Тема 2.1. Национальная экономика. Государственное регулирование экономики

РАЗДЕЛ 2. МАКРОЭКОНОМИКА

Для граждан гораздо важнее,

когда процветает все государство

в целом, а не когда отдельные лица

преуспевают, целое же разрушается.

Фукидид,

древнегреческий историк.

Купец может потерять,

когда выигрывает государство.

Форбонне.

Если бы нам указывали из Вашингтона,

когда сеять и когда жать, мы бы

вскоре остались без хлеба.

Томас Джефферсон,

Президент США.

Понятие национальной экономики

Центральное место в изучении макроэкономики принадлежит понятию «национальная экономика». В наиболее общем виде определение национальной экономики дал американский учёный русского происхождения лауреат Нобелевской премии Василий Леонтьев:

Национальная экономика – саморегулирующаяся система, состоящая из большого числа различных взаимосвязанных видов деятельности.

Но это определение не совсем точно, т.к. его можно отнести и к политической, и к социальной системе. Поэтому национальную экономику можно определить так:

Национальная экономика – исторически сложившаяся система общественного воспроизводства страны, взаимосвязанная совокупность отраслей, видов производства и территориальных комплексов, охватывающая все формы общественного труда.

Основу национальной экономики составляют предприятия, фирмы, организации, домашние хозяйства, объединённые экономическими взаимоотношениями.

Основные цели национальной экономики:

ü Экономический рост (высокий темп роста объёма производства);

ü Стабильность цен (регулирование цен, т.к. низкие цены хороши для потребителя, но лишают стимула производителя, высокие цены стимулируют производителя, но снижают покупательскую способность);

ü Высокий уровень занятости (все желающие получить работу должны находить её, т.е. обеспечение в стране естественного уровня безработицы);

ü Экономическая безопасность (безопасность занятий любым законным видом деятельности);

ü Экономическое равенство (равные возможности всех жителей страны в получении образования и работы);

ü Сохранение внешнеторгового баланса (достижение относительного равновесия между экспортом и импортом страны, достижение стабильности обменного курса национальной валюты на валюты других стран);

ü Экономическая свобода (свобода выбора любого законного вида деятельности);

ü Экономическая эффективность (результативность производства, т.е. достижение максимального результата при минимальных затратах).

Характер и способ достижения целей национальной экономики зависят от типа экономической системы и специфики данной национальной экономики.

Цели определяют государственную экономическую политику. В зависимости от ситуации, складывающейся в национальной экономике, приоритетность целей может быть разная, у одного государства – это достижение полной занятости и экономического роста, у другого – это достижение стабильного уровня цен.

Национальная экономика состоит из ряда крупных сфер: материальное и нематериальное производство, непроизводственная сфера.

Материальное производствоважнейшая составная часть национальной экономики, создание средств производства и предметов потребления.

В материальное производство входят такие отрасли, как промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт и др. В экономической теории выделяют в материальной сфере предприятия по производству средств производства (группа «А» или I подразделение в статистических отчётах) и предприятия по производству предметов потребления (группа «Б» или II подразделение в статистических отчётах).

Нематериальное производствосоздание нематериального продукта, т.е. научные знания, информация, произведения литературы, искусства, кино, театр, образование, здравоохранение.

Непроизводственная сфера – содержание армии, судебные и юридические органы, религиозные учреждения и т.д.

Структура национальной экономикиустойчивое количественное соотношение между её составными частями.

Различают воспроизводственную, социальную, отраслевую, территориальную структуры и инфраструктуру национальной экономики.

Воспроизводственная структура – это деление на наиболее массовые виды экономических субъектов, которые воспроизводятся сами и воспроизводят потоки товаров и услуг. В экономике каждой страны выделяют три группы воспроизводственной структуры: домашние хозяйства, предприятия (фирмы) и государство.

Социальная структура – деление экономики на секторы по группам предприятий, населения, видам труда и др. Важное значение имеет деление национальной экономики на секторы в соответствии с формами собственности на средства производства.

Отраслевая структура – деление национальной экономики на отрасли. В отраслевой структуре выделяют крупные народнохозяйственные отрасли: промышленность, сельское хозяйство, наука и др. Отраслевая структура играет в национальной экономике важную роль, т.к. именно по отраслям осуществляется планирование и прогнозирование, происходит учёт статистических данных. Об отраслевой структуре можно судить по доле отраслей в национальном доходе страны.

Территориальная структура – деление национальной экономики на экономические районы с учётом размещения производительных сил на территории страны.

Инфраструктура – это отрасли, обслуживающие производство, к ним относятся шоссейные и железные дороги, энерго-, газо-, водоснабжение, связь и др.

Структура любой экономики имеет тенденцию к усложнению под воздействием НТП, расширения и углубления разделения труда, специализации производства, возникновения новых видов производства и др.

Особенностью структуры национальной экономики Республики Беларусь является то, что она сложилась в условиях бывшего СССР и поэтому содержит все специфические черты разделения труда между республиками в едином народнохозяйственном комплексе страны. Для неё характерны высокая степень концентрации металлообрабатывающих предприятий, сборочных производств, предприятий химической промышленности и др., отличающихся высокой металлоёмкостью, энергоёмкостью и т.д. Республики Беларусь фактически представляла собой «сборочный цех» бывшего Союза и поэтому для нормальной работы предприятий необходимы постоянные поставки комплектующих изделий из других стран.

Для республики характерна высокая доля сельского хозяйства, предприятия которого специализируются на производстве зерна, мяса, молока, льна, картофеля и др.

Существенная черта национальной экономики – сложившиеся макроэкономические пропорции.

Макроэкономические пропорцииколичественные соотношения между различными подразделениями и сферами общественного производства, отраслями, территориально-производственными частями национальной экономики.

Каждый тип национальной экономики имеет свои особенности формирования макроэкономических пропорций. В командной экономике они устанавливаются централизованно, в рыночной – на основе спроса и предложения, в смешанной – рынком с учётом воздействия государства.

Пропорции меняются под влиянием НТП, избранного направления экономического роста, изменений потребностей общества и др.

Виды макроэкономических пропорций:

Общеэкономические – между крупными сферами национальной экономики: производством и потреблением, материальным и нематериальным производством и др.

Межотраслевые – между отраслями промышленности, сельского хозяйства и др.

Внутриотраслевые – между взаимосвязанными производствами внутри отрасли: например, выпуском чугуна и стали в металлургии.

Территориальные – общеэкономические, меж- и внутриотраслевые в границах определённой территории.

Межгосударственные – между государствами на основе международного разделения труда.

Натурально-вещественные – между производством и потреблением отдельных видов продукции.

Стоимостные – между отдельными элементами стоимости валового национального продукта: выручкой, доходами в сферах материального и нематериального производства и др.

Ресурсные – соотношения трудовых ресурсов в материальной и нематериальной сферах, в городе и деревне и др.

Главными в национальной экономике являются пропорции между I и II подразделениями материального производства (соотношение объёмов производства средств производства и предметов потребления в ВНП, численностью работающих в каждом подразделении, стоимостью основных производственных фондов).

Каждая страна стремится к установлению оптимальных пропорций своей экономики, обеспечивающих наиболее полное удовлетворение потребностей при минимальных затратах ресурсов. Пропорциональность составляет основу сбалансированности национальной экономики.

Сбалансированность национальной экономики – соответствие между взаимосвязанными отраслями, между объёмами производимых благ и потребностями в них.

Пропорциональность и сбалансированность постоянно нарушаются, так как экономический рост ведёт к установлению новых пропорций. Поэтому существует необходимость в поддержании сбалансированности путём корректировки пропорций между сферами экономики и внутри них.

Валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный доход (ВНД). Методы подсчёта

Результатом функционирования национальной экономики являются все товары и услуги, созданные в данной стране за определённый промежуток времени, т.е. национальный продукт.

Показатели объёма национального продукта, их динамика являются чутким барометром, отражающим состояние экономики. Попытки измерить национальный продукт предпринимались очень давно. К первым из них относятся таблицы Ф. Кенэ 1758г. В разных экономиках, относящихся к разным экономическим системам, существуют разные методы подсчёта объёма национального продукта. В странах с рыночной экономикой его объём определяют по системе национальных счетов (СНС) во всех отраслях народного хозяйства. В странах с плановой экономикой принято считать национальный продукт, производимый только в сфере материального производства.

СНС – это определённый способ упорядочения информации об экономических операциях, совершаемых хозяйственными субъектами в процессе общественного воспроизводства.

Первая СНС была создана для Палестины по данным экономического развития за 1936г. В 40-50 гг. она появилась в наиболее развитых странах (в США – в 1947г., в Великобритании – в 1946г). С 1952 года стандартная система показателей, характеризующих результаты производства, стала применяться ООН. Это была взаимоувязанная система из шести счетов. В 1968г. Статистическая комиссия ООН приняла новый вариант СНС, который включал сводные счета, счета производства и потребления, счета доходов и расходов и др. В 1993г. статистическая комиссия ООН одобрила новую третью модификацию СНС, которую рекомендовано использовать в качестве международного стандарта. СНС изучает и фиксирует процесс создания, распределения и перераспределения национального продукта и дохода в данной стране. Т.е. СНС – это бухучёт всей страны. СНС представлены в виде таблицы и представляют собой два уровня:

ü сводные счета, отражающие движение валового внутреннего продукта, национального дохода, финансирование капиталовложений и операции с другими странами;

ü детализированные счета, показывающие межотраслевые связи, движение расходов, их распределение и конечное потребление.

Для измерения национального продукта используются разные макроэкономические показатели: валовой национальный доход (ВНД), валовой внутренний продукт (ВВП), валовой национальный продукт (ВНП), и др.

Главным показателем СНС является валовой внутренний продукт.

Валовой внутренний продукт (ВВП) – стоимость, измеряемая в рыночных ценах конечного продукта, созданного внутри страны за определённый период (обычно за год).

Валовой национальный доход (ВНД) – это величина всех доходов, полученных резидентами данной страны как внутри страны, так и за её пределами.

Резиденты – это все экономические агенты, независимо от их национальной принадлежности и гражданства, имеющие экономические интересы на территории данной страны.

Валовой национальный продукт (ВНП) – стоимость в рыночных ценах конечной продукции, произведённой национальными производителями как внутри страны, так и за рубежом в течение года.

Конечный продукт – готовая продукция, используемая для потребления.

Промежуточный продукт – продукт, используемый не для конечного потребления, а для дальнейшего производства товаров и услуг.

К промежуточному продукту относятся сырьё, топливо, полуфабрикаты, комплектующие и др.

При определении ВВП используется территориальный принцип, в соответствии с которым ВВП создаётся факторами производства, находящимися на территории страны, независимо от того, кому они принадлежат. При подсчёте ВНП используется национальный принцип, в соответствии с которым ВНП создаётся факторами производства, находящимися в собственности граждан страны, независимо от территории, где они находятся.

Т.е., чтобы получить ВНП, надо к ВВП прибавить поступления от факторов производства, находящихся за границей, и отнять поступления от иностранных факторов производства, находящихся на территории страны. Обычно различия между ВВП и ВНП в развитых странах несущественные, около 2%.

Методы исчисления ВВП:

ü Производственный – из стоимости произведённых товаров и услуг вычитают ту часть, которая была использована в производстве. Т.е. ВВП есть сумма добавленных стоимостей.

Добавленная стоимость – стоимость, созданная в процессе производства, в неё не включается стоимость сырья и материалов.

Пример.

Фирма А занимается производством шерсти. Произведённую шерсть фирма А продала фирме Б за 60$. Фирма Б из этой шерсти произвела пряжу и продала её фирме В за 100$. Фирма В произвела костюм и продала его оптовому покупателю Г за 150$, оптовый покупатель продал этот костюм розничному продавцу Д за 175$. Розничный продавец продал костюм потребителю за 200$.

Запишем все данные в виде таблицы.

Таблица 2.1. Расчёт добавленной стоимости

Фирмы Цена продажи, $ Добавленная стоимость, $
А    
Б    
В    
Г    
Д    
Итого (сумма продаж): 685 200

Из таблицы видно, что общая стоимость содержит значительный повторный счёт – 200$. Поэтому в ВВП войдёт добавленная стоимость, равная 200$, или стоимость конечного продукта – костюма.

В ВВП, рассчитанному по производственному методу, войдут и чистые косвенные налоги (в СНС – это налоги на производство и импорт, уплачиваемых предприятием, за вычетом субсидий, получаемых ими от государства на производство и импорт)

Недостаток исчисления ВВП по производственному методу состоит в том, что он не учитывает всю произведённую продукцию, потому что не вся она попадает на рынок (работа домашних хозяек, самообслуживание, «теневая экономика»). Объём теневой экономики достигает значительных размеров: от 3 до 25%.

ü Распределительный – исчисляется по первичным доходам владельцев факторов производства.

Различают два вида дохода: трудовой доход и доход на собственность. Основную часть трудового дохода составляет заработная плата W. Доходы на собственность включают в себя: рентные доходы R; валовая прибыль Рвал (от вложения собственного капитала в свои предприятия, прибыль корпораций), она равна сумме чистой прибыли экономики Р и амортизации А (амортизация – часть дохода фирмы, идущая на восстановление израсходованного оборудования); чистый процентный доход r (выплаты за предоставленные кредиты, выплачивается по вкладам в банке), налоги на прибыль фирм и косвенные налоги, служащие источником доходов государства, в том числе на импорт T. Т.е ВВП по доходам можно найти по формуле:

Y = W + R + P + A + r + T,

где Y – величина ВВП.

ü Метод конечного использования (по расходам) – сумма расходов всех субъектов национальной экономики на потребление конечной продукции.

ВВП по расходам находится по формуле:

Y = С + I + G + NX, (*)

где С – расходы домашних хозяйств на предметы длительного пользования и текущего потребления, на услуги, но не включающие расходы на покупку жилья,

I – расходы фирм на товары и услуги (инвестирование в оборудование, транспорт, станки, в строительство и изменение запасов), т.е. валовые частные внутренние инвестиции равны сумме чистых инвестиций и амортизации,

G – расходы правительства (государственные закупки товаров и услуг),

NX – чистый экспорт (разница между экспортом и импортом).

Уравнение (*) называют основным макроэкономическим тождеством.

ВНП рассчитывается также как и ВВП.

ВВП, рассчитанный тремя способами, должен иметь одно значение.

В ВВП не учитывается:

а) чистые финансовые сделки (покупка акций, трансфертные платежи).

Виды трансфертных платежей:

частные – помощь родителей детям, подарки родственников;

государственные – пенсии, пособия, стипендии;

б) покупка подержанных вещей.

Стоимостная оценка национального продукта невозможна без учёта уровня цен. Для проведения достоверного макроэкономического анализа используют базовые цены, т.е. цены в базовом году, и реальные цены. Поэтому и различают реальный ВВП и номинальный ВВП.

Номинальный ВВП – объём конечного производства товаров и услуг, определённый в ценах текущего года.

Реальный ВВП – тот же объём конечного производства товаров и услуг, определённый в ценах базового года (в сопоставимых ценах).

Пример.

В экономике производятся яблоки и апельсины. Рассчитать реальный и номинальный ВВП по данным таблицы.

Таблица 2.2. Расчёт номинального и реального ВВП

Продукция Количество, т Цена в 1992г., BYR Цена в 2001г., BYR
Яблоки      
Апельсины      
Итого:   25*4+40*10=500 400*4+1250*10=14100

Если разделить номинальный ВВП на реальный и полученный результат умножить на 100%, то получим дефлятор ВВП, который позволит определить величину инфляции в стране по сравнению с базовым годом. В нашем примере дефлятор ВВП равен: (14100 / 500) *100 = 2820 %.

На основе ВВП (ВНП) рассчитываются и другие макроэкономические показатели:

Чистый национальный продукт (ЧНП) равен разности ВВП и амортизации, т.е.

ЧНП = ВВП – А;

Национальный доход (НД) – общая сумма доходов, заработанная факторами производства в экономике, равен разности ЧНП и чистых косвенных налогов на бизнес, т.е.

НД = ЧНП – косвенные налоги;

Личный доход (ЛД) – рассчитывается путём вычитания из национального дохода взносов на социальное страхование, нераспределённой прибыли корпораций, налогов на прибыль корпораций и прибавления трансфертных платежей. Необходимо также вычесть чистый процент и прибавить личные доходы, полученные в виде процента.

Располагаемый личный доход – равен разности между личным доходом и индивидуальными налогами. Используется домашними хозяйствами на потребление и сбережение.

Национальное богатство. Структура национального богатства

Национальное богатство – совокупность благ, которыми располагает общество на данный момент.

Уровень, структура и качество национального богатства – важнейший показатель мощи национальной экономики, благосостояния народа.

Впервые понятие «национальное богатство» было введено английским экономистом У. Петти в 1664г.

Структура национального богатства сложна и неоднородна. Сюда входят накопленные в результате трудовой деятельности людей материальные блага, природные ресурсы и нематериальные духовные ценности.

Для подсчёта национального богатства в соответствии с рекомендациями статистической службы ООН используются понятия «активы» и «пассивы».

Активы – собственность субъектов в различной форме (деньги, здания, машины, оборудование, земля, акции, товарные запасы и др.).

Пассивы – это задолженность или обязательства по погашению долгов.

Собственный капитал субъектаэто разность между активами и пассивами.

На уровне национальной экономики собственный капитал – это чистые активы. Чистые активы и определяют величину национального богатства.

Чистые активы формируются из материальных, нематериальных и финансовых активов.

Материальные и нематериальные активы включают воспроизводимые и невоспроизводимые активы.

Воспроизводимые активы – это активы, которые могут быть восполнены в результате производственной деятельности.

Невоспроизводимые – активы, которые не могут быть восполнены в процессе производства.

Состав национального богатства:

Материальные воспроизводимые активы:

ü жилые здания;

ü производственные здания;

ü оборудование;

ü оборотные средства;

ü художественные изделия (украшения, поделки и др.);

Материальные невоспроизводимые активы:

ü земля;

ü подземные богатства;

ü исторические памятники;

ü предметы искусства;

Нематериальные воспроизводимые активы:

ü исследования и разработки;

ü программное обеспечение ЭВМ;

ü литературные и другие произведения нематериальной сферы;

Нематериальные невоспроизводимые активы:

ü объекты интеллектуальной собственности (патенты, авторские права);

Финансовые активы:

ü золото;

ü наличные деньги и депозиты;

ü ценные бумаги кроме акций;

ü займы;

ü акции и другой акционерный капитал;

ü страховые резервы;

ü прочие счета к оплате или получению;

Золото относится исключительно к активам. Все остальные виды финансовых ресурсов могут входить в состав, как активов, так и пассивов. Финансовые ресурсы относятся к активам, когда они выступают средством накопления стоимости.

Национальное богатство рассчитывается на основе балансов, которые составляют на начало и конец определённого периода. Балансы составляют в виде таблиц, в которых отражают поэлементный состав активов, обязательств и собственный капитал. Существует три вида балансов: начальный, изменения в балансе активов и пассивов, заключительный баланс активов и пассивов.

Факторы увеличения национального богатства:

ü рост производительности труда, увеличение объёмов производства;

ü экономия ресурсов;

ü развитие науки, техники;

ü сохранение нематериальных активов;

ü увеличение финансовых активов и др.

Государственное регулирование экономики. Экономический рост

Термин «регулирование» происходит от латинского regulare- устраивать, приводить в порядок. Государственное регулирование означает воздействие государства на определённые стороны экономики с целью возвращения системы в состояние равновесия.

В экономической теории всегда отводилось большое место исследованию экономической роли государства.

Государственное регулирование экономикиэто система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.

Можно выделить основные направления регулирования или основные экономические функции государства:

ü Обеспечение законодательной основы (принятие законов, указов, декретов, нормативных документов, регламентирующих хозяйственную деятельность);

ü Поддержание конкуренции (принятие мер по развитию конкуренции, проведение антимонопольной политики);

ü Перераспределение доходов (применение различных ставок налогообложения к различным субъектам хозяйствования, выделение пособий, субсидий и др.);

ü Предоставление общественных товаров и услуг (общественные товары и услуги – это те товары и услуги, которые рынок не способен или не желает производить, например, национальная оборона, освещение улиц, бесплатное образование и др.);

ü Корректировка случаев несостоятельности рынка:

а) предоставление информации о состоянии рынка;

б) корректировка отрицательных побочных эффектов (отрицательные побочные эффекты – это негативные явления, вызванные деятельностью предприятий, например, загрязнение окружающей среды; государство взимает штрафы, платежи за данные эффекты);

в) субсидирование деятельности, приводящей к положительным побочным эффектам;

ü Стабилизация экономики:

а) снижение уровня безработицы;

б) снижения темпа инфляции;

в) обеспечение экономического роста.

Формы регулирования:

ü законодательная (правовая: конституция, законодательные акты);

ü административно-институационная (централизованное планирование, ценообразование и финансирование, прямые административные указания, жёсткий контроль и т.д.);

ü социально-экономическая (делится на виды: бюджетно-налоговая, кредитно-денежная, валютное регулирование, внешнеторговое регулирование).

Методы регулирования:

ü Прямого воздействия (субъект экономики вынужден принимать решения, основанные на предписаниях государства, например, размер налогов);

ü Косвенного воздействия (создание предпосылок к тому, чтобы при выборе решения субъекты предпочитали варианты, которые соответствуют целям экономической политики).

Одной из целей регулирования экономики является обеспечение экономического роста.

Экономический рост – это количественное и качественное совершенствование производства и увеличение общественного продукта, способствующее решению проблемы ограниченности ресурсов и повышения уровня жизни.

Мировая экономическая история знает два вида экономического роста: экстенсивный и интенсивный.

Экстенсивный рост – это рост за счёт увеличения используемых факторов производства.

Прирост осуществляется за счет увеличения количества используемых факторов производства, но при этом выпуск продукции на одного человека не изменяется.

Интенсивный ростэто увеличение выпуска продукции за счёт использования более эффективных, совершенных факторов производства, более экономичных ресурсов.

Различают источники и факторы экономического роста.

Экономический рост можно измерить двумя способами:

ü Увеличение реального ВВП за некоторый период времени;

ü Увеличение реального ВВП на душу населения.

Источники экономического роста:

ü увеличение количества используемых ресурсов;

ü возникновение новых, более совершенных методов производства;

Факторы экономического роста:

ü труд (качественное изменение труда, уровень занятости, качество образования и профессиональной подготовки, состояние здоровья и др.);

ü земля с природными ресурсами (оказывает существенного влияния, т.к. данный фактор задаётся в рамках государственных границ, рациональное и эффективное использование);

ü капитал (инвестиции, вкладываемые в производство, обновление основного фонда, применение современной техники и др.);

ü изобретения и нововведения;

ü структура экономики (должна быть рациональной, эффективной, с оптимальным распределение ресурсов);

ü тип экономической системы;

ü социально-политические факторы (отношение к предпринимательству, конкуренции, воровству, мир в стране, демократия и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow