double arrow

Лекция №2. Правовая и нормативно-методическая база экологической экспертизы в России


!!!!!

Классические и новые функции.

Класси­ческие ф-ции гос-ва:

а) законодательное обеспечение эк.отношений;

б) пр-во обществ. благ;

в) организация денеж.обра­щения;

г) организация таможни;

д) пр-во товаров особого назначения (оружейные заводы, алкоголь, табак, золото).

Объекты гос.регулирования:

а) эк.рост;

б) занятость;

в) це­нообразование и инфляцию;

г) обменный курс национальной валюты;

д) торговый и платежный баланс страны.

Новые функ­ции:

1. разработка стратегии социально-эк.развития;

2. подготовка научной концепции эк.развития страны;

3. форма гос.документа общенац.стратегии раз­вития.

Система гос.регулирования. На основе классических и новых ф-ций складывается система госу.регулирования нац. э..Перечень объектов гос. регулирования конкретизируется под воздействием реал.условий. Методы воздействия так же изменяются.

Два типа воздействия на социально- эк.процессы:

Экономич.методы гос.регулирования предполагают формирование у хоз-щего субъекта заинте­ресованности в осуществлении опред.действий.

Косвенные эк.методы гос.регули­рования направлены на формирование общих предпосылок для соответствующего вида ХД, не наруша­ют рын.ситуации и не носят запретительного хар-ра.




Прямые эк. методы - стимули­рование деловой активности, воздействие на эк.интересы хозяйствующих субъектов.

Административные методы - это команда, приказ или распоряжение, направляемые гос-ом по адресу конкрет­ного предприятия. Их преимущество - оперативное решение возникшей задачи.

Административные (распорядительные) методы прояв­ляются, когда правительство замораживает нац. уровень зар. платы и цен, жестко фиксирует обменный курс.

Административные (правовые) регуляторы – законы - устанавливает норму эк.по­ведения, обязательную в конкрет.условиях.

Вывод: в наше время определенный перечень задач эк.развития может решаться только на основе единства плана и рынка.

Глава 12. СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Спрос (Demand) -- желание покупателя приобрести товар по определенной цене в конкрет.эк.условиях

Платежеспособный спрос - это масса благ, к-рую домашнее хоз-тво готово приобрести с учетом своих эк.возмож-тей и сложившихся предпочтений, что подтверждается суммой денежных средств, выделяемой на эту цель из семейн.бюджета.

Функция спроса. Зависимость объема спроса на товар X от соответствующих факторов выражает ф-ция спроса:

Qdx = f (Рх , Ру ..., Pz, Yd, Т,... W),

где Qdx - величина спроса на товар; Рх, Ру (Prices) - цены на товары; Yd - личные денежные доходы; Т (Tastes) - вкусы; W (Wealth) - богатство.

Функция спроса - это установл.завис-ть, отражающая изменение величины спроса под воздействием соответствующих факторов.



Если все факторы, кроме цены на данный товар, принять как неизменные, то ф-ция спроса приобретет следующий вид: Qdx = f (Рх).

Ф-ция спроса м.задаваться через таблицу, а так­же аналитическим и графическим способом.

Цена (Рх)
Величина спроса (Qd) --

Табличный способ. Используем условн.данные, к-рые выражают завис-ть между объемом спроса и ценой на соответствующий товар.

Таблица «Зависимость объема спроса на товар X от цены на данный товар» →

Цена спроса - это та цена, с к-рой покупатель согласен в дан.момент времени. Цена спроса выступает как пере­менная величина.

Величина спроса - это макс.объем покупки товара по цене спроса в единицу времени.

Аналитич.способ. В дан.случае объем спроса задается след.способом: Qdx = а — b Рх, где a, b - не­к-рые константы; Рх - цена на товар X.

Графич метод. При ее использовании по оси абсцисс принято откладывать значения цены, а по оси ординат - объем спроса на конкрет.товар. Линия спроса - это геометрич. место рас­положения точек, каждой из которых соответствует определ.значение 2х переменных - цены спроса и объема покупок товара.

Закон спроса - это принцип рын.экономики, в соответствии с к-рым чем ниже в определ.момент времени цена на эк.благо, тем выше спрос на него. Отражает редкую ситуацию, к-рая хар-на для формирующегося рынка. Действу­ет среди людей, а поэтому не м. иметь абсолют.значения.

Первое отклонение касается т.н. «низших» товаров. Как правило, это товары 1й необх-ти. При­менительно к данной группе товаров при повышении цены величина спроса не сокращается («парадокс Гиффена»).



Второе откл-е затрагивает высококач-вен-е товары - предметы роскоши. Через обладание престиж­.благами потребитель стремится подчеркнуть достижение им желаемого соц. статуса. При снижении цены на такие «статусн.блага» спрос м. снижаться («эффект сноба»).

Третье откл-е. Когда рост цены дополняется не снижением, а увелич-ем объема спроса, то приходится кон­статировать, что мы столкнулись с т.н.эффектом показательного потребления («эффект Веблена»).

Четвертое откл-е. Цена на товар не изменяется, но товар престижный, поэтому объем спроса постоянно увели­ч-ся. Покупатель стремится не быть хуже других, т. е. в его понимании важно не быть «белой вороной». Стремление присоединиться к опред.прослойке потребителей при­водит к тому, что круг покупателей расширяется, а объем спроса увеличивается («эффект вагона»)

Пятое отклонение касается инфляционных ожиданий, когда вслед за ростом цен объем спроса может ув-ся, так как люди опасаются, что завтра товар по цене будет менее доступен.

Объем спроса м. зависеть не только от цены, но и от др.факторов, включая денежные доходы, вкусы и предпочтения потребителей.

Инд.спрос — это спрос со стороны обособленного до­машн.хоз-ва. Рыноч.спрос на товар - сумма инд. спросов, к-рый демонстрируют на рынке продукта платежеспособ­ные покупатели.

ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА.Для отражения степени зависимости объема спроса от цены и др.факторов используется понятие эластич-ть (Е — Elasticity). Эл. измеряет силу влияния причины на эк.результат (следствие).

Показатель эл. отражает процентное изменение одной переменной величины (результата) при однопроцентном изменении значения причины. В качестве базового показателя используется «эластичность спроса по цене» (= «эластичность спроса»)

Эл. спроса по цене (Ed/p) - то изменение объема спроса (D) на товар X в процентах, к-рое последует после однопроцентного изменения цены (Рх) на дан.товар.

Для обыкновен.товаров эл.спроса всегда имеет отрицательное значение, т.к. в приведенной выше формуле отрицательному значению знаменателя (Р0 > Pj) соответствует положит.значение числителя. Но для удобства восприятия знак «минус» при­нято опускать.

Состояния эластичности спроса. Контроль за эластичностью спроса позволяет прогноз-ть объемы продаж, ур-нь дохода предприятия. Критерий отбора («точка отсчета») – коэфф-т единичной эл-ти.

1. Спрос с единичной эл-тью (эластичный спрос) обнаруживается на рынке продукта тогда, когда изменение цены

вызывает пропорцинал.изменение величины спро­са. В таком случае 1% изменения цены товара соответствует 1% из­менения объема спроса. Для продавца сниже­ние цены компенсиру­ется соответствующим приростом физ.объема продаж. Ли­ния спроса D1образует с осью объема спроса угол, равный 45 граду­сов.

2. Совершенно неэл.спрос (Ed/p = 0) - когда вне зависимости от изменения цены

объем спро­са остается постоянным. Линия спроса предстает как строго вертикальная линия D2. В этой ситуации объем продажи в нат.единицах не изменяется.

3. Неэл.спрос. Коэфф-т эл-ти равен 0 < Ed/p < 1. Возникает тогда, когда уменьш-е

цены вызы­вает нек-рый рост объема спроса и соответственно продаж, но объем общей выручки при этом снижается. Линия спроса D3 минимально отклоняется влево от D2, к-рая //-на оси цен.

4. Спрос высоко эластичен, когда величина спроса из­меняется на больший процент, нежели сама цена. Поэтому в дан.ситуации имеет

место заметный рост денеж.дохода продавца. Линия спроса D4 способна образовать по отношению к оси объема спроса (Qd) острый угол. При этом коэфф-т эл-ти спроса по цене Ed/p > 1.

5. Спрос совершенно эластичен, когда кривая спроса стро­го горизонтальна или незначительно отклоняется от линии горизонта. В

этом сл. получа­ется, что фактически есть только одна цена на эк.благо. В этих усл-ях возможность прогнозировать объем спроса отсутствует.

Факторы эл-и спроса по цене:

1. Товары-заменители. Правило: чем больше у того или иного товара заменителей, тем эластичнее спрос по цене. Дело в

том, что при повышении цены на товар спрос домашних хозяйств м.б. переключен на товары- заменители, к-рые сохранили прежние цены, а поэтому в изменившихся усл-ях стали более дешевыми. Чем точнее определен товар по его потребительским св-вам, тем больше у него субститутов и тем выше эл-ть спроса.

2. Альтернативность. Чем больше возможностей исполь­зовать товар в альт.целях, тем выше окажется и эл-ть спроса по цене.

В дан.сл. срабатывает первое правило. Универсальное благо всегда имеет много товаров-субститутов с учетом направлений его применения.

3. Специфика отдел.товаров. Выделим 2временные категории товара: дорогостоящие и не дорогостоящие.

Повыш-е цены на дорогостоящ.товар ведет к сокращ-ю объема спроса. Наоборот, на блага не дорого­стоящие рын.спрос б. слабо эластичным.

4. Фактор времени. В кратковременном периоде, когда потре­битель уже приступил к реализации своих лич.планов,

обычно ему сложно изменить линию поведения. Поэтому в кратковрем.периоде спрос по цене всегда менее эластичен. В долговрем.периоде спрос по цене более эластичен, т. е. покупатель будет достаточно активно реагировать на изменение цены.

ПЕРЕКРЕСТНАЯ ЭЛ-ТЬ СПРОСА выражает зависимость спроса на товар X по отношению к изменению цены на товар У, т. е. когда Qdx = f (Ру). Пере­кр.эл-ть - отношение процентн.изменения величины спроса на товар X (∆Dx (%)) к процентному изме­нению цены на др.товар У (∆Ру (%)).

По товарам-субститутам (кофе <-> чай; сахар <-> мёд) пере­кр.эл-ть положительная; повышение цены на товар У вызывает увел-е спроса на товар X (Qdx). По товарам-комплементам (бензин + моторное масло; рыба + растительное масло) коэфф-т перекр. эл-ти всегда имеет отрицат. значение.

СДВИГ ЛИНИИ СПРОСА. Появление нов.обстоятельства (на­пример, рост денежных доходов) означает, что домашнее хозяй­ство переходит в иные эк.условия.

Сдвиг линии спроса - //-ное изменение в ту или иную сторону ее прежнего положения в новых эк.условиях.

При неизменной цене рост денежного дохода обусловливает повышение объема спроса на дан.товар. Вместе с тем, при неизмен. объеме товара, находя­щегося на рынке, повышение дохода вызывает рост цены.

Кривая «доход — спрос». Рассмотрим исходную функцию спроса и доход в кач-ве прямого фак­тора. Тогда Qdx = f (Рх , Ру ..., Pz, Yd, Т, W, ...) трансформи­руется в функцию Qdx = f (Yd).  

←Исходные данные об уровнях денежного дохода и спроса на товар X  


Денежный доход (Yd)
Объем платежеспособного спроса (QD)

Построим график, к-рый соответствует функции Qdx = f (Yd).

Конфигурация линии спроса по доходу показывает, что имеем дело с товаром, для к-рого достаточно быстро достигается точка насыщения полезности. Сдвиг кривой спроса по цене отражает одномомент­ное изменение эк.ситуации, а кривая «доход - объем спроса» выявляет непрерывную зависимость объема спроса на всем протяжении изменения уровня денеж­ного дохода.

Эластичность спроса по доходу (Е d/Yd ) - зависимость платежеспособного спроса от изменения денеж­. дохода домаш.хоз-ва.

Показатель эл-ти Ed/Yd - отно­шение процентн.изменения величины спроса на опред.товар к процентн.изменению дохода покупателя.

ОСОБЫЕ ВАРИАНТЫ ЭЛ-ТИ:

1. Есть такие товары, на к-рые вслед за ростом дохода объем спроса снижается («товары Гиффена») (Ed/Yd < 0).

2. Если эл-ть спроса по доходу колеблется между нулем и единицей (0 < Ed/Yd = 1), то считается, что в дан.сл. мы имеем дело с товаром первой необходимости.

3. Если эл-ть спроса по доходу равна единице, или приближается к дан.значению, то в таком сл. выделяется товар второй необх-ти.

4.Если Ed/Yd >1, то в таком сл. мы имеем дело с группой товаров, к-рые относятся к предметам роскоши.

Факторы эл-ти. Эл-ть спроса по доходу изменяется во времени, с учетом длит-ти пользования благом, склонности населения к потреблению и т. д.

В кратковременном периоде на обычные товары дан.показатель менее эластичен, т. е. зависимость между доходом и спросом менее заметна. В долговременном периоде спрос по доходу более эластичен. Выделим товары длительного пользования, к-рые к тому же и дорогостоящие (квартира, автомашина и т. п.). Чаще всего здесь складывается противоположная ситуация. В кратков­ременном периоде эластичность спроса на такие «долгоиграющие» товары по доходу значительна: потребитель заметно увеличивает потребление вещей, которые ранее были для него недоступны. В долговременном периоде такая зависимость менее заметна.

ð Отрасли нац.э., производящие товары длит.пользования, в кратковрем.периоде весьма чувствительны к изменениям денежных доходов населения.

Вывод: анализ изменения спроса вслед за изменением уровня денежных доходов позволяет прогнозировать спрос и определять перспективные направления предприниматель­ской деятельности.

Цена спроса и предельная полезность.

Цена спроса - такая цена, к-рую предлагает само домаш. хоз-во. В такой модели поведения цена спроса - предельная полезность блага, выраженная в деньгах.

Графический анализ. Сравним конфигурацию графиков спроса по цене и убывающей предельной полезности .

Кривая предельной полезности (MU) указывает на то, что вслед за увеличе­нием объема потребления (Q) предельная полезность каждой последующей еди­ницы запаса заметно сни­жается: MUn ...< MU3 < MU2 < MU1.

Кривую индивидуального спроса (D): домаш.хоз-во склонно увеличивать объем спроса, но только при снижении цены (Р3 < Р2 < Pt).

Т.о.: 2графика, отражая однотипные кол-вен-е изменения, имеют весьма схожую конфигурацию. Цена спроса определяется величиной полез­ности блага, на получение к-рой рассчитывает потребитель. Т.к. в процессе потребления кажд.последующая единица товара приносит меньшую предельн.полезность, то поку­патель за кажд.доп.единицу дан.товара склонен платить лишь меньшую цену.

Так что между законом убывающей предельной полезно­сти и законом спроса существует прямая связь. Т. е. в целом MU↓→→P↓. Снижение предельной полезности блага детерминирует снижение цены спроса.

При цене Рх = 10 спрос от­сутствует. Очевидно, что покупатель определяет полезность блага ниже дан.цены. Но при снижении цены до ур-ня Рх = 9 покупатель начинает проявлять ин­терес к полез-ти блага, приобретается первый экземпляр товара. М.предположить, что предел.полез-ть дан. экземпляра (MU1), по не меньше 9 талеров.  
Динамика цены спроса. При измерении полез­ности блага м. использовать и денежную единицу. Цена спроса выступает мерой измерения полезности товара; как ценность вещи для поку­пателя, отражает субъективную полезность.

1. Цена (Рх)
2. Объем спроса (D) - -
3. Предельная полезность (MU) <10 ≥9 ≥8 ≥7 ≥6 <5

Появление у покупателя 2го экземпляра товара активизирует процесс насыщения п-ти, что снижает предел.полез-ть. Поэтому теперь для поку­пателя прежняя цена (Рх = 9) оказ-ся уже завышенной. Очередная покупка состоится лишь в том сл., если цена б.снижена до 8 талеров.

Уплатив цену P1 за первый экземпляр блага (т. е. за полезный эффект MU1), дом.хоз-во устанавливает для себя приемлемую силу денег:

Покупательная сила денег показывает, сколько по­лезности рассчитывает получить домашнее хозяйство на одну денежную единицу.

Т.к. предел. полез-ть вещи снижается, то ра­ц.покупатель, стремясь сохранить покупател.силу денег на том же ур-не, меньший полезный эффект (предельную полезность) б. выражать в более низкой цене спроса. Но установленный ранее ур-нь покупател. силы денег д. сохр-ся:

Сохр-е на определен.ур-не значения коэфф-та Мn свидетельствует о том, что в усл-ях постепенного насыщения потребности дом.хоз-во сохраняет для себя одну и ту же покупател.силу денег. В обмен на каж­д.последовательно расходуемую единицу денег оно склонно получать фиксированный объем полезн.эффекта. Такое правило обычно срабатывает вне зависимости от того, какие товары и в какой очередности приобретает домашнее хозяйство.

Сравнительная статистика «семейства кривых безразличия». Выполним анализ карты «кривых безразличия», а точ­нее соответствующие точки оптимального потребител.выбора.

На рис. отражено изменение точек равновесия по­требителя (точек оптимал. выбора) вслед за изменением цены на товар X и вращении бюджетной линии.

Равновесн.значения объема товара X, входящего в потребител.корзину и со­ответствующие 3м равновес­ным точкам потребител.выбора, перенесем вниз на часть «Б». Значение соответствующих цен нам предоставляет статистика бюд­жетных линий.

На рис. на основе кривых безразличия мы воспро­извели линию спроса на товар X. Т.к. цены и объемы потребления соответствуют точкам потреби­тел.оптимума, то при построении линии спроса отражены и значения предел. полезности MU1, MU2 и MU3 на товар X.

Влияние общей полезности на цену.

Когда речь заходит о практич. ценообразова­нии, то не следует терять из вида общую полезность (TU). Выделение общ.полезности позволяет объяснить ряд эк.явлений, включая и известный «парадокс А. Смита», обнаруженный на рынке продукта. Суть парадокса - в том, что еще в XVIII в. сто­ронники классич.политэкономии обращали внимание на сущ-ние противоречия между рын.ценой и величиной полезн.эффекта. Т.о., если в природе нек-рое благо имеется в изобилии, то при признании общ.полезности запаса предель­ная полезность последней единицы данного запаса будет при­ближаться к нулю. Такое благо считается неэкономическим, или свободным. Наоборот, если объем запаса ограничен, то дан.обстоя­тельство приводит к тому, что даже последняя единица запаса ценится достаточно высоко.

Вывод: следует признать, что в теории потребления закон спроса имеет подчиненное значение по сравнению с за­коном убывающей полезности.

Закон предложения. Эластичность предложения

Предложение - готовность предприятий, изго­товителей и продавцов поставить на рынок в определен.момент времени по заданной цене нек-рое кол-во эк.благ.

Объем предложения (Qs) - макс.кол-во товара, к-рое продавцы готовы предложить для продажи в единицу времени при определен.уровне цены. На практике объем предложения зависит от различных факторов, что вы­ражает ф-ция предложения:

Qs = f (Рх, Ру , ...Pz; К; Т,...., Z ),

где Qs - объем предложения; Рх, Ру и т. п. - цены; К - ха­р-р используемой технологии; Т - налоги и дотации; Z - природно-климатич.условия.

Ф-ция предложения - зависимость между вели­чиной предложения блага и определяющими ее факторами, выявляющая макс.объем блага, к-рый б.по­ставлен на рынок продукта за единицу времени.

Если все факторы предложения (кроме цены на товар X) принять за постоянные величины, то функция предложения упрощается:

Qs = f (Рх, Ру, ...Pz; К; Т, Z ....) →→ Qs = f (Рх).

Функция предложения м.б.задана в виде табли­цы, уравнения, а также как график.

 
Таблица. Данные свидетельствуют о возрас­тании объема предложения вслед за повышением цены. При низкой цене практически никто из производителей не дает согласия поставлять продукцию на рынок. Но с повышением цены интерес к дан.виду пр-ва возрастает.

Цена (Рх)
Qs1  
Qs2 - -
Qs3 - - -
Qs4 - - -

Аналитическое построение. При таком способе отображе­ния ф-ция предложения принимает вид Qs = с + d Рх, где c и d -коэффициенты, отражающие динамику объема пред­ложения товара на формирующемся рынке.

Графическое построение. Данные таблицы использу­ем для построения графика предложения. На вертикальной оси представлена цена на товар X, а на горизонтальной - объем предложения. Обозначена вос­ходящая линии предложения S по цене.

Линия предложения - линия, к-рая объединяет все точки, к-рые отра­жают изменение объема предложения товара в завис-сти от ур-ня цены.

График ф-ции предложения м. иметь разн.кон­фигурацию, разн. угол наклона и т. д. Но «классич.линия» предложения всегда имеет положит. наклон. Если Р2 > P1, то Qs2 > Qs1. Линия предложения отражает дей­ствие закона предложения.

Закон предложения устанавливает причинно-следственную зависимость, к-рая сущ-ет между ценой и объемом предложения.

Закон предложения - это принцип рыночной эко­номики, в соответствии с которым чем выше цена блага, тем больше на рынке продукта объем предложения дан­ного блага.

Зоны линии предложения. На линии предложения S при­нято выделять 3 участка:

1) до точки А; 2) отрезок АВ; 3) от точки В и выше. Каждому отрезку характерен свой тип эк.поведения производителя.

Этап дозагрузки. Первоначально увеличение объема производства (до точки А) обеспечивается за счет дозагрузки резервных мощностей предприятий. Рост объема выпуска способствует наращиванию доходов от реализации продукции. Издержки производства, приходящиеся на единицу продук­ции, м. даже снижаться. Поэтому небольшое увеличение цены стимулирует прирост объемов производства.

Этап поиска доп.возможностей. Резервные мощности всегда ограничены. На рис. завершение этапа наращивания объема предложения методом дозагрузки обозначено т.В. Все это приведет к тому, что дальнейш.увелич-е объема предложения б.сопровождаться заметным ростом издержек производства. Поэтому такое производство продук­ции объективно нуждается в более высоких, к-рые позволили бы компенсировать возрастание издержек производства.

Этап исчерпания резервов. Однако резервы наращивания объема пр-ва постепенно исчерпываются. Поэтому на кривой предложения выделяют 3й участок ВС. Его особен­-ть - в том, что даже значит. увелич-е цены м. привести лишь к небольш.риросту объема предложения.

Коэффициент эластичности предложения отражает зави­симость между приростом объема предложения и приростом цены.

Эл-ть предложения по цене отражает сте­пень готовности предприятия поставлять на рынок опреде­л.объем товара под воздействием возрастания цены. Коэфф-т эл-ти предложения по цене тради­ционно определяется как отношение процентного изменения объема предложения (следствие) к процентному (или одно­процентному) изменению цены на данный товар (причина).

Классификация степени эластичности.

Линия предложе­ния S свидетельствует о том, что параметры цены и объема предложения изменяются в одном и том же направлении. Поэтому коэффициент эластичности предложения по цене (Es/p) всегда имеет положительное значение.

Критерием отбора коэфф-та эл-ти предло­жения по цене - значение равное единице.

1. Линия предложения проходит через начало координат и образует с осью объема производства угол в 45 градусов. Мы имеем дело с эластичным предложением.

2. Если коэффициент эластичности по цене больше единицы, то предложение -высокоэластичное. Получается, что на один

процент изменения цены производитель реагирует несколькими процентами прироста объемов предложения.

3. Предложение -неэластичное, если коэфф-т эл-ти меньше единицы. В таком сл. линия предло­ж-я лишь незначит-но отклоняется

от вертикали.

4. Если коэфф-т эл-ти равен нулю, то это означает, что предлож-е абсолютно жесткое. Со стороны производителя нет реакции

на изменение цены. Объем предло­жения остается на одном ур-не. В итоге линия предложения занимает строго вертикал.предложение. Чем круче линия предложения, тем менее эластично предложение по цене. Чем положе кривая предложения, тем эластичнее предложение по цене. В последнем случае получается, что даже небольшое изменение цены сопровождается значительным приростом объема предложения.

Вывод: функция предложения выступает как функция производства.

Фактор времени.

Практика свидетельствует о том, что на сигналы рынка производители всегда реагирует с нек-рым опозданием. Поэтому положение производителя принципиально отличается от положения по­купателя. Покупатель, располагая денежными средствами, имеет возможность быстро совершать желаемые покупки. Производителю (продавцу) товара же, чтобы увеличить объем предложения, необходимо время для строительства новых корпусов, создания доп.производственных мощностей и т.п.

В эк. анализе -3 временных периода изменения ситуации на рынке про­давца: а) мгновенный; б) кратковременный; в) долговрем.период

Мгновенный период. Все факторы производства рассматри­ваются как постоянные. Принято считать, что в мгновенный период невозможно изменить объем выпуска. Поэтому линия предложения S1 //-на оси цен (ОР). Возрастающ.cпрос уравновешивается за счет роста цен на рынке.

Кратковременный период. В дан.случае одни ф-ры пр-ва (сырье, материалы, рабочая сила) рас­сматриваются как переменные, а др. (оборудование) - как постоянные. Объемы предложения возрастут, а сама линия предложения отклонится от вертикали по часовой стрелке вправо (линия S2). Так возни­кает угол «кратковре­м. реагирования» производителей на из­менение условий хозяй­ствования – S1AS2. При этом рост объема про­изводства дополняется заметным повышением цены.

Долговременныйпериод. В таких усл-ях все ф-ры пр-ва при­нято рассматривать как переменные. Производитель имеет возможность провести реконструкцию пр-ва. В от­расли вообще м.появиться новые предприятия. В итоге линия предложения S3 принимает пологий вид. При переходе от кратковрем-го к долговрем.периоду «давление производителя» на цену заметно снижается. Использование предприятием широк.перечня факторов, позволяющих эко­номить на издержках пр-ва, позволяет ограничиться меньшим приростом цены предложения.

Сдвиг кривой предложения. Кроме цены на объем пред­ложения непосредственное воздействие оказывают те обстоятельства, к-рые определяют ур-нь издержек пр-ва (цены на технологич.сырье, энергоресурсы и оборудование, изменение налогов, процентной ставки и заработной платы). Изменение дан.параметров означает трансформацию эк.условий хо­зяйствования, что со­провождается сдвигом линии предложения.

Предположим, что первоначально произ­водитель находится в т. А0. При цене P1 предприятие готово по­ставить на рынок объем продукции Q1. Допустим, снизилась цена на исходное сырье. =>, при сохранении прежней цены на продукцию (Pt) есть смысл увеличивать объем пр-ва. Так или иначе, но наш производитель отправляется в путь по горизонтальной линии - из точки А0 в точку А2, т. е. демонстрирует наращивание деловой активности.

Предположим, что в дан.примере мы имеем дело с пр-вом обуви. После удешевления технологич.сырья м. при той же цене больше производить продукции. Но, оказывается, что дом.хоз-ва не нуждаются в доп. объеме обуви. Тогда производитель вынужден отправиться по иному маршруту - из точки А0 в точку А1. Это означает, что обувная фабрика готова поставлять на рынок прежний объем обуви (Q1), но уже по более низкой цене (Р2 < P1).

Соединяя новые точки А2 и A1, мы определяем новую ли­нию предложения S2, к-рая возникла в результате измене­ния условий хозяйствования. Так определяется направление сдвига кривой предложения - вниз и правее.

Особые факторы сдвига линии предложения

а) налоговая политику; б) политика кредитования; в) гос. поддержку в виде субсидий, таможенных льгот и прочих преференций.

Налоги и сборы включаются в цену товара разными методами, при этом уменьшают размеры чистой прибыли, т. е. ограничивают финансовые источники для самофинансирования пр-ва. Жесткое налогообложение производителя высту­пает фактором, подавляющим развитие пр-ва. Наличие таких причинно-следственных взаимосвязей следует учитывать при разработке нац.стратегии эк.развития.

Субвенции и субсидии способствуют снижению издержек пр-ва, что в свою очередь стимулирует наращивание объема предложения. Такая форма поддержки предприятий используется, когда приходится иметь дело с производством «социально значимой» про­дукции. Финансовая поддержка со стороны гос-ва позволяет из­бежать убытков и создать приемлемые условия для предприятия.

Вывод: при анализе динамики предложения обнаружи­вается особое значение фактора времени, а также наличие широкого перечня внешних обстоятельств, определяющих общие условия хозяйствования.







Сейчас читают про: