но лишают стимула производителя, высокие цены стимулируют производителя, но снижают покупательскую способность);
ü Высокий уровень занятости (все желающие получить работу должны находить её, т.е. обеспечение в стране естественного уровня безработицы);
ü Экономическая безопасность (безопасность занятий любым законным видом деятельности);
ü Экономическое равенство (равные возможности всех жителей страны в получении образования и работы);
ü Сохранение внешнеторгового баланса (достижение относительного равновесия между экспортом и импортом страны, достижение стабильности обменного курса национальной валюты на валюты других стран);
ü Экономическая свобода (свобода выбора любого законного вида деятельности);
ü Экономическая эффективность (результативность производства, т.е. достижение максимального результата при минимальных затратах).
Характер и способ достижения целей национальной экономики зависят от типа экономической системы и специфики данной национальной экономики.
Цели определяют государственную экономическую политику. В зависимости от ситуации, складывающейся в национальной экономике, приоритетность целей может быть разная, у одного государства – это достижение полной занятости и экономического роста, у другого – это достижение стабильного уровня цен.
Национальная экономика состоит из ряда крупных сфер: материальное и нематериальное производство, непроизводственная сфера.
Материальное производство – важнейшая составная часть национальной экономики, создание средств производства и предметов потребления.
В материальное производство входят такие отрасли, как промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и др. В экономической теории выделяют в материальной сфере предприятия по производству средств производства (группа «А» или I подразделение в статистических отчётах) и предприятия по производству предметов потребления (группа «Б» или II подразделение в статистических отчётах).
Нематериальное производство – создание нематериального продукта, т.е. научные знания, информация, произведения литературы, искусства, кино, театр, образование, здравоохранение.
Непроизводственная сфера – содержание армии, судебные и юридические органы, религиозные учреждения и т.д.
Структура национальной экономики – устойчивое количественное соотношение между её составными частями.
Различают воспроизводственную, социальную, отраслевую, территориальную структуры и инфраструктуру национальной экономики.
Воспроизводственная структура – это деление на наиболее массовые виды экономических субъектов, которые воспроизводятся сами и воспроизводят потоки товаров и услуг. В экономике каждой страны выделяют три группы воспроизводственной структуры: домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и государство.
Социальная структура – деление экономики на секторы по группам предприятий, населения, видам труда и др. Важное значение имеет деление национальной экономики на секторы в соответствии с формами собственности на средства производства.
Отраслевая структура – деление национальной экономики на отрасли. В отраслевой структуре выделяют крупные народнохозяйственные отрасли: промышленность, сельское хозяйство, наука и др. Отраслевая структура играет в национальной экономике важную роль, т.к. именно по отраслям осуществляется планирование и прогнозирование, происходит учёт статистических данных. Об отраслевой структуре можно судить по доле отраслей в национальном доходе страны.
Территориальная структура – деление национальной экономики на экономические районы с учётом размещения производительных сил на территории страны.
Инфраструктура – это отрасли, обслуживающие производство, к ним относятся шоссейные и железные дороги, энерго-, газо-, водоснабжение, связь и др.
Структура любой экономики имеет тенденцию к усложнению под воздействием НТП, расширения и углубления разделения труда, специализации производства, возникновения новых видов производства и др.
Особенностью структуры национальной экономики Республики Беларусь является то, что она сложилась в условиях бывшего СССР и поэтому содержит все специфические черты разделения труда между республиками в едином народнохозяйственном комплексе страны. Для неё характерны высокая степень концентрации металлообрабатывающих предприятий, сборочных производств, предприятий химической промышленности и др., отличающихся высокой металлоёмкостью, энергоёмкостью и т.д. Республики Беларусь фактически представляла собой «сборочный цех» бывшего Союза и поэтому для нормальной работы предприятий необходимы постоянные поставки комплектующих изделий из других стран.
Для республики характерна высокая доля сельского хозяйства, предприятия которого специализируются на производстве зерна, мяса, молока, льна, картофеля и др.
Существенная черта национальной экономики – сложившиеся макроэкономические пропорции.
Макроэкономические пропорции – количественные соотношения между различными подразделениями и сферами общественного производства, отраслями, территориально-производственными частями национальной экономики.
Каждый тип национальной экономики имеет свои особенности формирования макроэкономических пропорций. В командной экономике они устанавливаются централизованно, в рыночной – на основе спроса и предложения, в смешанной – рынком с учётом воздействия государства.
Пропорции меняются под влиянием НТП, избранного направления экономического роста, изменений потребностей общества и др.
Виды макроэкономических пропорций:
Общеэкономические – между крупными сферами национальной экономики: производством и потреблением, материальным и нематериальным производством и др.
Межотраслевые – между отраслями промышленности, сельского хозяйства и др.
Внутриотраслевые – между взаимосвязанными производствами внутри отрасли: например, выпуском чугуна и стали в металлургии.
Территориальные – общеэкономические, меж- и внутриотраслевые в границах определённой территории.
Межгосударственные – между государствами на основе международного разделения труда.
Натурально-вещественные – между производством и потреблением отдельных видов продукции.
Стоимостные – между отдельными элементами стоимости валового национального продукта: выручкой, доходами в сферах материального и нематериального производства и др.
Ресурсные – соотношения трудовых ресурсов в материальной и нематериальной сферах, в городе и деревне и др.
Главными в национальной экономике являются пропорции между I и II подразделениями материального производства (соотношение объёмов производства средств производства и предметов потребления в ВНП, численностью работающих в каждом подразделении, стоимостью основных производственных фондов).
Каждая страна стремится к установлению оптимальных пропорций своей экономики, обеспечивающих наиболее полное удовлетворение потребностей при минимальных затратах ресурсов. Пропорциональность составляет основу сбалансированности национальной экономики.
Сбалансированность национальной экономики – соответствие между взаимосвязанными отраслями, между объёмами производимых благ и потребностями в них.
Пропорциональность и сбалансированность постоянно нарушаются, так как экономический рост ведёт к установлению новых пропорций. Поэтому существует необходимость в поддержании сбалансированности путём корректировки пропорций между сферами экономики и внутри них.
Валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный доход (ВНД). Методы подсчёта
Результатом функционирования национальной экономики являются все товары и услуги, созданные в данной стране за определённый промежуток времени, т.е. национальный продукт.
Показатели объёма национального продукта, их динамика являются чутким барометром, отражающим состояние экономики. Попытки измерить национальный продукт предпринимались очень давно. К первым из них относятся таблицы Ф. Кенэ 1758г. В разных экономиках, относящихся к разным экономическим системам, существуют разные методы подсчёта объёма национального продукта. В странах с рыночной экономикой его объём определяют по системе национальных счетов (СНС) во всех отраслях народного хозяйства. В странах с плановой экономикой принято считать национальный продукт, производимый только в сфере материального производства.
СНС – это определённый способ упорядочения информации об экономических операциях, совершаемых хозяйственными субъектами в процессе общественного воспроизводства.
Первая СНС была создана для Палестины по данным экономического развития за 1936г. В 40-50 гг. она появилась в наиболее развитых странах (в США – в 1947г., в Великобритании – в 1946г). С 1952 года стандартная система показателей, характеризующих результаты производства, стала применяться ООН. Это была взаимоувязанная система из шести счетов. В 1968г. Статистическая комиссия ООН приняла новый вариант СНС, который включал сводные счета, счета производства и потребления, счета доходов и расходов и др. В 1993г. статистическая комиссия ООН одобрила новую третью модификацию СНС, которую рекомендовано использовать в качестве международного стандарта. СНС изучает и фиксирует процесс создания, распределения и перераспределения национального продукта и дохода в данной стране. Т.е. СНС – это бухучёт всей страны. СНС представлены в виде таблицы и представляют собой два уровня:
ü сводные счета, отражающие движение валового внутреннего продукта, национального дохода, финансирование капиталовложений и операции с другими странами;
ü детализированные счета, показывающие межотраслевые связи, движение расходов, их распределение и конечное потребление.
Для измерения национального продукта используются разные макроэкономические показатели: валовой национальный доход (ВНД), валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), и др.
Главным показателем СНС является валовой внутренний продукт.
Валовой внутренний продукт (ВВП) – стоимость, измеряемая в рыночных ценах конечного продукта, созданного внутри страны за определённый период (обычно за год).
Валовой национальный доход (ВНД) – это величина всех доходов, полученных резидентами данной страны как внутри страны, так и за её пределами.
Резиденты – это все экономические агенты, независимо от их национальной принадлежности и гражданства, имеющие экономические интересы на территории данной страны.
Валовой национальный продукт (ВНП) – стоимость в рыночных ценах конечной продукции, произведённой национальными производителями как внутри страны, так и за рубежом в течение года.
