Ход урока

  Деятельность учителя Деятельность учащихся
  Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, организует начало урока. Отмечает отсутствующих. Показывают свою готовность к уроку.
  Проведение проверки знаний: 3 ученика идут к доске; 10 учеников получают письменные задания на месте по карточкам. Остальные учащиеся отвечают на вопросы устно, со своих рабочих мест. Вопросы- и задания для фронтальной проверки 1. «Характеристика азота по положению в Периодической системе элементов Д. И. Менделеева.»(V группа, главная подгруппа) 2. «Модель атома азота»(N+7)2)5, …2s^22p^2) 3. «Простое вещество азот» (достаточно инертный при нормальных условиях двухатомный газ без цвета, вкуса и запаха (формула N2), из которого на три четверти состоит земная атмосфера.) 4. «Азот в природе»(Природный азот состоит из двух стабильных изотопов 14N — 99,635 % и 15N — 0,365 %.Искусственно получены четырнадцать радиоактивных изотопов азота с массовыми числами от 10 до 13 и от 16 до 25. Все они являются очень короткоживущими изотопами) 5. Какова схема круговорота азота в природе?(Фиксация атмосферного азота в природе происходит по двум основным направлениям — абиогенному и биогенному. Первый путь включает главным образом реакции азота с кислородом. Так как азот химически весьма инертен, для окисления требуются большие количества энергии (высокие температуры). Однако основная часть молекулярного азота (около 1,4•108 т/год) фиксируется биотическим путём. Долгое время считалось, что связывать молекулярный азот могут только небольшое количество видов микроорганизмов Азот в форме аммиака и соединений аммония, получающийся в процессах биогенной азотфиксации, быстро окисляется до нитратов и нитритов.) 6. Кто и в каком году открыл азот?(В 1772 году азот (под названием «испорченного воздуха») как простое вещество описал Даниэль Резерфорд, он опубликовал магистерскую диссертацию, где указал основные свойства азота (не реагирует со щелочами, не поддерживает горения, непригоден для дыхания)) 3 ученика выполняют задания у доски,10 учеников выполняют самостоятельное задание по карточкам (письменно на месте), остальные учащиеся отвечают на вопросы учителя.
  Создание проблемной ситуации. Вводное слово учителя: Эта история произошла во время I мировой войны. Английский крейсер вел преследование поврежденного в бою немецкого эсминца. Цель была почти достигнута, как вдруг между кораблями появилось плотное белое облако дыма. Экипаж крейсера почувствовал удушливый запах, раздражающий горло и легкие. Крейсер был вынужден дать задний ход и выйти из дымового облака. Уже после обнаружили, что пострадали не только люди, но и металлические части корабля. Сегодня я хочу познакомить вас с этим удивительным веществом, имеющим необыкновенные свойства. Запах этого газа знаком каждому - даже тем, кто совсем далёк от химии. Кое – что о его свойствах тоже всем известно. Итак, вещество, о котором пойдёт речь на нашем уроке – аммиак. Давайте попробуем частично воспроизвести картину давних лет. Это вещество имеет древнюю историю. Арабские алхимики получали из оазиса Амон, находившегося около храма, бесцветные кристаллы. Они звали вещество «нушадир», его растирали в ступках, нагревали – и всякий раз получался едкий газ. Сначала его именовали аммониак, а потом сократили название до «аммиак». В средние века этот газ называли почему-то «щелочной воздух», а его раствор и поныне называется «нашатырный спирт». Давайте, ребята, проведем небольшое исследование и решим, откуда у этого газа столь необычные свойства и названия Слушают рассказ учителя, задают вопросы.
  Формула аммиака – NH3, т.е. это водородное соединение азота. Объяснение: Атом азота образует с атомами водорода 3 ковалентные полярные связи (т.к.электроотрицательность азота больше, чем у водорода) за счет своих трех неспареных электронов; Неподеленная электронная пара атома азота способна участвовать в образовании четвертой ковалентной связи по донорно-акцепторному механизму с атомами, имеющими вакантную орбиталь; Сдвиг электронной плотности в сторону более электроотрицательного атома азота: H +δ→ N-δ← H +δ ↑ H+δ Водородная связь.Возникает между молекулами аммиака. ∙∙∙ NH3 ∙∙∙ NH3 ∙∙∙ NH3∙∙∙ Водородная связь – это особый вид связи между атомами Н одной молекулы атомами очень ЭО элементов (F, O, N, Cl).Она слабее ковалентной связи в 10- 20 раз. Следствия: -Благодаря водородной связи вещества хорошо растворимы в воде; - Некоторые вещества образуют ассоциаты, что приводит к повышению температуры плавления и кипения. Механизм донорно-акцепторной связи: H3N: + H+ = [NH4]+ образуется ион аммония Для молекул аммиака характерно связывание их между собой в ассоциации за счет водородных связей Рассмотреть шаростержневую модель аммиака («Строение молекулы аммиака») NH3 Бесцветный газ; Резкий запах; Нашатырный спирт осторожно понюхать!!! Хорошо растворимый в воде газ (в 1 л воды растворяется около 700 л аммиака); 10 % -ный раствор аммиака в воде - нашатырный спирт; Слушают объяснение учителя записывая в тетрадь. Один ученик выходит к доске и пишет на доске донорно- акцепторный механиз молекулы аммиака. Остальные учащиеся пишут у себя в тетрадях. Один учащийся у доски определяет сдвиг электронной плотности в молекуле аммиака. Остальные записываю себе в тетрадь.
  Демонстрация опыта. (Растворение аммиака в воде.) Как вы думаете почему раствор стал малинового цвета? При растворении в воде образуется гидроксид аммония – основание, поэтому фенолфталеин окрашивает раствор в малиновый цвет При -33,60 С NH3 сжижается, а при -77,80 С превращается в белое твердое вещество; Жидкий аммиак имеет большую теплоту испарения, поэтому его применяют в холодильных установках. Dвозд = 0,58 Температура кипения = - 33,6ºС Мы уже заметили, что аммиак хорошо растворяется в воде, что он имеет очень резкий запах, наконец, вспомните, ведь его ещё в средние века называли «щелочной воздух». Наблюдают за проведение опыта. Задают вопросы. Отвечают на вопрос.
  Организует фронтальную беседу по рефлексии итогов урока. Обьясняет домашнее Записывают домашнее задание в дневники.

Домашнее задание: § 25 упр. 1-6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: