НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ
ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ
РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ В ТАБЛИЦАХ.
Приложение 2
Показатели речевого развития
| Время появления в норме
|
Употребляет местоимение "Я"
| 2 года 3 мес.
|
Адекватно использует названия цветов
| 2 года 6 мес.
|
Согласует имена прилагательные с существительными в роде (кроме средн. Р.)
| К 3 годам
|
Согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде
| К 3 годам
|
Активно пользуется предложно-падежными конструкциями
| С 2 лет 1 мес.
|
Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи
| К 3 годам
|
Понимает значение пространственных наречий, употребляет их в речи
| С 2 лет 3 мес.
|
Произносит твердые звуки С, 3, Ц
| С 2 лет 1 мес.
|
Замечает неправильное звукопроизношение у других детей
| К 3 годам
|
Начинает подбирать рифмы к словам
| С 3 лет
|
Показатели речевого развития
| Время появления в норме
|
Употребляет в активной речи слова -названия частей предметов
| 3 года 6 мес.
|
Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами
| С 3 лет
|
Использует в речи приставочные глаголы
| 3 года 1 мес.
|
Появляется словотворчество
| С 3 лет
|
Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук - лук)
| К 4 годам
|
Произносит звуки Ш, Ж, Щ. Ч, Л, Р
| К 4 годам
|
Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи
| К 4 годам
|
Может пересказать знакомую сказку близко к тексту
| К 4 годам
|
Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки
| К 4 годам
|
Показатели речевого развития
| Время появления в норме
|
Использует родовые названия предметов
| С 4 лет 6 мес.
|
Пользуется суффиксами, обозначающими людей по их профессии
| 4 года 6 мес.
|
Может подбирать к словам антонимы
| К 5 годам
|
Продолжается словотворчество
| В течен. дошк. детства
|
Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа рак - лак)
| С 4 лет 6 мес.
|
Определяет наличие звука в слове
| С 4 лет 6 мес.
|
Находит место звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец)
| К 5 годам
|
Может составить рассказ по картинке или серии картинок
| К 5 годам
|
Начало формирования внутренней (планирующей) речи
| К 5 годам
|
Звукопроизношение полностью соответствует норме
| С 4-5 лет
|
ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ
|
Возраст
| Развитие
|
2 недели
| Услышав речь, перестает сосать грудь, перестает кричать.
|
0-2 месяца
| Реагирует на звуки с определенной задержкой, узнает голос мамы.
|
1 месяц
| Успокаивается песней.
|
3 месяца
| Поворачивает голову в сторону говорящего, следит за ним глазами.
|
3-4 месяца
| Реагирует на громкость, интонацию.
|
5-6 месяцев
| Слушает разговор, активно гулит.
|
6 месяцев
| По подражанию произносит отдельные фонемы, слоги, перенимает темп, ритм, мелодику.
|
8 месяцев
| В лепете остаются только звуки родного языка.
|
К 1 году
| Может слушать, но короткое время, подчиняется простым приказам.
|
2 года
| Слышит речь, находясь в другой комнате, повторяет то, что слышит. Различает слова, отличающиеся одной фонемой.
|
3 года
| Понимает когда ему читают книге, замечает неправильное произношение в чужой речи, начинает замечать ошибки в собственной речи, иногда исправляется. Заканчивается формирование фонематического слуха.
|
4 года
| Помнит и повторяет фразу из простых слов (4-6). Дифференцирует все звуки, что появляются в установившемся звукопроизношении.
|
5 лет
| Фразы из 8 слов. Способен к выполнению заданий на фонематический слух.
|
6 лет
| Способен повторить краткий рассказ, владеют фонематической и ритмической структурой слов. Вариативность интонаций, владеют орфоэпическими нормами.
|
7 лет
| Повышает грамотность речи, появляется способность к элементам письма.
|
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
|
Возраст
| Развитие
|
2 месяца
| Недифференцированные и непроизвольные, возникающие в процессе движений голосовые реакции – гуление. Можно выделить гласные: А, О, У, Э; согласные: П, М, Б, К, Г, Х.
|
3-4 месяца
| Характер гуления меняется, появляется лепет.
|
5 месяцев
| Неосознанное повторение звуков.
|
6 месяцев
| Подражательно повторяет ритмические отдельные слоги.
|
8 месяцев
| Произносит «слова», образованные повторением одного и того же слога, по типу «ма-ма».
|
1-2 года
| Гласные: А, О, Э; согласные: П, Б, М.
|
2-3 года
| Гласные: И, Ы, У; согласные: Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й.
|
4-5 лет
| Свистящие: С, З, Ц; шипящие: Ш, Ж, Щ, Ч.
|
5-6 лет
| Р, Л.
|
СЛОВАРЬ
|
Возраст
| Развитие
|
Около 1 года
| Появляются первые слова, но произношение нарушено. 12-20 слов («ама» - кушать,«бух» - падать, уронить). Слоговая структура нарушена.
существительные – 80%
глаголы – 20%
прилагательные
местоимения, наречия
служебные части речи
|
Около 2 лет
| 200-300 слов
существительные – 75%
глаголы – 20%
5 % - прилагвтельные, местоимения, наречия и др. (хорошо, плохо, там).
|
Около 3 лет
| 1500 слов
местоимения и наречия – часто путают в употреблении (моя, наша).
служебные части речи – простые предлоги, союзы.
|
Около 4 лет
| 1900 слов
местоимения и наречия – используют сравнительное смешение (больше/меньше).
служебные части речи – используют сложные союзы.
|
Около 5 лет
| В словаре 2000-2500 слов.
|
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
|
Возраст
| Развитие
|
1 год
| Закладываются основы в процессе эмоционального общения со взрослым. Выражает эмоции и чувства, слова начинают выражать предметы и действия, развивается понимание речи окружающих. На основе понимания начинает развиваться активная речь. Ребенок начинает подражать звукам, звукосочетаниям.
|
К концу 1, началу 2-ого года
| Появляются первые осмысленные слова, они выражают желания и потребности.
|
II половина 2 года
| Слова служат для обозначения предметов, слово имеет смысл целого предложения. Предложение состоит из 2-4 слов.
|
К концу 2-ого года
| Появляется грамматическое оформление предложения.
|
3 года
| Развивается понимание речи, развивается активная речь, возрастает словарный запас и усложняется структура предложения. Используется диалогическая речь. В игре возникают новые виды речи:
-речь-сообщение;
-речь-инструкция;
-монологическая;
-контекстная.
|
4-5 лет
| Переход от ситуативной речи к контекстной. Активно вступают в разговор, участвуют в беседе, пересказывают сказки, рассказывают по игрушкам и картинкам. Не умеют правильно формулировать вопросы.
|
Старший дошкольный возраст
| Активно участвуют в беседе, полно отвечают на вопросы, формулируют вопросы, осваивают описание, повествование, рассуждение, с опорой на наглядный материал, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
|
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ
|
Возраст
| Развитие
|
2 года
| Постепенное формирование грамматических категорий. Ребенок использует в речи предложения, состоящие из нескольких слов, строящихся по принципу нанизывания слов друг на друга. Предложения без соответствующего грамматического оформления, в словах неправильные окончания.
|
3 года
| Самостоятельно употребляют наиболее простые грамматические конструкции. При общении используют структуру простого распространенного предложения. Использует в речи правильные окончания.
|
4 года
| Говорит грамматически правильно оформленными предложениями, в которых лишь изредка мелькают ошибки при согласовании редко встречающихся в речи или впервые встретившихся ребенку слов.
|
5-6 лет
| Высказывания достаточно пространственные, улавливается определенная логика изложения, дети свободно общаются не только при помощи грамматически правильно построенных предложений, но и многих видов сложных предложений, с использованием союзов и союзных слов.
|
Т.о. к концу дошкольного периода дети должны владеть грамматически правильно оформленной фразовой речью.
|