Конечный продукт – готовая продукция, используемая для потребления.
Промежуточный продукт – продукт, используемый не для конечного потребления, а для дальнейшего производства товаров и услуг.
К промежуточному продукту относятся сырьё, топливо, полуфабрикаты, комплектующие и др.
При определении ВВП используется территориальный принцип, в соответствии с которым ВВП создаётся факторами производства, находящимися на территории страны, независимо от того, кому они принадлежат. При подсчёте ВНП используется национальный принцип, в соответствии с которым ВНП создаётся факторами производства, находящимися в собственности граждан страны, независимо от территории, где они находятся.
Т.е., чтобы получить ВНП, надо к ВВП прибавить поступления от факторов производства, находящихся за границей, и отнять поступления от иностранных факторов производства, находящихся на территории страны. Обычно различия между ВВП и ВНП в развитых странах несущественные, около 2%.
Методы исчисления ВВП:
ü Производственный – из стоимости произведённых товаров и услуг вычитают ту часть, которая была использована в производстве. Т.е. ВВП есть сумма добавленных стоимостей.
Добавленная стоимость – стоимость, созданная в процессе производства, в неё не включается стоимость сырья и материалов.
Пример.
Фирма А занимается производством шерсти. Произведённую шерсть фирма А продала фирме Б за 60$. Фирма Б из этой шерсти произвела пряжу и продала её фирме В за 100$. Фирма В произвела костюм и продала его оптовому покупателю Г за 150$, оптовый покупатель продал этот костюм розничному продавцу Д за 175$. Розничный продавец продал костюм потребителю за 200$.
Запишем все данные в виде таблицы.
Таблица 2.1. Расчёт добавленной стоимости
Фирмы | Цена продажи, $ | Добавленная стоимость, $ |
А | ||
Б | ||
В | ||
Г | ||
Д | ||
Итого (сумма продаж): | 685 | 200 |
Из таблицы видно, что общая стоимость содержит значительный повторный счёт – 200$. Поэтому в ВВП войдёт добавленная стоимость, равная 200$, или стоимость конечного продукта – костюма.
В ВВП, рассчитанному по производственному методу, войдут и чистые косвенные налоги (в СНС – это налоги на производство и импорт, уплачиваемых предприятием, за вычетом субсидий, получаемых ими от государства на производство и импорт)
Недостаток исчисления ВВП по производственному методу состоит в том, что он не учитывает всю произведённую продукцию, потому что не вся она попадает на рынок (работа домашних хозяек, самообслуживание, «теневая экономика»). Объём теневой экономики достигает значительных размеров: от 3 до 25%.
ü Распределительный – исчисляется по первичным доходам владельцев факторов производства.
Различают два вида дохода: трудовой доход и доход на собственность. Основную часть трудового дохода составляет заработная плата W. Доходы на собственность включают в себя: рентные доходы R; валовая прибыль Рвал (от вложения собственного капитала в свои предприятия, прибыль корпораций), она равна сумме чистой прибыли экономики Р и амортизации А (амортизация – часть дохода фирмы, идущая на восстановление израсходованного оборудования); чистый процентный доход r (выплаты за предоставленные кредиты, выплачивается по вкладам в банке), налоги на прибыль фирм и косвенные налоги, служащие источником доходов государства, в том числе на импорт T. Т.е ВВП по доходам можно найти по формуле:
Y = W + R + P + A + r + T,
где Y – величина ВВП.
ü Метод конечного использования (по расходам) – сумма расходов всех субъектов национальной экономики на потребление конечной продукции.
ВВП по расходам находится по формуле:
Y = С + I + G + NX, (*)
где С – расходы домашних хозяйств на предметы длительного пользования и текущего потребления, на услуги, но не включающие расходы на покупку жилья,
I – расходы фирм на товары и услуги (инвестирование в оборудование, транспорт, станки, в строительство и изменение запасов), т.е. валовые частные внутренние инвестиции равны сумме чистых инвестиций и амортизации,
G – расходы правительства (государственные закупки товаров и услуг),
NX – чистый экспорт (разница между экспортом и импортом).
Уравнение (*) называют основным макроэкономическим тождеством.
ВНП рассчитывается также как и ВВП.
ВВП, рассчитанный тремя способами, должен иметь одно значение.
В ВВП не учитывается:
а) чистые финансовые сделки (покупка акций, трансфертные платежи).
Виды трансфертных платежей:
частные – помощь родителей детям, подарки родственников;
государственные – пенсии, пособия, стипендии;
б) покупка подержанных вещей.
Стоимостная оценка национального продукта невозможна без учёта уровня цен. Для проведения достоверного макроэкономического анализа используют базовые цены, т.е. цены в базовом году, и реальные цены. Поэтому и различают реальный ВВП и номинальный ВВП.
Номинальный ВВП – объём конечного производства товаров и услуг, определённый в ценах текущего года.
Реальный ВВП – тот же объём конечного производства товаров и услуг, определённый в ценах базового года (в сопоставимых ценах).
Пример.
В экономике производятся яблоки и апельсины. Рассчитать реальный и номинальный ВВП по данным таблицы.
Таблица 2.2. Расчёт номинального и реального ВВП
Продукция | Количество, т | Цена в 1992г., BYR | Цена в 2001г., BYR |
Яблоки | |||
Апельсины | |||
Итого: | 25*4+40*10=500 | 400*4+1250*10=14100 |
Если разделить номинальный ВВП на реальный и полученный результат умножить на 100%, то получим дефлятор ВВП, который позволит определить величину инфляции в стране по сравнению с базовым годом. В нашем примере дефлятор ВВП равен: (14100 / 500) *100 = 2820 %.
На основе ВВП (ВНП) рассчитываются и другие макроэкономические показатели:
Чистый национальный продукт (ЧНП) равен разности ВВП и амортизации, т.е.
ЧНП = ВВП – А;
Национальный доход (НД) – общая сумма доходов, заработанная факторами производства в экономике, равен разности ЧНП и чистых косвенных налогов на бизнес, т.е.
НД = ЧНП – косвенные налоги;
Личный доход (ЛД) – рассчитывается путём вычитания из национального дохода взносов на социальное страхование, нераспределённой прибыли корпораций, налогов на прибыль корпораций и прибавления трансфертных платежей. Необходимо также вычесть чистый процент и прибавить личные доходы, полученные в виде процента.
Располагаемый личный доход – равен разности между личным доходом и индивидуальными налогами. Используется домашними хозяйствами на потребление и сбережение.
Национальное богатство. Структура национального богатства
Национальное богатство – совокупность благ, которыми располагает общество на данный момент.
Уровень, структура и качество национального богатства – важнейший показатель мощи национальной экономики, благосостояния народа.
Впервые понятие «национальное богатство» было введено английским экономистом У. Петти в 1664г.
Структура национального богатства сложна и неоднородна. Сюда входят накопленные в результате трудовой деятельности людей материальные блага, природные ресурсы и нематериальные духовные ценности.
Для подсчёта национального богатства в соответствии с рекомендациями статистической службы ООН используются понятия «активы» и «пассивы».
Активы – собственность субъектов в различной форме (деньги, здания, машины, оборудование, земля, акции, товарные запасы и др.).
Пассивы – это задолженность или обязательства по погашению долгов.
Собственный капитал субъекта – это разность между активами и пассивами.
На уровне национальной экономики собственный капитал – это чистые активы. Чистые активы и определяют величину национального богатства.
Чистые активы формируются из материальных, нематериальных и финансовых активов.
Материальные и нематериальные активы включают воспроизводимые и невоспроизводимые активы.
Воспроизводимые активы – это активы, которые могут быть восполнены в результате производственной деятельности.
Невоспроизводимые – активы, которые не могут быть восполнены в процессе производства.
Состав национального богатства:
Материальные воспроизводимые активы:
ü жилые здания;
ü производственные здания;
ü оборудование;
ü оборотные средства;
ü художественные изделия (украшения, поделки и др.);
Материальные невоспроизводимые активы:
ü земля;
ü подземные богатства;
ü исторические памятники;
ü предметы искусства;
Нематериальные воспроизводимые активы:
ü исследования и разработки;
ü программное обеспечение ЭВМ;
ü литературные и другие произведения нематериальной сферы;
Нематериальные невоспроизводимые активы:
ü объекты интеллектуальной собственности (патенты, авторские права);
Финансовые активы:
ü золото;
ü наличные деньги и депозиты;
ü ценные бумаги кроме акций;
ü займы;
ü акции и другой акционерный капитал;
ü страховые резервы;
ü прочие счета к оплате или получению;
Золото относится исключительно к активам. Все остальные виды финансовых ресурсов могут входить в состав, как активов, так и пассивов. Финансовые ресурсы относятся к активам, когда они выступают средством накопления стоимости.
Национальное богатство рассчитывается на основе балансов, которые составляют на начало и конец определённого периода. Балансы составляют в виде таблиц, в которых отражают поэлементный состав активов, обязательств и собственный капитал. Существует три вида балансов: начальный, изменения в балансе активов и пассивов, заключительный баланс активов и пассивов.
Факторы увеличения национального богатства:
ü рост производительности труда, увеличение объёмов производства;
ü экономия ресурсов;
ü развитие науки, техники;
ü сохранение нематериальных активов;
ü увеличение финансовых активов и др.
Государственное регулирование экономики. Экономический рост
Термин «регулирование» происходит от латинского regulare- устраивать, приводить в порядок. Государственное регулирование означает воздействие государства на определённые стороны экономики с целью возвращения системы в состояние равновесия.
В экономической теории всегда отводилось большое место исследованию экономической роли государства.
Государственное регулирование экономики – это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Можно выделить основные направления регулирования или основные экономические функции государства:
ü Обеспечение законодательной основы (принятие законов, указов, декретов, нормативных документов, регламентирующих хозяйственную деятельность);
ü Поддержание конкуренции (принятие мер по развитию конкуренции, проведение антимонопольной политики);
ü Перераспределение доходов (применение различных ставок налогообложения к различным субъектам хозяйствования, выделение пособий, субсидий и др.);
ü Предоставление общественных товаров и услуг (общественные товары и услуги – это те товары и услуги, которые рынок не способен или не желает производить, например, национальная оборона, освещение улиц, бесплатное образование и др.);
ü Корректировка случаев несостоятельности рынка:
а) предоставление информации о состоянии рынка;
б) корректировка отрицательных побочных эффектов (отрицательные побочные эффекты – это негативные явления, вызванные деятельностью предприятий, например, загрязнение окружающей среды; государство взимает штрафы, платежи за данные эффекты);
в) субсидирование деятельности, приводящей к положительным побочным эффектам;
ü Стабилизация экономики:
а) снижение уровня безработицы;
б) снижения темпа инфляции;
в) обеспечение экономического роста.
Формы регулирования:
ü законодательная (правовая: конституция, законодательные акты);
ü административно-институационная (централизованное планирование, ценообразование и финансирование, прямые административные указания, жёсткий контроль и т.д.);
ü социально-экономическая (делится на виды: бюджетно-налоговая, кредитно-денежная, валютное регулирование, внешнеторговое регулирование).
Методы регулирования:
ü Прямого воздействия (субъект экономики вынужден принимать решения, основанные на предписаниях государства, например, размер налогов);
ü Косвенного воздействия (создание предпосылок к тому, чтобы при выборе решения субъекты предпочитали варианты, которые соответствуют целям экономической политики).
Одной из целей регулирования экономики является обеспечение экономического роста.
Экономический рост – это количественное и качественное совершенствование производства и увеличение общественного продукта, способствующее решению проблемы ограниченности ресурсов и повышения уровня жизни.
Мировая экономическая история знает два вида экономического роста: экстенсивный и интенсивный.
Экстенсивный рост – это рост за счёт увеличения используемых факторов производства.
Прирост осуществляется за счет увеличения количества используемых факторов производства, но при этом выпуск продукции на одного человека не изменяется.
Интенсивный рост – это увеличение выпуска продукции за счёт использования более эффективных, совершенных факторов производства, более экономичных ресурсов.
Различают источники и факторы экономического роста.
Экономический рост можно измерить двумя способами:
ü Увеличение реального ВВП за некоторый период времени;
ü Увеличение реального ВВП на душу населения.
Источники экономического роста:
ü увеличение количества используемых ресурсов;
ü возникновение новых, более совершенных методов производства;
Факторы экономического роста:
ü труд (качественное изменение труда, уровень занятости, качество образования и профессиональной подготовки, состояние здоровья и др.);
ü земля с природными ресурсами (оказывает существенного влияния, т.к. данный фактор задаётся в рамках государственных границ, рациональное и эффективное использование);
ü капитал (инвестиции, вкладываемые в производство, обновление основного фонда, применение современной техники и др.);
ü изобретения и нововведения;
ü структура экономики (должна быть рациональной, эффективной, с оптимальным распределение ресурсов);
ü тип экономической системы;
ü социально-политические факторы (отношение к предпринимательству, конкуренции, воровству, мир в стране, демократия и др.).