Общественные кружки в 1830-1850 гг

Славянофилы и западники

«Славянофильство» – одно из крупнейших идейных, оппозиционных течений в русской общественной мысли. Представители – А.С. Хомяков, братья Киреевские, С.Т. Аксаков, А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин и др. Центральное место в теории славянофильства занимает вопрос о самобытности пути развития России, отличном от западного. По их мнению, государство на Руси сложилось на доверительных отношениях между народом и властью. На Руси сложились традиции соборности и свободы мнений, поэтому своеобразной чертой было отсутствие классового антагонизма и революционных потрясений. Традиционный путь развития был прерван реформами Петра I, и страна пошла по чуждому западному пути. Славянофилы резко критиковали петровское и послепетровское законодательство, оторванное от народных традиций и обычаев, критиковали самодержавие за его формализм и отсутствие народного представительства (в виде Земского собора).

В дискуссии со славянофилами в 1830-40 гг. сложилось течение западников, которые придерживались европейской модели либерализма. Основной костяк западников составляли Т.Н. Грановский, С.М. Соловьев, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, В.Г. Белинский и др. В отличие от славянофилов западники не противопоставляли исторические пути развития России и Запада. Они ориентировались на европейскую модель государства, считали, что европейское влияние было благотворным для России, положительно оценивали парламентаризм, считая его хорошим примером для реформирования российского самодержавия. В противоположность славянофилам западники возвеличивали Петра I.

Несмотря на многие важные различия западничества и славянофильства, у этих течений общественной мысли были и общие черты: отрицательное отношение к крепостному праву, всесилию чиновничества, подавлению прав и свобод личности; убеждение в необходимости коренных преобразований; надежда на то, что инициатором реформ выступит верховная власть, опирающаяся на поддержку передовой общественности.

Одной из особенностей постдекабристского общественного движения было развитие оппозиционных настроений в студенческой среде. Известность приобрели, прежде всего, оппозиционные студенческие кружки в стенах Московского университета: кружок братьев Критских (1826-1827 гг.), кружок Н.П. Сунгурова, кружок В.Г. Белинского, кружок Н.В. Станкевича. В основном кружки занимались просветительской деятельностью, интересовались вопросами философии и литературы, но часто поднимали политические темы, в некоторых кружках обсуждались планы революционной смены власти.

Самым радикальным был кружок М.В. Буташевича-Петрашевского (1848 г.). На паях с товарищами Петрашевский составил библиотеку запрещенной литературы, издал первый выпуск «Карманного словаря иностранных слов, вошедших в состав русского языка», как средство пропаганды социалистических и революционных идей. В 1849 г. 36 петрашевцев были арестованы и заключены в Петропавловскую крепость. Военный суд приговорил 21 человека к расстрелу (в т.ч. самого Петрашевского и Ф.М. Достоевского), но в последний момент смертная казнь заменена каторгой в Сибирь, остальных осужденных разослали по арестантским ротам.

7 РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ

ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: