Понятие культуры. Динамика развития культуры

Тема 11. Проблема философии культуры.

Г. Риккерт // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 670-672.

1. Что такое культура и природа?

Риккерт говорит, что слова «природа» и «культура» далеко не однозначны. Риккерт говорит, что более точное значение слова природа мы можем понять через культуру. Автор говорит, что продукты природы — то, что свободно произрастает из земли. Продукты же культуры производит поле, которое человек вспахал и засеял. Следовательно, природа есть совокупность всего того, что возникло само собой, само родилось и предоставлено собственному росту. Противоположностью природе в этом смысле яв­ляется культура, как то, что или непосредственно создано человеком, действующим сообразно поставленным им целям, или оно уже существо­вало раньше, по крайней мере, сознательно взлелеяно им ради связанной с ним ценности.

2. Как взаимосвязаны понятия «культура» и «ценность»? Что такое цен­ности культуры?

Риккерт считает, что во всех явлениях культуры мы всегда найдем воплощение какой-нибудь признанной человеком ценности, ради кото­рой эти явления или созданы, или, если они уже существовали раньше, возвышено и развито человеком; и наоборот, все, что возникло и выросло само по себе, может быть рассматриваемо вне всякого отношения к ценностям, а если оно и на самом деле есть не что иное, как природа, то и должно быть рассматриваемо таким образом. В объектах культуры изначально заложены ценности. Риккерт предлагает их назвать благами, чтобы таким образом отличить их как ценные части действительности от самих ценностей. Явления природы мыслятся не как блага, а частью простой природы.

Что же касается рода ценности, превращающей части действитель­ности в объекты культуры и выделяющей их этим самым из природы, то Валлерстайн предлагает следующее. О ценностях нельзя говорить, что они существуют или не существуют, но только, что они значат или не имеют значимости. Культурная ценность или фактически при­знается общезначимой, или же ее значимость и тем самым более чем чисто индивидуальное значение объектов, с которыми она связана, признается хоть одним культурным человеком. Если говорить о культуре, в высшем смысле этого слова, то речь должна идти не об объектах простого желания, а о благах, к которым мы имеем культурное отношение и чувствуем свою привязанность. Этим самым мы отделяем объекты культуры от того, что оценивает­ся и желается только инстинктивно (triebartig), и оттого, что имеет ценность блага, что является важным для культурного человека.

3. Какие науки можно отнести к наукам о культуре?

Противоположность природы и культуры, поскольку дело касается различия обеих групп объектов, действитель­но лежит в основе деления наук. Религия, церковь, право, государс­тво, нравственность, наука, язык, литература, искусство, хозяйство, а также необходимые для его функционирования технические средства являются, во всяком случае на определенной ступени своего развития, объектами культуры или культурными благами в том смысле, что связанная с ними ценность или признается значимой всеми членами общества, или ее признание предполагается; поэтому, расширив еще наше понятие культуры настолько, чтобы в него могли войти также и начальные ступени культуры и стадии ее упадка, а кроме того, и явления, благоприятствующие или препятствующие культуре, мы увидим, что оно охватывает собой все объекты науки о религии, юриспруденции, истории, филологии, политической экономии и т.д., т.е. всех «наук о духе», за исключением психологии. Психология не относится сюда по той причине, что психология изучает внутренний мир человека, его бытие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: