double arrow

Тема 2.2. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие

Человеку даны две руки на тот конец,

дабы он, принимая левою, раздавал правою.

Козьма Прутков,

коллективный псевдоним.

Спрос создать нельзя. Но можно

создать условия, которые вызовут спрос.

О. Генри,

американский писатель.

Капитал – это часть богатства,

который мы жертвуем, чтобы

умножить своё богатство.

Томас Фуллер,

английский богослов, литератор.

Понятие совокупного спроса и совокупного предложения

Совокупный спрос и совокупное предложение являются основными макроэкономическими показателями, оказывающими влияние на оптимальный выбор в экономике. Термин «совокупный» означает, что и спрос и предложение рассматриваются не на отдельный товар, а для всей совокупности товаров и услуг.

Совокупный спрос AD – это сумма спросов на конечную продукцию или сумма планируемых расходов на отечественные товары и услуги.

Совокупный спрос можно определить и как потребность, представленная на рынке в денежной форме со стороны всех субъектов экономики.

Совокупный спрос формируется четырьмя секторами экономики:

ü потребительский спрос C, т.е. совокупный спрос домохозяйств;

ü спрос на инвестиции со стороны фирм I;

ü спрос на товары и услуги ос стороны государства G;

ü спрос на отечественные товары со стороны иностранных государств, т.е. чистый экспорт Nx, который определяется как разность между экспортом и импортом.

Зависимость между реальным объёмом национального продукта, который планируют приобрести все субъекты при каждом уровне цен, показывает кривая спроса.

 
 


AD

Реальный объём производства

Рис. 2.1. График совокупного спроса

Кривая совокупного спроса имеет отрицательный наклон, т.к. при прочих равных условиях чем выше цена, тем ниже величина спроса. Под прочими равными условиями в макроэкономике подразумевается макроэкономическая политика государства.

Форму и характер кривой AD определяет действие трёх основных факторов.

Факторы, влияющие на величину совокупного спроса:

ü эффект процентной ставки (состоит в том, что при росте уровня цен повышаются и процентные ставки, приводящие к сокращению потребления и инвестиций, следовательно и совокупного спроса, и наоборот);

ü эффект богатства (проявляется в изменении реальной стоимости и покупательской способности финансовых активов и доходов населения, Снижение цен способствует росту реального дохода и совокупного спроса и наоборот);

ü эффект импортных закупок (если цены на товары внутри страны растут, то их экспорт становится более дорогим, значит увеличивается спрос на более дешёвые импортные товары, т.е. чистый экспорт уменьшится и совокупный спрос тоже уменьшится).

Неценовые факторы, влияющие на изменение совокупного спроса:

ü изменение потребительских расходов (увеличение приводит к увеличению совокупного спроса и сдвигу кривой спроса вправо и наоборот);

ü изменение инвестиционных расходов (рост инвестиционных расходов приведёт к увеличению совокупного спроса и сдвигу кривой спроса вправо и наоборот);

ü изменение государственных расходов (рост госрасходов приведёт к увеличению спроса и сдвигу кривой спроса вправо и наоборот);

ü изменение чистого экспорта (рост чистого экспорта приводит к росту совокупного спроса и сдвигу кривой вправо и наоборот).

Совокупное предложение AS – сумма стоимостей всех предъявленных к продаже конечных товаров и услуг.

Кривая совокупного предложения показывает взаимосвязь реального объёма производства и общего уровня цен.

III

AS


II

I

Qf Реальный объём производства

Рис. 2.2. График совокупного предложения

Кривая AS состоит из трёх участков:

I – горизонтальный (кейнсианский) назван в честь английского экономиста Кейнса. На нём реальный объём производства значительно ниже объёма производства Qf. Эта ситуация отражает состояние спада в экономике. Увеличение объёма производства не приводит к увеличению уровня цен и зарплаты. Это возможно при наличии незанятых ресурсов.

II – промежуточный участок. Рост объёма производства сопровождается ростом цен. Это происходит потому, что в некоторых отраслях избыточные ресурсы вовлечены в производство, используется менее эффективное оборудование, т.е. возрастают издержки на единицу продукции, они могут компенсироваться увеличением цен.

III – вертикальный (классический). Означает, что экономика достигла полной занятости при объёме производства Qf, т.е. все ресурсы уже вовлечены в процесс производства и дальнейшее наращивание производства невозможно. Таким образом, повышение цен не приведёт к наращиванию объёма выпускаемой продукции.

Факторы, влияющие на изменение совокупного предложения:

Неценовые:

ü Изменение цен на ресурсы (может происходить вследствие потери плодородия земли, уменьшения предложения рабочей силы, сокращения количества капитала и т.д. Рост цен на ресурсы приведёт к сокращению совокупного предложения и сдвигу кривой предложения влево и наоборот);

ü Изменение производительности факторов производства (повышение производительности означает снижение издержек на единицу продукции и приведёт к росту совокупного предложения и сдвигу кривой предложения вправо и наоборот);

ü Изменение правовых норм (увеличение ставок налогов, затрат на государственное регулирование приведёт к росту издержек на единицу продукции, уменьшению предложения и сдвигу кривой предложения влево и наоборот).

Макроэкономическое равновесие означает оптимальный вариант выбора в экономике. Оптимальный выбор в экономике предполагает сбалансированность производства и потребления, спроса и предложения, факторов производства и их использования и др.

Виды макроэкономического равновесия:

ü Идеальное (теоретическое) - стабильное использование экономического потенциала ресурсов общества при оптимальной реализации интересов всех участников хозяйственной деятельности;

ü Фактическое (реальное)

ü Частичное – на отдельных рынках;

ü Общее – взаимосвязанная система частичных равновесий.

Равновесие наступает в точке пересечения кривых совокупного спроса AD и совокупного предложения AS.

Р AS

AD3

       
 
   
 


AD2

AD1

Y

Рис. 2.3. Макроэкономическое равновесие

Горизонтальный отрезок характеризуется высоким уровнем безработицы и большим количеством неиспользованных мощностей.

На промежуточном участке объём выпуска и уровень цен взаимосвязаны: перепроизводство приведёт к снижению цен, недопроизводство – к повышению цен.

Равновесие на вертикальном участке кривой совокупного предложения наступит при таком объёме производства, который соответствует полной занятости. Увеличение объёмов производства здесь невозможно, так как все ресурсы задействованы полностью.

При движении кривой совокупного спроса вправо, т.е. AD увеличивается, происходит увеличение реального объёма производства (на горизонтальном и промежуточном участках) и рост цен (на промежуточном и вертикальном участках). При движении AD вниз, т.е. AD снижается, на промежуточном и вертикальном участке снижение цен не происходит вследствие действия «эффекта храповика».

Совокупное потребление и совокупное сбережение

Совокупное потребление С – это суммарные денежные расходы, которые население тратит на покупку товаров и услуг.

Эти расходы представляют собой основную часть совокупного спроса (около 2/3 совокупного спроса).

Совокупные сбережения S – это суммарный отложенный спрос домохозяйств, т.е. отказ от текущего потребления с целью увеличения его в будущем.

Основный фактором, влияющим на уровень совокупного потребления C и совокупного сбережения S, является доход населения.

Располагаемый доход DI – это доход после уплаты налогов, распадается на потребление и сбережения.

DI = C + S.

Чем больше располагаемый доход, тем выше потребление и сбережение.

Доля дохода, идущая на потребление, называется средней склонностью к потреблениюAPC:

APC = C/DI;

Доля дохода, идущая на сбережения, называется средней склонностью к сбережениям APS:

APS = S/DI;

Статистика показывает, что с увеличением дохода средняя склонность к потреблению падает, а средняя склонность к сбережениям возрастает.

Факторы, влияющие на изменение потребления и сбережения:

ü богатство, т.е. накопленное имущество и финансовые активы. Чем выше богатство, тем меньше стимулов к его увеличению, т.е. накоплению;

ü уровень цен. Повышение уровня цен уменьшает долю дохода, идущего на потребление, и увеличивает сбережения;

ü ожидания домохозяйств, связанные с будущими доходами, ценами и др. Например, ожидания инфляции увеличат потребление;

ü налогообложение, рост налогов вызовет падение дохода, а значит, снизит и потребление и сбережения.

Инвестиции

Инвестиции – имущественные и интеллектуальные ценности, вкладываемые в различные виды деятельности с целью получения дохода.

Инвестиции составляют небольшую часть совокупного спроса (до 20%), но они очень динамичны.

Типы инвестиций:

ü Финансовые – вложения в ценные бумаги, денежные средства;

ü Реальные – создание новых факторов производства.

В свою очередь реальные инвестиции можно разделить на следующие виды:

а) в основные фонды предприятия (здания, сооружения, оборудование и др.). Сумма инвестиций в основные фонды равна сумме чистых инвестиций и реновационных инвестиций. Чистые инвестиции предназначены для расширения выпуска или снижения издержек на единицу продукции, реновационные – для замены изношенных факторов производства;

б) инвестиции в жилищное строительство, включающие расходы на приобретение домов для дальнейшего проживания в них или для сдачи в аренду;

в) инвестиции в запасы (товары, предназначенные для хранения, включая сырьё, материалы, незавершённое производство и готовые изделия);

Между чистыми инвестициями и чистым национальным продуктом существует прямая зависимость: если чистые инвестиции положительны, то экономика находится в стадии подъёма; если чистые инвестиции нулевые, то экономика переживает застой; если чистые инвестиции отрицательны, то в экономике кризис.

Факторы, влияющие на размер инвестиций:

ü Размер сбережений;

ü Размер получаемого дохода (больше доход – больше возможности инвестирования);

ü Ставка процента;

ü Издержки производства (увеличение издержек приведёт к снижению размера инвестиций);

ü Уровень оснащённости производства (если производство хорошо оснащено техническими мощностями, то последующее инвестирование сопровождается падением нормы чистой прибыли, поэтому инвестиции будут ограничиваться; в случае низкой технической оснащённости дополнительные инвестиции приведут к росту производительности труда и повышению нормы чистой прибыли, поэтому инвестиции будут повышаться);

ü Развитие НТП;

ü Политический климат в стране;

ü Международная обстановка;

ü Состояние дел на фондовой бирже.

Инвестиции расширяют производство, увеличивают объёмы создаваемого общественного продукта. Между этими величинами существует взаимосвязь, которая отражена в теории мультипликационного эффекта.

Мультипликатор инвестиций – это отношение прироста валового национального продукта к изменению объёма инвестиций, т.е.

Мп = ВНП / I.


Акселератор инвестиций – это отношение прироста инвестиций к приросту ВНП, т.е.

А = I / ВНП.

Факторы повышения эффективности инвестиций:

ü Сокращение сроков строительства – долгостроящиеся предприятия сокращают возможности расширения производства, а иногда не могут окупить и затраченных средств;

ü Правильность выбора нового товара – вложения нужно делать под товары, на которые повышается спрос;

ü Разработка проектов строительства – реконструкция или создание новых предприятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: