Современные виды монополизма

Борьбы

Экономическая природа конкуренции и виды конкурентной

Экономическая природа конкуренции. В рыночной экономике все субъекты хозяйствования действуют обособленно и выступают по отношению друг к другу как конкуренты.

Под динамическойконкуренцией понимают соревнование экономических субъектов на рынке потребителей в целях получения наибольшей прибыли.

Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма хозяйствования, но характер и формы ее на различных рынках и в разных рыночных ситуациях неодинаковы.

Виды конкурентной борьбы. В современной экономической науке выделяют четыре модели конкурентной борьбы: совершенную (чистую) конкуренцию, конкуренцию монополистическую, олигополию и монополию.

Совершенная (чистая) конкуренция. Для данного вида конкуренции характерны следующие черты.

1. Большое число фирм.

2. Отсутствие контроля над ценой продукции.

3. Свободный переход из отрасли в отрасль.

4. Равный доступ к информации.

5. Все фирмы, действуя независимо, но одновременно, могут повлиять - и действительно влияют - на общий объем предложения и, следовательно, на рыночную цену.

6. Кривая спроса на продукцию фирмы является в то же время кривой дохода.

7. Валовой доход при любом уровне продаж может быть легко определен путем умножения цены на соответствующее количество продукции, которое фирма может продать.

8. В условиях свободной конкуренции ни одна фирма на рынке не играет заметной роли, а цены складываются под воздействием только спроса и предложения.

Монополистическая конкуренция. Для монополистической конкуренции характерны следующие черты.

1. Относительно большое число фирм.

2. Дифференциация продукции.

Под олигополией (от греч. oligos — немногочисленный, незначительный и poleo — продаю, торгую) понимают такую ситуацию на рынке, когда несколько крупных конкурирующих фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции в отрасли.

Существует несколько причин, почему определенные отрасли обслуживаются небольшим количеством фирм.

1. Эффект масштаба. Достаточно эффективное производство возможно только при небольшом числе производителей, другими словами, эффективность требует, чтобы производственная мощность каждой фирмы занимала большую долю рынка.

2. Эффект слияния. Поводом для слияния могут служить разные обстоятельства. Объединение двух или более конкурировавших фирм может существенно увеличить их рыночную долю и дать возможность новой и более крупной производственной единице добиться большего эффекта.

Олигополии могут быть однородными или дифференцированными, т.е. в олигополистической отрасли могут производить стандартизированные или дифференцированные продукты.

Под монополией (от греч. monos — один, единственный и poleo — продаю) понимают такую ситуация на рынке, которая характеризуется наличием небольшого числа продавцов (редко единственного), каждый из которых способен повлиять на общий объем предложения и на цену товара или услуги.

Для монополии характерны следующие черты.

1. Высокие входные барьеры на монополистический рынок.

2. Цена как основной инструмент для установления господства монополии на рынке.

3. Использование ценовой и неценовой конкуренции.

В современных условиях сохранились следующие типы монополий.

1. Монополизм как результат конкурентной борьбы. В основе подобного рода монополизма лежит конкуренция и централизация производства и капитала.

2. Олигополии, власть которых над рынком носит особый характер. Олигополия различается по отраслевому признаку.Применяемая технология позволяет такому, как правило, крупному предприятию достичь монопольного положения, концентрировать в своих руках материальные и людские ресурсы и на этой основе максимизировать прибыль, добиться монопольного положения в отрасли.

3. Монополизм, связанный с применением товаров, на которые утверждены торговые марки. Коммерческий успех попадает в зависимость не только от цен на товары и их потребительского качества, но и от того, сумеет ли производитель поставить товар в монопольное положение на рынке.

4. Монополизм как результат применения тех или иных достижений НТП. Монополии такого типа носят временный характер. Вмешательство государства в деятельность таких предприятий минимально и ограничивается введением правовых норм, способствующих более свободному обмену научно-технической информации.

5. Естественные монополии, занимающиеся выпуском и продажей ценных государственных бумаг и денежных знаков. На этих рынках государству как монополисту противостоят другие субъекты экономической системы, регулируя спрос и предложение денег.

6. Государственный монополизм. Этот тип монополизма характерен для стран с господствующим административно-командным методом управления народным хозяйством.

Судя по опыту развитых стран, правительствам приходится проводить, демонополизацию экономики по двум направлениям:

1) либерализации рынков (снижение таможенных пошлин, отмена квот и других количественных ограничений на ввозимые или вывозимые товары) и поступление на рынок иностранных товаров;

2) государственный контроль над процессом централизации капитала, сопровождаемый финансовыми санкциями согласно антимонополистическому законодательству.

Вопросы для проверки и закрепления знаний:

1. Что такое динамическая конкуренция?

2. Назовите характерные черты совершенной (чистой) конкуренции.

3. Назовите характерные черты монополистической конкуренции.

4. Что такое олигополия?

5. Назовите характерные черты монополии.

6. Назовите современные виды монополизма.

Список использованной литературы:

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учебник для студентов вузов/ Е.Ф. Борисов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010.- 544 с.

2. Носова С.С. Экономическая теория: учебник/ С.С. Носова. –М: КНОРУС, 2008.

3. Куликов Л.М. Экономическая теория: Учебник для студентов ВУЗов. –М.: Проспект, 2005. -432 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: