К короткозамкнутым асинхронным двигателям специального исполнения относятся:
1. двигатели с повышенным скольжением;
2. глубокопазные;
3. двухклеточные.
По сравнению с асинхронными двигателями нормального исполнения эти двигатели имеют улучшенные пусковые свойства, а именно:
1. пониженные пусковые токи;
2. увеличенные пусковые моменты.
Объясним, каким образом получены эти свойства.
Из теории электрических машин известно, что электромагнитный момент асинхронных электродвигателей определяется выражением (14-1) [гер.369 фла 15.15]
М = CI' cosψ Ф, (14-1)
где C – конструктивный коэффициент (величина постоянная);
I' – приведенный к обмотке статора ток ротора;
ψ – угол сдвига по фазе между векторами ЭДС обмотки ротора Е' и приведенным током ротора I';
I' cosψ – активная составляющая тока ротора;
Ф – значение вращающегося магнитного потока обмотки статора.
Электромагнитный момент двигателя тем больше, чем больше активная составляющая тока ротора [в (14-1) активная составляющая тока ротора Iар= I' cosψ ], а для ее увеличения необходимо увеличивать активное сопротивление обмотки ротора.
Увеличение активного сопротивления ротора, помимо увеличения пускового момента двигателя, дает и второе преимущество: уменьшение пусковых токов.
Таким образом, увеличивая активное сопротивление обмотки ротора, можно:
a) увеличить пусковой момент двигателя,
b) уменьшить пусковой ток двигателя.
Такими положительными свойствами обладают т.н. двигатели с улучшенными пусковыми свойствами. К последним относятся асинхронные двигатели:
1. с повышенным скольжением;
2. с глубокими пазами на роторе;
3. с двойной беличьей клеткой на роторе;
4. с фазной обмоткой на роторе (двигатели с фазным ротором).
Асинхронные двигатели с повышенным скольжением по сравнению с обычными асинхронными двигателями имеют увеличенный пусковой момент (рис.14.2). Для этого искусственно уменьшают площадь поперечного сечения проводников обмотки ротора, вследствие чего увеличивается их активное сопротивление, а значит и активная составляющая тока ротора и соответственно электромагнитный момент двигателя, прямо пропорциональный этой составляющей (см. выше выражение 14-1).
Рис. 14.2 Механические характеристики асинхронных двигателей обычного исполнения (1) и с повышенным скольжением (2)
Недостатком этих двигателей является пониженная (по сравнению с двигателями обычного исполнения) скорость вращения ротора.
У двигателей с глубоким пазом обмотка на роторе выполнена в виде стержней прямоугольного профиля с высотой – h, превосходящей ширину– b в 15…20 раз (рис. 14.3)
Увеличение активного сопротивления обмотки ротора при пуске объясняется поверхностным эффектом.
Рис. 14.3 Глубокопазная обмотка ротора (а) и кривая распределения тока по высоте паза (б)
Суть этого явления состоит в том, что на переменном токе основная часть тока через поперечное сечение проводника вытесняется на его поверхность. Это объясняется тем, что индуктивное сопротивление центральной части проводника гораздо больше по сравнению с сопротивлением поверхностного слоя.
При пуске частота тока в роторе f = 50 Гц, нижняя часть проводника обмотки ротора имеет увеличенное индуктивное сопротивление, поэтому пусковой ток вытесняется в верхнюю часть, что равнозначно уменьшению площади его поперечного сечения, т.е. увеличению активного сопротивления. В результате уменьшается пусковой ток и одновременно увеличивается пусковой момент.
При номинальной скорости и небольшой частоте тока ротора (1...3Гц) поверхностный эффект пропадает, так как ток распределяется равномерно по высоте поперечного сечения проводника.
В двухклеточных асинхронных двигателях (рис. 14.4) использованы оба способа повышения активного сопротивления.
Рис. 14.4 Двухклеточная обмотка ротора асинхронного двигателя (а) и его механические характеристики: пусковой обмотки (1), рабочей обмотки (2) и (3)- механическая характеристика асинхронного двигателя нормального исполнения.
Эти двигатели имеют пусковую обмотку П, которая работает как обмотка ротора двигателя с повышенным скольжением, и рабочую Р, которая работает как глубокопазная.
Эксплуатационные показатели двигателей специального исполнения хуже, чем у двигателей нормального исполнения. Коэффициент полезного действия и коэффициент мощности cosφ у них ниже, а стоимость выше.
На судах из перечисленных выше трех типов двигателей специального исполнения используется только один – двигатель с двумя клетками. Такие двигатели установлены в электроприводах грузовых лебедок на судах польской постройки (типа «Муром»).