3.1. Развитие понятия бытия в истории философии: от антропоморфизма к антропокосмизму.
Н. А. Бердяев // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 58-61.
1. Как решается проблема бытия в докантовской европейской философии?
Бердяев говорит, что гносеологическое противопоставление субъекта и объекта приводит к тому, что субъект не оказывается бытием и объект не оказывается бытием. Он продолжает свою мысль и говорит, что противоположение познания бытию означает выключение познания из бытия.
2. В чем заключается поворот в развитии концепций бытия в послекантовской философии?
По словам Бердяева послекантовская немецкая философия имеет то огромное преимущество, что объективация, как производимая познающим субъектом, в ней критически осознана, между тем как в докантовской философии, особенно в философии схоластической, она принимается наивно-реалистически. После того, что сумел сделать Кант, по словам Бердяева, нет уже возврата к старой метафизике, которая искала бытие в объекте. Отныне бытие можно искать только в субъекте.
|
|
3. Как понимается бытие в философии экзистенциализма?
Первым идею экзистенциальной философии выразил Киркегардт, который вел борьбу против гегелевского универсализма: гегелевского мирового духа, подавляющего индивидуальное. Киркегардт настаивал на экзистенциальности самого познающего субъекта, на изначальной погруженности его в тайну существования. По его словам, только такая философия и имеет цену, которая выражает эту экзистенциальность субъекта.
По словам Бердяева в современной философии особенно Гейдеггер и Ясперс являются представителями экзистенциальной философии. Гейдеггер делает основное различие между существованием в себе и существованием, выброшенным в мир. Бытие в мире, Dasein, подчинено заботе, страху, овременению (обыденности). Existenz есть бытие, к которому Dasein имеет то или иное отношение. Dasein есть существование в мире. Огромное значение у Гейдеггера имеет In-der-welt-sein, выброшенность в Dasein. Это и есть падшее бытие. Субстанция человека для него есть существование. Важно существование бытия, а не только сущность бытия. Гейдеггер создает философию экзистенций, а не философию эссенций. Быть в мире есть уже падение. Философия Гейдеггера, стремящаяся быть Existenz Philosophic, занята совсем другими проблемами, чем те проблемы, которыми обыкновенно была занята философия, — заботой, страхом, обыденностью, смертью и т.п. И это проблемы онтологии, а не психологии. Важно существование бытия, а не сущность бытия.