Тема 7. Инфраструктура фондового рынка. Лекция № 12. Страхование рисков на рынке ценных бумаг–1 час

Лекция № 12. Страхование рисков на рынке ценных бумаг –1 час

Цель занятия – глубокое изучение инфраструктуры фондового рынка

Вопросы:

1. Классификация экономических факторов, определяющих состояние фондового рынка

2. Страхование рисков на рынке ценных бумаг

3. понятие самострахование

4. виды рисков на рынке ценных бумаг

5. причины, вызывающие возникновение кризиса

6. прогнозирование научных исследование.

7. экономические методы прогнозирования:

a. эвристические,

b. экономико-математические

8. пути поддержания государством устойчивого и динамичного роста экономики

Ключевые слова: риск,кризис, страхование, самострахование, хеджирование, прогнозирование, эвристические и экономико-математические методы прогнозирования

На финансовом положении большинства предприятий негативно сказываются и последствия общеэкономического спада, инфляции, зачастую выражающуюся в слиянии фирм и неожиданном возникновении конкурентов, а также неожиданные перемены в сфере государственного регулирования, резкое уменьшение государственного заказа.

В рыночной экономике резко усиливается фактор риска, оказывающий влияние на деятельность предприятия. Под риском принято понимать вероятность (угрозу) потери предприятием части своих ресурсов, недополучения доходов или появления дополнительных расходов в резуль­тате осуществления деятельности.

Риск — категория вероятностная, и его измеряют как вероятность опре­деленного уровня потерь. Каждый предприниматель устанавливает для себя приемлемую степень риска, выбор которой зависит от типа руководителя. Руководители консервативного типа. не склонные к новациям, обычно стараются уйти от какого бы то ни было риска. Более гибкие руководители предпочитают принимать и более рискованные решения, если риск доброволен и исполнители - профессионалы.

Бизнес невозможен без риска. Предпринимателю необходимо знать, как уменьшить степень вероятности риска до наиболее низкого возможно­го уровня. Он должен предусмотреть возможность уменьшения негативных последствий риска даже вслучае самых неблагоприятных для фирмы собы­тий.

Уменьшить риск можно за счет самострахования и передачи части риска другим фирмам путем хеджирования.

2) Самострахование связано с резервированием средств на покрытие не­предвиденных расходов и покрытием убытков за счет части собственных средств. Самострахование с помощью внутренних мер целесообразно при риске уничтожения имущества, стоимость которого невелики по сравне­нию с финансовыми показателями всей фирмы, или риске уничтожения большого количества однотипного имущества.

За рубежом распространенным способом уменьшения риска является хеджирование (в переводе — ограждение от потерь) — создание встречных валютных, коммерческих, кредитных и иных требований и обязательств. Однако значительная часть риска (ошибки менеджеров, изменения цен, спроса, неправильно выбранный проект и т.д.) полностью ложиться на предпринимателей. Надо научиться прогнозировать события, оценивать предпринимательский риск.

Предпринимательский риск – это риск деятельности компании, обусловленный характером бизнеса. К основным его видам можно отнести производственный, коммерческий и финансовый (кредитный) риски.

Производственный риск – это риск, связанный с производством продукции, услуг, с осуществлением любых видов производственной деятельности. Причины возникновения производственного риска: возможное снижение предполагаемых объемов производства, рост материальных затрат, недовольство работников, ошибки менеджеров, уплата повышенных отчислений и налогов и др.

Коммерческий риск возникает в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или закупленных предпринимателем. Причины коммерческого риска: снижение объема реализации продукции, повышение закупочной цены материальных ресурсов, непредвиденное снижение объема закупок, действия конкурентов.

Финансовый риск возникает в сфере отношений предприятия с банками и другими финансовыми институтами. Причины финансового риска: высокая величина соотношения заемных и собственных средств, зависимость от кредиторов, пассивность капиталов.

При выборе конкретного средства разрешения финансового риска инвестор должен исходить из следующих принципов: нельзя рисковать больше, чем это позволяет собственный капитал; нельзя рисковать многим ради малого; следует предугадывать последствия риска. Всегда необходимо рассчитать максимально возможный убыток по данному виду риска, потом сравнить его с объемом капитала предприятия, подвергаемого данному риску, и затем сопоставить возможный убыток с общим объемом денежных средств. И только тогда определить, не приведет ли данный риск к банкротству предприятия. Это и есть общая стратегия управления риском.

Прогнозирование – это построение прогноза будущего события с определенной доверительной вероятностью. Существуют две группы экономического прогнозирования: эвристические и экономико-метаматические.

Эвристические методы предполагают, что используемые прогнозные подходы не изложены в явной форме и неотделимы от лица, дающего прогноз. Эти методы основаны на интуиции, опыте, творчестве и воображении. Экспертными методами или экспертными оценками называют эвристические оценки, основывающиеся на интуиции, опыте и воображении. Выделяют два уровня использования экспертных оценок: качественный и количественный.

Экономико-математические методы. При их использовании структура моделей устанавливается и проверяется экспериментально, при условиях, допускающих объективное наблюдение и измерение. К ним относятся: статистические методы; метод сценариев

Статистические методы используются при планировании любых работ по прогнозированию, при обработке данных, полученных эвристическим путем, а также при использовании собственно экономико-математических методов.

Метод сценариев – эффективное средство для организации прогнозирования, объединяющий качественный и количественный подходы.

Сценарий – это модель будущего, в которой описывается возможный ход событий с указанием вероятности их реализации, т.е. это характеристика будущего в изыскательском прогнозе, а не одного возможного состояния будущего. Метод сценарного прогнозирования находит применение в выявлении возможных результатов военных действий, в экономической политике, в стратегическом корпоративном планировании.

Прогнозирование финансового положения – это основная задача перспективного анализа. Этот вид анализа должен на основе изучения финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия определять возможное их значение в будущем, обеспечить администрацию информацией о будущем для решения задач стратегического управления. Целесообразно проводить анализ среднесрочной перспективы – 2-3 года, и анализ долгосрочной перспективы – 5 лет и более. Исходным пунктом анализа является признание факта некоторой преемственности (или определенной устойчивости) изменение показателей финансово-хозяйственной деятельности от одного отчетного периода к другому. Поэтому информация, используемая для перспективного анализа, берется также из финансовой отчетности.

Сложной проблемой следует считать составление долгосрочного прогноза. Здесь выделяются два момента: риск хозяйственной деятельности и риск прогноза. Первый вид риска может быть снижен за счет привлечения в группу экспертов практических работников. Второй вид риска можно уменьшить за счет использования накопленного зарубежного и отечественного опыта, а также за счет многовариантных имитационных расчетов хозяйственной деятельности с помощью ЭВМ.

Современная экономическая наука имеет в своем арсенале большое количество разнообразных приемов и методов прогнозирования финансовых показателей. Рассмотрим сущность следующих четырех основных подходов к прогнозированию финансового положения с позиции возможного банкротства предприятия: а) расчет индекса кредитоспособности; б) использование системы формализованных и неформализованных критериев; в) прогнозирование показателей платежеспособности; г) анализ финансовых потоков.

Основанием для принятия решений о несостоятельности (банкротстве) предприятия является система критериев для оценки удовлетворительнос­ти структуры баланса предприятий, установленной Положением о меха­низме финансово-экономического оздоровления, реорганизации и ликви­дации несостоятельных государственных предприятий в Республике Казах­стан, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Казахстан от 7 сентября 1994 г. № 1002, а также Положением о порядке оценки структуры баланса предприятия, утвержденным Министерством экономики Республики Казахстан от 12 июля 1995 г.

В соответствии с этими положениями агентство по реорганизации предприятий при Гос­комимуществе Республики Казахстан разработало «Методические реко­мендации по углубленному анализу финансового состояния неплатеже­способного предприятия», утвержденные директором Го­сударственного комитета Республики Казахстан по управлению государст­венным имуществом 5 октября 1995 г. /95, 96/. Эти методические рекомендации обеспечили единый методический подход при проведении агентством, тер­риториальными комитетами по управлению госимуществом и областными комиссиями по санации и ликвидации несостоятельных предприятий реорганизационных и ликвидационных процедур, в том числе анализа фи­нансового положения предприятий.

Целью проведения анализа финансового положения предприятия явля­ется обоснование решения о признании структуры баланса неудовлетвори­тельной, а предприятия - неплатежеспособным.

Анализ и оценка удовлетворительности структуры баланса проводятся па основе следующих показателей:

1) коэффициента текущей ликвидности (общего покрытия), определяемого отношением текущих активов к текущим обязательствам. Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспечен­ность предприятия оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения текущих обязательств предпри­ятия;

2) коэффициента обеспеченности собственными средствами, определяемого отношением собственных оборотных средств (собственный капитал минус долгосрочные активы) к стоимости текущих активов. Он характеризует наличие собственных оборотных средств у предприятия, необходимых для его финансовой устойчивости.

Основанием для признания структуры баланса предприятия неудовлетвори­тельной, а предприятии неплатежеспособным является выполнение одного из следующих условий:

- коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода имеет значение менее 2,0;

- коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец отчетного периода имеет значение менее 0,1.

Признание предприятия неплатежеспособным не означает признание его несостоятельным, не влечет за собой наступления гражданско-правовой ответственности собственника. Это лишь зафиксированное соответствую­щими государственными органами состояние финансовой неустойчивости, направленное на обеспечение оперативного контроля за финансовым по­ложением предприятия и заблаговременного осуществления мер по пред­упреждению несостоятельности, а также для стимулирования предприятия к самостоятельному выходу из кризисного состояния.

При неудовлетворительной структуре баланса для проверки реальной воз­можности у предприятия восстановить свою платежеспособность рассчи­тывается коэффициент восстановления платежеспособности сроком па 6 месяцев следующим образом:

КВ=(КТЛКУОТЛКТЛН))/КТЛНОРМ

где: КТЛК и КТЛН - фактическое значение коэффициента текущей ликвидности на ко­нец и начало отчетного периода; ПУ - установленный период восстановле­ния платежеспособности в месяцах (6 месяцев); ПО — отчетный период; КТЛНОРМ = 2,0.

Если коэффициент восстановления меньше 1, то это свидетельствует о том, что у предприятия в ближайшие 6 месяцев нет реальной возможности восстановить свою платежеспособность; если больше 1, - у предприятия есть реальная возможность восстановить свою платежеспособность и решение о признании структуры баланса неудовлетворительной может быть отложено на срок до 6 месяцев.

При удовлетворительной структуре баланса (КТЛ>2 и КОСОС>0,1) для проверки устойчивости финансового положения рассчитывается коэффициент утраты платежеспособности на срок 3 месяца следующим образом:

КУ=(КТЛК+ ПУ/ ПОТЛКТЛН))x 2,

где ПУ - установленный период утраты платежеспособности в месяцах (3 месяца).

Значение коэффициента утраты платежеспособности больше 1 означает наличие у предприятия реальной возможности не утратить платежеспособность в течение 3 месяцев; менее 1 - в ближайшие 3 месяца у предприятия имеется возможность утратить платежеспособность, т.е. оно не сможет выполнить обязательства перед кредиторами.

Ввиду реальной угрозы утраты данным предприятием платежеспособности оно становится на соответствующий учет в органах по реорганизации предприятий.

Достоинством этой методики являются простота расчетов, возможность их осуществления на базе внешней отчетности и наглядности получаемых результатов.

После принятия решения о признании структуры баланса неудовлетво­рительной, а предприятия - неплатежеспособным у предприятия запраши­вается дополнительная информация и проводится углубленный анализ его финансово-хозяйственной деятельности в целях выбора варианта проведе­ния реорганизационных процедур для восстановления его платежеспособ­ности или ликвидационных мероприятий.

Пути поддержания устойчивого и динамичного роста экономики. В ежегодном обращении Президента к народу Казахстана отмечено, что для поддержания устойчивого и динамичного роста экономики страны государство обязано стимулировать спрос на продукты и услуги высокого качества, используя инструменты фискальной, денежно-кредитной политики, государственного регулирования эффективного перераспределения основных факторов производства. В целях дальнейшей модернизации и диверсификации экономики Казахстана необходимо сконцентрировать внимание на эффективном управлении государственными активами. Необходимо провести инвентаризацию государственной собственности и создать единую базу данных для всей страны. Необходима гармонизация экономики и права для благоприятного развития предпринимательства страны.

Динамичное развитие экономики обусловило существенное расширение рядов предпринимательства. Участники отметили, что в условиях рыночной экономики обостряется проблема адаптации и несостоятельности предприятий. На сегодняшний день число зарегистрированных предприятий в Казахстане превысило 200 000 единиц. При этом на первый план все больше выходят проблемы эффективного развития как действующих, так и вновь образованных компаний. Однако, должного внимания этим проблемам не уделяется и адекватных научных обобщений по делам банкротства не проводится.

В ежегодном Обращении Президента к народу Казахстана отмечены основные приоритеты продвижения РК в число наиболее конкурентоспособных и динамично развивающихся государств мира.

Первый приоритет – это успешная интеграция Казахстана
в мировую экономику – основа качественного прорыва в экономическом развитии страны. Казахстан будет стремиться стать страной, развивающейся в соответствии с глобальными экономическими тенденциями. Страной, вбирающей в себя все новое и передовое, что создается в мире, занимающей в системе мирового хозяйства пусть небольшую, но свою конкретную "нишу", и способной быстро адаптироваться к новым экономическим условиям.

Вторым приоритетом названа дальнейшая модернизация
и диверсификация экономики Казахстана как фундамента устойчивого экономического роста страны. Для поддержания устойчивого и динамичного роста экономики страны государство обязано стимулировать спрос на продукты и услуги высокого качества, используя инструменты фискальной, денежно-кредитной политики, государственного регулирования эффективного перераспределения основных факторов производства. В конкретном плане в целях дальнейшей модернизации и диверсификации экономики Казахстана необходимо сконцентрировать внимание на эффективном управлении государственными активами.
Перед Правительством РК поставлена задача о необходимости создания прозрачной и ясной системы управления активами государства. Необходимо провести инвентаризацию государственной собственности и создать единую базу данных для всей страны. При этом должны применяться единые критерии при принятии решений о реабилитации или банкротстве организации.

Банкротство должно быть последним шагом при невозможности восстановить деятельность убыточных государственных предприятий.

Необходимо прекратить практику привлечения одних и тех же конкурсных управляющих, предпочитающих банкротство как наиболее выгодный для себя способ управления госимуществом и создать максимум конкуренции в этой области. При необходимости - нанимать международные компании для управления наиболее крупными активами государства.

30 июня 2006 года Ассоциация ВУЗов Казахстана и Союз работодателей «Атамекен» провели круглый стол, основной целью которого являлось создание эффективной работающей системы, институциональной и законодательной поддержки реального сектора экономики. В работе круглого стола принятии участие представители Министерство финансов РК, Верховного суда, Управление по работе с несостоятельными должниками, Налогового комитета, Акимата города Алматы, юристы и независимые эксперты.

В развитых странах банкротство, как механизм, уже на протяжении длительного времени эффективно применяется в качестве цивилизованного финансового инструмента оздоровления экономики. Вместе с тем, действующая схема урегулирования взаимоотношений в сфере банкротства существенно отстала от реальных темпов развития экономики Казахстана, а также динамики и направленности законодательства о банкротстве. В Казахстане назрела необходимость разработки комплекса мер по сближению норм национального законодательства с общепринятой мировой практикой.

В настоящее время действующий порядок возбуждения производства по делу о банкротству достаточно упрощен и перестал соответствовать реалиям экономической ситуации в РК.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О банкротстве» все активы (имущество) несостоятельного должника - основные фонды, движимое и недвижимое имущество - включается в состав конкурсной массы. Также в конкурсную массу включают имущество должника, не отраженное в его финансовых документах, но на которое имеются документы, подтверждающие право собственности, дебиторская задолженность, право постоянного и временного землепользования, а для некоторых хозяйствующих субъектов, таких как «Полное товарищество», «Коммандитное товарищество» включается и учитывается отдельно личное имущество.

Достаточно иметь суммарную задолженность перед кредиторами в размере 150 тысяч тенге и любое предприятие может быть втянуто в судебные разбирательства о своей несостоятельности, что незамедлительно скажется на деловой репутации и отношениях с партнерами по бизнесу.

Закон Республики Казахстан «О банкротстве» регламентирует очередность распределения конкурсной массы следующим образом:

- Административные и судебные расходы покрываются вне очереди за счет имущества должника, при этом административные расходы утверждаются комитетом кредиторов в пределах сметы.

- В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми банкрот несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью путем капитализации соответствующих повременных платежей, причем капитализация в расчетах принимается до 70 летнего возраста гражданина, получившего вред жизни или здоровью.

- Во вторую очередь производятся расчеты по оплате труда и выплате компенсаций лицам, работавшим по трудовому договору, алиментов, по авторским договорам и обязательным пенсионным взносам.

- В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого банкрота, в пределах суммы обеспечения.

- В четвертую очередь погашается задолженность по налогам и другим обязательным платежам в бюджет.

- В пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: