НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 4 ЛЕТ
ОТ 2 ДО 3 ЛЕТ
РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
НОРМАТИВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ОНТОГЕНЕЗ РЕЧИ В ТАБЛИЦАХ.
Приложение 2
| Показатели речевого развития | Время появления в норме |
| Употребляет местоимение "Я" | 2 года 3 мес. |
| Адекватно использует названия цветов | 2 года 6 мес. |
| Согласует имена прилагательные с существительными в роде (кроме средн. Р.) | К 3 годам |
| Согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде | К 3 годам |
| Активно пользуется предложно-падежными конструкциями | С 2 лет 1 мес. |
| Понимает слова-обобщения, начинает использовать их в активной речи | К 3 годам |
| Понимает значение пространственных наречий, употребляет их в речи | С 2 лет 3 мес. |
| Произносит твердые звуки С, 3, Ц | С 2 лет 1 мес. |
| Замечает неправильное звукопроизношение у других детей | К 3 годам |
| Начинает подбирать рифмы к словам | С 3 лет |
| Показатели речевого развития | Время появления в норме |
| Употребляет в активной речи слова -названия частей предметов | 3 года 6 мес. |
| Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами | С 3 лет |
| Использует в речи приставочные глаголы | 3 года 1 мес. |
| Появляется словотворчество | С 3 лет |
| Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа жук - лук) | К 4 годам |
| Произносит звуки Ш, Ж, Щ. Ч, Л, Р | К 4 годам |
| Замечает неправильное звукопроизношение в собственной речи | К 4 годам |
| Может пересказать знакомую сказку близко к тексту | К 4 годам |
| Побуждает взрослых играть с ним в сказки, распределяет роли, изображает голосом различных героев сказки | К 4 годам |
| Показатели речевого развития | Время появления в норме |
| Использует родовые названия предметов | С 4 лет 6 мес. |
| Пользуется суффиксами, обозначающими людей по их профессии | 4 года 6 мес. |
| Может подбирать к словам антонимы | К 5 годам |
| Продолжается словотворчество | В течен. дошк. детства |
| Различает слова, отличающиеся одной фонемой (типа рак - лак) | С 4 лет 6 мес. |
| Определяет наличие звука в слове | С 4 лет 6 мес. |
| Находит место звука в слове по трем позициям (начало, середина, конец) | К 5 годам |
| Может составить рассказ по картинке или серии картинок | К 5 годам |
| Начало формирования внутренней (планирующей) речи | К 5 годам |
| Звукопроизношение полностью соответствует норме | С 4-5 лет |
| ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ | |
| Возраст | Развитие |
| 2 недели | Услышав речь, перестает сосать грудь, перестает кричать. |
| 0-2 месяца | Реагирует на звуки с определенной задержкой, узнает голос мамы. |
| 1 месяц | Успокаивается песней. |
| 3 месяца | Поворачивает голову в сторону говорящего, следит за ним глазами. |
| 3-4 месяца | Реагирует на громкость, интонацию. |
| 5-6 месяцев | Слушает разговор, активно гулит. |
| 6 месяцев | По подражанию произносит отдельные фонемы, слоги, перенимает темп, ритм, мелодику. |
| 8 месяцев | В лепете остаются только звуки родного языка. |
| К 1 году | Может слушать, но короткое время, подчиняется простым приказам. |
| 2 года | Слышит речь, находясь в другой комнате, повторяет то, что слышит. Различает слова, отличающиеся одной фонемой. |
| 3 года | Понимает когда ему читают книге, замечает неправильное произношение в чужой речи, начинает замечать ошибки в собственной речи, иногда исправляется. Заканчивается формирование фонематического слуха. |
| 4 года | Помнит и повторяет фразу из простых слов (4-6). Дифференцирует все звуки, что появляются в установившемся звукопроизношении. |
| 5 лет | Фразы из 8 слов. Способен к выполнению заданий на фонематический слух. |
| 6 лет | Способен повторить краткий рассказ, владеют фонематической и ритмической структурой слов. Вариативность интонаций, владеют орфоэпическими нормами. |
| 7 лет | Повышает грамотность речи, появляется способность к элементам письма. |
| ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ | |
| Возраст | Развитие |
| 2 месяца | Недифференцированные и непроизвольные, возникающие в процессе движений голосовые реакции – гуление. Можно выделить гласные: А, О, У, Э; согласные: П, М, Б, К, Г, Х. |
| 3-4 месяца | Характер гуления меняется, появляется лепет. |
| 5 месяцев | Неосознанное повторение звуков. |
| 6 месяцев | Подражательно повторяет ритмические отдельные слоги. |
| 8 месяцев | Произносит «слова», образованные повторением одного и того же слога, по типу «ма-ма». |
| 1-2 года | Гласные: А, О, Э; согласные: П, Б, М. |
| 2-3 года | Гласные: И, Ы, У; согласные: Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й. |
| 4-5 лет | Свистящие: С, З, Ц; шипящие: Ш, Ж, Щ, Ч. |
| 5-6 лет | Р, Л. |
| СЛОВАРЬ | |
| Возраст | Развитие |
| Около 1 года | Появляются первые слова, но произношение нарушено. 12-20 слов («ама» - кушать,«бух» - падать, уронить). Слоговая структура нарушена. существительные – 80% глаголы – 20% прилагательные местоимения, наречия служебные части речи |
| Около 2 лет | 200-300 слов существительные – 75% глаголы – 20% 5 % - прилагвтельные, местоимения, наречия и др. (хорошо, плохо, там). |
| Около 3 лет | 1500 слов местоимения и наречия – часто путают в употреблении (моя, наша). служебные части речи – простые предлоги, союзы. |
| Около 4 лет | 1900 слов местоимения и наречия – используют сравнительное смешение (больше/меньше). служебные части речи – используют сложные союзы. |
| Около 5 лет | В словаре 2000-2500 слов. |
| СВЯЗНАЯ РЕЧЬ | |
| Возраст | Развитие |
| 1 год | Закладываются основы в процессе эмоционального общения со взрослым. Выражает эмоции и чувства, слова начинают выражать предметы и действия, развивается понимание речи окружающих. На основе понимания начинает развиваться активная речь. Ребенок начинает подражать звукам, звукосочетаниям. |
| К концу 1, началу 2-ого года | Появляются первые осмысленные слова, они выражают желания и потребности. |
| II половина 2 года | Слова служат для обозначения предметов, слово имеет смысл целого предложения. Предложение состоит из 2-4 слов. |
| К концу 2-ого года | Появляется грамматическое оформление предложения. |
| 3 года | Развивается понимание речи, развивается активная речь, возрастает словарный запас и усложняется структура предложения. Используется диалогическая речь. В игре возникают новые виды речи: -речь-сообщение; -речь-инструкция; -монологическая; -контекстная. |
| 4-5 лет | Переход от ситуативной речи к контекстной. Активно вступают в разговор, участвуют в беседе, пересказывают сказки, рассказывают по игрушкам и картинкам. Не умеют правильно формулировать вопросы. |
| Старший дошкольный возраст | Активно участвуют в беседе, полно отвечают на вопросы, формулируют вопросы, осваивают описание, повествование, рассуждение, с опорой на наглядный материал, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений. |
| ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ | |
| Возраст | Развитие |
| 2 года | Постепенное формирование грамматических категорий. Ребенок использует в речи предложения, состоящие из нескольких слов, строящихся по принципу нанизывания слов друг на друга. Предложения без соответствующего грамматического оформления, в словах неправильные окончания. |
| 3 года | Самостоятельно употребляют наиболее простые грамматические конструкции. При общении используют структуру простого распространенного предложения. Использует в речи правильные окончания. |
| 4 года | Говорит грамматически правильно оформленными предложениями, в которых лишь изредка мелькают ошибки при согласовании редко встречающихся в речи или впервые встретившихся ребенку слов. |
| 5-6 лет | Высказывания достаточно пространственные, улавливается определенная логика изложения, дети свободно общаются не только при помощи грамматически правильно построенных предложений, но и многих видов сложных предложений, с использованием союзов и союзных слов. |
| Т.о. к концу дошкольного периода дети должны владеть грамматически правильно оформленной фразовой речью. |