Вопрос. Психологическая концепция Гальперина

Теория поэтапного формирования умственной деятельности (ТПФУД) П.Я.Гальперина

Теория перехода (интериоризации) внешней деятельности во внутренний план наиболее полно разработана в учении Петра Яковлевича Гальперина (1902-1988).

Всякое действие представляет собой сложную систему, состоящую из трех частей: ориентировочную (управляющую), исполнительную (рабочую), контрольно-корректировочную.

Ориентировочная часть действия обеспечивает отражение совокупности объективных условий, необходимых для успешного выполнения данного действия. Исполнительная часть осуществляет заданные преобразования в объекте действия. Контрольная часть отслеживает ход выполнения действия и при необходимости обеспечивает коррекцию как ориентировочной, так и исполнительной частей действия.

Полноценное формирование действия требует последовательного прохождения шести этапов, два из которых являются предварительными и четыре – основными.

1 этап – мотивационный. Лучше всего, если мотивация овладения действием базируется на познавательном интересе, поскольку познавательная потребность обладает свойством ненасыщаемости.

2 этап – ориентировочный. Он включает в себя предварительное ознакомление с тем, что подлежит освоению, составление схемы ориентировочной основы будущего действия (ООД).

3 этап – материальный. Учащийся усваивает содержание действия, а преподаватель осуществляет контроль за правильностью выполнения каждой операции. Действие на этом этапе максимально развернуто и выполняется фактически с опорой на внешние вспомогательные средства.

4 этап – громкой речи. На этом этапе учитель требует от ребенка проговаривания вслух каждого шага решения задачи. Если пропустить этот этап, ребенок будет делать ошибки при решении задачи без опоры на карточку.

5 этап – внешняя речь про себя. Отличается от предыдущего этапа только большей скоростью выполнения и сокращенностью.

6 этап – умственного или внутриречевого действия. Действие максимально сокращается и автоматизируется, становится абсолютно самостоятельным и полностью освоенным.

С помощью такого поэтапного формирования могут быть приобретены не только навыки решения задач, но и навыки чтения чертежей, грамматического анализа, опознания сложных объектов и т.п., что имеет самое непосредственное практическое применение.

Критики теории указывали Гальперину на то, что ТПФУД нельзя применять при решении творческих задач, когда необходимо найти способ их решения.




double arrow
Сейчас читают про: