Вопрос #20. Понятие науки. Функции науки. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Методы научного исследования

Вопрос #19. Структура познавательного процесса. Основные формы чувственного и рационального познания. Познание как постижение истины. Истина и заблуждения. Истина и ценность. Феномен релятивизма.

Существуют различные формы познания: обыденно-практическое, мифологическое, религиозное, художественное, научное. Каждое из них имеет свою специфику. Но есть и общие черты. Поэтому появляется возможность выделить в познавательном процессе независимо от формы его осуществления некую инвариантную структуру. При самом общем подходе процесс познания можно представить в виде двухъярусной системы, «нижний» и «верхний» этажи которой содержат свои базовые элементы.

В качестве основных элементов чувственного познания выступают ощущение, восприятие и представление.

Ощущение - отражение отдельных свойств внешних предме­тов или внутренних состояний посредством органов чувств (ощу­щения цвета, звука, запаха, вкуса, голода, боли и т. п.)

Восприятие - целостное отражение предметов или явлений, возникающее при их непосредственном контакте с нашими органами чувств.

Представление - воспроизводство в сознании человека чувственных образов предметов без непосредственного контакта с ними.

Элементами рационального познания являются понятие, суждение и умозаключение.

Понятие - форма мышления, в которой фиксируются общие существенные свойства определенного класса явлений.

Суждение - форма мышления, в которой о предмете что-то утверждается или отрицается.

Умозаключение - форма мышления, в которой на основе не­скольких взаимосвязанных суждений получается новый вывод (Индуктивные, дедуктивные, и умозаключения по аналогии).

Непосредственной целью познавательной деятельности является отыскание истины.

В классической философии доминирующей являлась концепция корреспонденции. Неклассическое понимание истины представлено различными концепциями: марксистская, конвенционалистская, когерентная, прагматическая и феноменологическая.

Заблуждение — знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заблуждение по своей сути есть искаженное отражение действительности.

Между истиной и ценностью существует связь, не смотря на их различия истинное знание может быть предметом оценивания, характеризуется как ценность. В свою очередь установить значимость мира явлений для человека можно лишь благодаря знанию о них.

Релятивность – свойство знания, отображающее изменчивость объекта, обстоятельств его существования, способов его интерпретации. Одной из причин порождения релятивизма в познании, считается некорректное решение проблемы ценностей, дихотомии, нарушения стандартов науки.

Наука — сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и систематизация знаний о действительности.

Основные задачи науки — описание, объяснение и предсказание явлений действительности на основе открываемых ею законов. Система наук условно делится на естественные, технические, общественные и гуманитарные науки.

Научные дисциплины по их направленности, по их отношению к практике принято подразделять на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные науки занимаются познанием закономерных отношений между явлениями действительности. Непосредственной целью прикладных исследований является применение результатов фундаментальных наук для решения технических, производственных, социальных задач.

Функции: познавательная, культурномировоззренческая, образовательная, практическая.

Науку нельзя смешивать с паранаукой. Паранаукой называют воззрения, которые претендуют на научный статус, однако не признаются официальными научными кругами в качестве научных, поскольку эти воззрения не соответствуют критериям научности.

В структуре научного знания выделяют два уровня знания - эмпирический и теоретический. Им соответствуют два специфических вида познавательной деятельности: эмпирическое и теоретическое исследование. Эмпирический познание предполагает формирование на основе данных наблюдения - научного факта. Научный факт возникает как результат очень сложной обработки данных наблюдений: их осмысления, понимания, интерпретации (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент). В теоретическом познании доминируют формы рационального познания (понятия, суждения, теория, индукция, рефлексия, закон).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: