Культурно-исторические предпосылки возникновения философии. Философия Древнего Востока (Индия, Китай)

НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Учебная литература

1.Горский, А. А. История России с древнейших времен до 1914 года: учеб. пособие для вузов / А. А. Горский; Гос. ун-т гуманитарных наук. – М.: Астрель, 2008. – 320 с.

2.Дворниченко, А. Ю. История России: учебник / А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Тот, М. В. Ходяков. – М.: Проспект, 2008. – 472 с.

3.История России. Справочное пособие /Полный курс подготовки к экзаменам, зачетам, тестированию. М: ООО «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2004. -318 с.

4.История России / под ред. проф. Зуева. – М.: Велби, 2008. – 320 с.

5.История России XIX – начала XX в.: учебник / под ред. В. А. Федорова. - М.: Проспект, 2009. – 536 с.

6.История России XVIII-XIX веков: учеб. пособие / под ред. Л. В. Милова; МГУ. – М.: Эксмо, 2009. – 784 с.

7.История России: учебник / А. С. Орлов [и др.]; МГУ. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Велби, Проспект, 2009. – 528 с.

8.Леонов, С. В. История ХХ века: Россия-Запад – Восток / Леонов С. В., Пономарёв Н. В., Родригес А. М. – М.: Дрофа, 2008. – 350 с.

9.Моряков, В. И. Основы курса истории России: учебник / В. И. Моряков, В. А. Федоров, Ю. А. Щетинов. – М.: Велби: Проспект, 2008. – 464 с.

10.Мунчаев, М. М. История России / М. М. Мунчаев, В. М. Устинов. – М.: Проспект, 2007. – 420 с.

11.Основы курса истории России / А. С. Орлов, В. А. Георгиев, А. Ю. Полунов, Ю. Я. Терещенко. – М.: Простор, 2010. – 430 с.

12.Россия в мировой истории: учебник для вузов. – 2-е изд., испр. и доп. / под ред. проф. В. С. Порохни. – М.: Логос, 2003. – 230 с.

13.Федцов В. Г. Новейшая история России (1985-2004 гг.): Учебное пособие. / Федцов В. Г., Федцова А. В., Новиков Ю. Ю., М.: Приор-издат, 2006. – 144 с.

14.Шевелев, В. Н. История России: конспект лекций: пособие для подготовки к экзаменам для студентов вузов / В. Н. Шевелев. – 4-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 219 с.

Научная литература

1.Аврех, А. Я. П. А. Столыпин и судьбы реформ в России / А. Я. Аврех. – М.: Политиздат, 1991. – 286 с.

2.Аганбегян А. Этюды экономического оптимизма во времена застоя // Экон. стратегии. – 2011. – № 9. – С.68-75; – № 10. – С.44-53; – 2011. – № 11. – С.42-81.

3.Аксютин, Ю. В. Новое о XX съезде КПСС / Ю. В. Аксютин // Отечественная история. – 1998. – № 2. – С. 108 – 110.

4.Анисимов, Е. В. Петр Великий: личность и реформы / Е. В. Анисимов. – СПб.: Питер, 2009. – 448 с.

5. Анфимов, А. М.Крестьянское хозяйство европейской России. 1881-1904 / А. М. Анфимов. – М.: Наука, 1980. – 239 с.

6.Бабиченко, Д. Эпоха Брежнева экономически обыграла наше время, но проиграла сама себе / Д. Бабиченко // Итоги. – 2011. – №43. – С.33-34.

7.Боффа, Д. История Советского Союза: в 2 т. / Д. Боффа. – М.: Наука,1990. – 320 с.

8.Бугай, Н. Ф. Проблемы реабилитации этнических общностей Северного Кавказа, 1950-1990 гг. / Н. Ф. Бугай // Российская история. – 2011. – №№ 2, 3.

9.Булдаков, В. П. Красная смута. Природа и последствия революционного насилия. 2-е изд./ В. П. Булдаков. – М.: РОССПЭН, 2010. – 967 с.

10.Великая Отечественная война Советского Союза 1941 – 1945 / Под ред. Хлевнюк О. П. – М.: Академия, 2002. –760 с.

11.Вернадский, Г. В. Киевская Русь / Г. В. Вернадский. – М.: Аграф, 1999. – 448 с.

12.Гайдар, Е. Т. Власть и собственность. Смуты и институты. Государство и эволюция: [сборник] / Е. Т. Гайдар. – СПб.: Норма, 2009. – 336 с.

13. Грегори, П.Экономический рост Российской империи (конец XIX - начало XX в.): Новые подсчеты и оценки / Пер. с англ. –М.: РОССПЭН, 2003. – 256 с.

14.Гумеров, Р. Косыгинская реформа: революция или эволюция? (По поводу статьи Ю.М. Голанда и А.Д.Некипелова) / Р. Гумеров, А. Крюкова // Рос. экон. журнал. – 2011. – № 6. – C.91-98.

15.Гумилев, Л. Н. Древняя Русь и Великая Степь / Л. Н. Гумилев. – М.: Эксмо, 2006. – 766 с.

16.Демкин, А. В. Внутренняя политика Екатерины I и Верховный тайный совет / А. В. Демкин. – М.: ИРИ РАН, 2011. – 260 с.

17.Древняя Русь в свете зарубежных источников: учеб. пособие для студентов вузов / М. В. Бибиков, Г. В. Глазырина и др. – М.: Логос, 2000. – 606 с.

18.Дымарский, В. Времена Хрущева. В людях, фактах и мифах / В. Дымарский. – М.: АСТ, Астрал, 2011. – 352 с.

19.Журавлев, С. Вековой переход из капитализма в капитализм / С. Журавлев // Эксперт. – 2012. – № 1. – С.40-47.

20.Журавлев, С. В. История современной России. Десятилетие либеральных реформ: 1991–1999 гг. / Журавлев, С. В., Соколов, А. К., Пихоя, Р. Г. – М.: Новый хронограф, 2011. – 312 с.

21.Зима, В.Ф. Человек и власть в СССР в 1920-30-е годы: политика репрессий /В.Ф. Зима. –М.: Собрание, 2010. – 240 с.

22.Зимин, А. А. Россия на рубеже XV-XVI столетий / А. А. Зимин. – М.: Мысль, 1982. – 336 с.

23.Ивантер, В. Это была бы другая страна / В. Ивантер // Эксперт. – 2012. – № 1. – С.70-73.

24.Ильин, В. В. Реформы и контрреформы в России / Ильин, В. В. Панарин, А. С., Ахиезер, А. С. – М.: Изд-во МГУ, 1996. – 400 с.

25.История России с древнейших времен до конца XVIII века: Учебное пособие / под. ред. Сахарова А.Н., Новосельцева А.П. – М.: МГУ, 2001. – 423 с.

26.Каменский, А. Б. От Петра I до Павла I: реформы в России XVIII века (опыт целостного анализа) / А. Б. Каменский. – М.: РГГУ, 2001. – 575 с.

27.Конышев, Д. Н. Государственная политика ограничения личного подсобного хозяйства (конец 1950-х-начало 1960-х гг.) / Д.Н. Конышев // Российская история. – 2011. –№ 3.

28.Ланцов, С. А. Политическая история России: учеб. пособие / С. А. Ланцов. – СПб.: Питер, 2009. – 347 с.

29.Леонтович, В. В. История либерализма в России: 1762-1914 / Под общ. ред. А. И. Солженицына. – М.: Русский путь, 1995. – 450 с.

30.Любавский, М. С. История царствования Екатерины / М. С. Любавский. – СПб.: Лань, 2001. – 230 с.

31.Макаркин, А. Брежневская модернизация: коллективизм и индивидуальность / А. Макаркин // Неприкосновенный запас: дебаты о политике и культуре. – 2011. – № 1. – С.10-20.

32.Максимова, Т. «Сталинизму – нет!» / Т. Максимова // Родина. – 2009. – № 3.

33.Мельников, С. А. Историко-правовые факторы эволюции Древнерусского государства (IX-XV вв.) / С. А. Мельников. – М.: Голден-Би, 2010. – 224 с.

34.Мир в XX веке/под ред. А. О. Чубарьяна. – М.: Наука, 2001. – 360с.

35.На пути к системному кризису: народное хозяйство СССР в 1964–1985 гг. // История экономики: учебник / под ред. О. Д. Кузнецовой, И. Н.Шапкина. – М.: РОССПЭН, 2001. – С.367-374.

36.Нарочницкая, Н. А. За что и с кем мы воевали / Н. А. Нарочницкая. –М: Минувшие, 2005. – 80 с.

37.Основные этапы формирования гражданского общества в странах Западной Европы и России в ХIХ – ХХ вв. / ред. С. П. Пожарская. -М.: ИВИ РАН, 2007. – 462 с.

38.Павленко, Н. И. Петр Великий / Н. И. Павленко. – М.: Мысль,1990. – 551 с.

39.Пайпс, Р. Россия при большевиках / Р. Пайпс. – М.: РОССПЭН, 1997. – 670 с.

40.Пантин, И. К., Плимак, Е. Г., Хорос, В. Г. Революционная традиция в России, 1783-1883 гг. – М.: Мысль, 1986. – 343 с.

41.Петр Великий: pro et contra. – СПб.: РХГА, 2003. – 1024 с.

42.Политические партии России. Страницы истории. –М.: “Российская политическая энциклопедия” (РОССПЭН), 2000. – 550 с.

43.Роберт, Дж. Шанс для мира. Советская кампания в пользу завершения «холодной войны». 1953-1955 годы / Дж. Роберт // Новая и новейшая история. – 2008. – № 6.

44.Россия в XX веке: Историки мира спорят. – М.: АСТ, 1994. – 230 с.

45.Россия на новом переломе: страхи и тревоги: [монография] / под ред. М. К. Горшкова, Р. Крумма, В. В. Петухова. – М.: Альфа-М, 2009. – 160 с.

46.Рыбаков, Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. / Б. А. Рыбаков. – М.: Наука, 1982. – 599 с.

47.Ситнин, В. Главные идеи хозяйственной реформы 1965 года и причины ее неудачи / В. Ситнин // Экон. политика. – 2007. – № 2. – С.80-96.

48.Скрынников, Р. Г. Россия в начале XVII в.: Смута / Р. Г. Скрынников. – М.: Наука, 1988. – 230 с.

49.Согрин, В. В. Политическая история современной России. 1985-1994: От Горбачева до Ельцина / В. В. Согрин. – М.: Наука, 1994. – 423 с.

50. Степанов А.Место России в мире накануне Первой мировой войны / А. Степанов // Вопросы истории. –1993. –№2. –С. 156-163.

51.Судьбы российского крестьянства/ под общ. ред. Ю. Н. Афанасьева. – М.: РГГУ, 1996. – 591 с.

52.Тойнби, А. Постижение истории / А. Тойнби. – М.: Прогресс, 1991. – 350 с.

53.Травин, Д. Я. Путинская Россия: от рассвета до отката / Д. Я. Травин. – 2-е изд., доп. - СПб.: Дело, 2009. – 480 с.

54.Трудные вопросы истории: Поиски. Размышления. Новый взгляд на события и факты / Под ред. В. В.Журавлева; сост. Н. М. Таранев. – М., 1991 –272 с.

55.Федоров, В. А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / В. А. Федоров, В. И. Моряков, Ю. А. Щетинов. - М.: Кнорус, 2006. – 230 с.

56.Фортунатов, В. В. Новейшая история России в лицах, 1917-2008 / В. В. Фортунатов. - СПб.: Питер, 2009. - 288 с.

57.Христофоров В. С., Н. С. Хрущев и Дж. Кеннеди: подготовка и проведение встречи в Вене в 1961 году. По документам российских архивов / В. С. Христофоров // Новая и новейшая история. – 2011. – № 3.

58.Христофоров, И. А. Судьба реформы: русское крестьянство в правительственной политике до и после отмены крепостного права (1830-1890-е гг.) / И. А. Христофоров. – М.: Собрание, 2011. –368 с.

59.Черепнин, Л. В. Образование Русского централизованного государства в XIV-XV веках / Л. В. Черепнин. – М., 1960.

60.Шмидт, С. О. Внутренняя политика России середины XVIII века // Вопросы истории. – 1987. – № 3. – С. 42-58.

Философия возникает в 7-6в.до н.э.в др. Греции,Китае,Индии.Тогда же в 7-6в. возникают первые попытки объяснить фил. Знания.Концепции фил-и:1)Платон,его идеи:философия возникает из удивления перед неизвестным.2)Аристотель:философия возникает из мифа; мифы существовали у всех народов мира,а философия возникает в 3-ёх историч.центрах.3)философия возникает как продолжение научного знания о действительности.

Особенности философии Древнего Востока (Древняя Индия, Китай) определяется спецификой его культуры. Основные черты культуры: - деспотизм государственной власти; - патернализм общественных отношений (характеризует культуру Китая) власть старшего; - культ личности. Философия – это вид творчества, творчество возможно исключительно в условиях свободы, а личной (индивидуальной) свободы Восток не знает. Философия на Востоке имела специфические формы своего выражения и долгое время развивалась в русле мифологических и религиозных представлениях. Философия на Востоке именуется пред-философией или дофилософским знанием.

Философия буддизма: Буддизм возникает в Индии, а в 3в. до н. э. – это государственная религия. В 7-9вв. до н. э. вытесняется из Индии индуизмом. Согласно Будде: 1. Жизнь – это страдание; бедность, старость и смерть – это то, что он увидел; 2. Причиной страдания являются желания; 3. Можно избежать страданий, для этого необходимо отказаться от желаний. Самое большое желание – это желание жить

Расцвет древнекитайской философии дотируется 7-6в.до н. э. Философия Древнего Китая направлена не внутрь человека, а во вне (на мир, на общество). Основными школами Древнего Китая были: конфуцианство, даосизм, легизм. Главными понятиями философии Древнего Китая являются Дао (тоже самое что и Брахман в Древней Индии) – универсальность закономерности бытия (путь богов). Дао образуется взаимодействием Инь и Ян. Ян – это небо, мужское начало, свет, добро. Инь – это земля, женское начало, тьма, зло. В конфуцианстве понятие Дао приобрело другое начало – это социальный порядок. В конфуцианстве идеал политического и государственного устройства находился в историческом прошлом. Идеальным считалось то государство и общество, которое исключает несправедливость и невежество.

3. Основные черты и школы античной философии: натурфилософский, классический, эллиптический периоды.

На протяжении VI-IV вв. до н.э. в Греции происходил бурный расцвет культуры и Ф. За этот период были созданы новое немиф. мировоззрение, новая картина мира, центральным элементом к-рой стало учение о космосе. Космос охватывает Землю, человека, небесные светила и сам небесный свод. Он замкнут, имеет сферическую форму и в нем происходит постоянный круговорот - все возникает, течет и изменяется. Из чего возникает, к чему возвращается никто не знает.

Под античной фил-й понимают совокупность фил. учений,выработанных в Др.Греции и Др.Риме.Выделяют 3 этапа: 1 - возникновение и становление VII-V в. до н.э. 2 - развитие зрелой классики V-IV в. до н.э. 3 - элленистический III в. до н.э.-VIв н.э.

Основные школы: - Милетская школа (Фалес,Анаксемандр, Анаксеменд)

Фалес: пытается найти субстанцию или первоначально сущую

- Пифагора школа: впервые употребляется понятие фил-я. Первоначало мира видел в часе.

- Эллейская школа (Парменид, Зинон).Основной вывод школы: бытие есть, а небытие -нет.

Бытие не имеет начало и конца. Оно вечно.Бытие непрерывно,поскольку любой разрыв непрерывности бытия означает его поворот в сторону небытия, которого нет.Бытие - неизменно,неподвижно.Любое изменение означает его поворот в сторону небытия.Бытие - едино,целостно.Части -это признак небытия,кот. Нет

Софисты: в корне меняют предмет исследования: они переключаются на проблему человека и в центр исследования ставят слово. Горгий, Протагор: основные положения их теории: Человек есть мера всех вещей, которые существуют т.к. они существуют, и которые не существуют, т.к. их нет. Впервые разделили законы природы и законы, созданные обществом. Софисты обращаются к мышлению человека. Протагор: утверждал, что всё возникает из-за чего-то или в связи с чем-то. Вещи он представлял как материю, которая меняется, но и человек тоже является изменяющейся материей. Человек есть мера всех вещей. Материя изменчива и текуча, мысли тоже. Абсолютной истины нет, но существует относительная истина. Протагор говорит, что наше познание зависит и от самого предмета, а также и от сознания которое формируется у человека.

Сократ: критиковал натурфилософию: если вода является источником всех вещей то откуда она сама взялась? Основной интерес Сократа сосредоточивается на вопросе о том, что такое человеческое сознание и кто такой человек. В центр он ставит нравственные проблемы. Сократ стремился искать истину сообща, в ходе бесед, отбрасывая всякие общепринятые мнения, пока не найдёт истину. Ирония Сократа: с помощью неё он порождал у своих собеседников сомнение в истинности всяких общепринятых мнений. Сократ стремился привести собеседника к такому знанию, в достоверности которого они убедились бы сами. Сократ пытался определить, что такое добро или справедливость. Сократ утверждал что только добродетельный человек может быть счастливым. Сократ был убеждён, что незнание является предпосылкой знания. Человек, если он не знает что-то и знает об этом, будет стремиться узнать это. "Познай самого себя". Учение Платона несостоятельно, т.к. восприятию доступен единичный экземпляр вида, который человек воспр-ет чув-но, но никак не сам этот вид. Мудрость состоит в познании блага, которое является достоянием любого отдельного лица, а целью жизни является не богатство, а спокойствие, основанное на отрешении от имущества, от наслаждения и т.п. Отсюда - идеал простоты, состояние презрения к нуждам, кроме основных,

С 4 века до н.э. начинает складываться так называемая эллинистическая философия. В узком смысле к эллинистическому периоду относят 4 век до н.э. и начала 1 века нашей эры. Прежде всего к эллинистической философии относят стоицизм, эпикуреизм, скептицизм. Позже появляются неоплатонизм и гностицизм. Эпикуреизм возникает в 4-3 веках до н.э. и существует вплоть до 4 века н.э. Родоначальник - Эпикур. Счастье для Эпикура – это служение себе, это самодостаточность индивида. Вершина счастья - безмятежный покой, полное отсутствие страдания. "Живи незаметно", говорил Эпикур, только в этом случае возможно достижение счастья. Отсутствие страданий тела и души как предел удовольствия достижимо с помощью разума. Философия как выражение разума становится "практической" философией. Главный вопрос "как жить?". Человек стремится к удовольствиям различного рода. Есть удовольствия неестественные и не обходимые (жажда власти). Существуют удовольствия естественные, но не обходимые (красивая одежда). Этих удовольствий нужно избегать, ибо они вызывают в душе пагубное для человека волнение. Стремится надо только к естественным и необходимым удовольствиям (утоление голода). Такие "ограниченные" удовольствия избавляют человека от многих ненужных волнений, делают его независимым, ничто не возмущает его покой. Удовольствия активные и пассивные. Процесс еды - удовольствие активное, много ценнее пассивное удовольствие, успокоение после еды. Также и любовь как активное наслаждение надо предпочесть дружбе – удовольствию пассивному. Скептицизм основан Пирроном (4 в. до н.э.). Просуществовал до 3 века н.э. Невозмутимость, покой, безмятежность, предельный случай которых - смерть, также являются идеалом для скептиков. Стоицизм возник в конце 4 века до н.э. и просуществовал до 3 века н.э. В течении стоицизма принято выделять три периода: Древняя Стоя (Зенон), Средняя Стоя (Посидоний), Поздняя Стоя (Сенека, Аврелий). Человек, чтобы быть достойным прекрасного и гармоничного целого, должен во всём следовать природе - отрешиться от житейских волнений, хаоса жизни, уйти в себя. Идеальное состояние мудреца - апатия (отсутствие страданий). В результате длительного самовоспитания мудрец становится способным управлять собой, следовать лишь разуму.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: