Основные сведения
Тормозные устройства
Тормозные устройства предназначены для механического затормаживания вала исполнительного механизма с целью точной остановки механизма и для его удержания в строго фиксированном положении.
На судах тормозные устройства применяют в электроприводах механизмов, работа которых связана с преодолением действия силы тяжести, а именно – в грузоподъемных и якорно-швартовных устройствах.
В зависимости от особенностей конструкции, различают три типа тормозных устройств:
1. ленточные;
2. дисковые;
3. колодочные.
Составная часть тормозных устройств – тормозные электромагниты различаются:
1. по роду тока, питающего намагничивающую катушку – на электромагниты по
стоянного и переменного тока (одно- и трехфазного);
2. по величине перемещения (ходу) якоря – на длинноходовые (с вертикальным
перемещением якоря до 120 мм) и короткоходовые (с горизонтальным перемещением якоря на 3…5 мм).
Ленточное тормозное устройство показано на рис. 9.59.
|
|
Рис.9.59. Ленточное тормозное устройство:
1 – катушка тормозного электромагнита; 2 – якорь тормозного электромагнита; 3 – стальная тормозная лента; 4 – двухплечий поворотный рычаг; 5 – груз; 6 – тормозной шкив; 7 – ось поворота рычага
Тормозная лента 3 охватывает тормозной шкив 6. Оба конца ленты 3 прикреплены к рычагу 4. На ленте с внутренней стороны, обращенной к тормозному шкиву, наклеены фрикционные (тормозные) накладки из материала с высоким коэффициентом трения
(ферродо). Тормозной шкив посажен на вал двигателя.
В исходном состоянии ток в катушке 1 отсутствует, поэтому под действием груза 5 левое плечо рычага опущено, а правое приподнято. В таком состоянии лента 3 плотно охватывает тормозной шкив 6, вал двигателя заторможен.
При протекании тока через катушку электромагнита 1 якорь 2 втягивается внутрь катушки и поворачивает рычаг 4 вокруг оси 7 по часовой стрелке. Тормозная лента ослабе
вает и освобождает тормозной шкив – двигатель растормаживается.
В процессе эксплуатации тормозные накладки стираются, поэтому тормозной мо-
мент постепенно уменьшается. Это может привести к тому, что вал двигателя перестанет затормаживаться. В этом случае, до замены накладок, можно вновь увеличить тормозной момент перемещением груза 5 влево.
На судах ленточные тормозные устройства нашли ограниченное применение, в основном, в электроприводах якорно-швартовных устройств.