Тема 3. Понятие бытия и его место в философском мышлении

3.1. Развитие понятия бытия в истории философии: от антропоморфизма к антропокосмизму.

Н. А. Бердяев // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 58-61.

1. Как решается проблема бытия в докантовской европейской философии?

Бердяев говорит, что гносеологическое противопоставление субъекта и объекта приводит к тому, что субъект не оказывается бытием и объект не оказывается бытием. Он продолжает свою мысль и говорит, что противоположение познания бытию означает выключение познания из бытия.

2. В чем заключается поворот в развитии концепций бытия в послекантовской философии?

По словам Бердяева послекантовская немецкая фило­софия имеет то огромное преимущество, что объективация, как произ­водимая познающим субъектом, в ней критически осознана, между тем как в докантовской философии, особенно в философии схоластической, она принимается наивно-реалистически. После того, что сумел сделать Кант, по словам Бердяева, нет уже возврата к старой метафизике, которая искала бытие в объекте. Отныне бытие можно искать только в субъекте.

3. Как понимается бытие в философии экзистенциализма?

Первым идею экзистенциальной философии выразил Киркегардт, который вел борьбу против гегелевского универсализма: гегелевского мирового духа, подавляюще­го индивидуальное. Киркегардт настаивал на эк­зистенциальности самого познающего субъекта, на изначальной погру­женности его в тайну существования. По его словам, только такая философия и имеет цену, которая выражает эту экзистенциальность субъекта.

По словам Бердяева в современной философии особенно Гейдеггер и Ясперс явля­ются представителями экзистенциальной философии. Гейдеггер делает основное различие между существованием в себе и существованием, выброшенным в мир. Бытие в мире, Dasein, подчинено заботе, страху, овременению (обыденности). Existenz есть бытие, к которому Dasein имеет то или иное отношение. Dasein есть существование в мире. Огромное значение у Гейдеггера имеет In-der-welt-sein, выброшенность в Dasein. Это и есть падшее бытие. Субстанция человека для него есть существование. Важно существование бытия, а не только сущность бытия. Гейдеггер создает философию экзистенций, а не философию эссенций. Быть в мире есть уже падение. Философия Гейдеггера, стремящаяся быть Existenz Philosophic, занята совсем другими проблемами, чем те проблемы, которыми обыкновенно была занята философия, — заботой, страхом, обыденностью, смертью и т.п. И это проблемы онтологии, а не психологии. Важно существование бытия, а не сущность бытия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: