double arrow

Вопрос #16. Проблема человека в философии. Основные версии философских учений о человеке. Проблема смысла жизни

Проблема человека рассматривается в специальном разделе философии философской антропологии. В то же время эта проблема в разных ракурсах присутствует и в других разделах философии. Поэтому многие исследователи считают, что проблема человека является важнейшей для философии.

Философия человека отличается от множества наук о человеке спецификой постановки и решения вопросов о человеке:

• Какова природа человека?

• Какие существуют концепции человека?

• В чем состоят смысл, ценности и цели человеческой жизни?

• Каким образом человек исполняется в мире?

• Какие можно представить образы современного человека?

Соответственно акцентам на природно-телесных, индивидуально-психологических или социокультурных аспектах понимания человека, можно говорить о: натурализаторской, экзистенциально-персоналистской, рационалистической и социологизаторской версиях.

Согласно натурализаторской концепции человек понимается как элемент природы, подчиненный ее законам и не имеющий в своих характеристиках ничего сверх того, что было бы невозможно в других природных образованиях. Человек здесь рассматривается по аналогии с животными и сам является не более чем животным. (Ламетри, Дидро, Ф. Ницше, фрейдизм: человек – это несостоявшееся животное).

Экзистенциально-персоналистская парадигма анализа человека (Августин, Н. Бердяев, М. Бубер, Ж.-П. Сартр, А. Камю и др.) понимает его как особое начало в мире, не сводимое к каким-либо внешним законам и качествам, но объяснимое лишь исходя из его индивидуального опыта и судьбы.

Для рационалистической концепции (Платон, Аристотель, Декарт, Кант, Гегель и др.) сущностной особенностью человека становится наличие у него разума, сознания.

Кредо социологизаторской модели наиболее емко выразил К. Маркс, сказав, что «сущность человека есть совокупность всех общественных отношений». Человеческая природа формируется обществом и меняется вместе с изменением исторической ситуации.

Рассматривая смысл жизни, необходимо выделить направления:

1) Универсально-космическая форма: Принцип самоорганизации мира. Жизнь проходит естественный необходимый этап саморазвития, усложнения, в соответствии с законами мира. Действует принцип оптимального соответствия условиям эволюции мира.

2) Биологический аспект: «Смысл жизни в самой жизни» (с) Павлов. Необходимо не только сохранить свое здоровье, но и продолжить род.

3) Социальный аспект: Практическая, социальная деятельность. Ответственность перед обществом.

4) Личностный аспект: Жизнь состоится, если человек будет разумно решать проблему совершенства. Стремление к совершенству, имеющему социальный смысл.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: