Тема 3. Философия Античности

Дополнительная

Основная

Литература

1. Канке В. А. Основы философии. М., 2003 г.

2. Пивоев В. М. История философии. Санкт-Петербург, 2002 г.

3. Пол Роланд. Откровения. Мудрость веков. М., 2000г.

4. Джейн Стивенсон. Философия. М., 2004 г.

5. Философия. Р-н-Д., 2003 г.

6. Философия: учебник для средних специальных заведений. М., 2002 г.

7. Губин В. Д. Основы философии. М., 2005 г.

1. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация: философия, наука, религия. 2-е изд. М.,1993.

2. Корнев В.И. Буддизм – религия Востока. М., 1990.

3. Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм: ранняя буддийская философия. М., 1994.

4. Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. М., 1994.

5. Шохин В.К. Брахманистская философия: начальный и раннеклассический периоды. М., 1994.

6. Шохин В.К. Первые философы Индии. М., 1997.

7. Кравцова М.Е. История культуры Китая: Учебное пособие. СПб., 1999.

8. Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао. М., 2001.

9. Малявин В. Конфуций. М., 1992.

10. Панферова Т.В. Человек в мировоззрении Востока. М., 1993.

11. Рубин В.А. Личность и власть в Древнем Китае. М., 1993.

12. Торчинов Е.А. Даосизм. СПб, 1998.


 
 


Вы будете изучать:

  • философию Античности досократовского, классического и эллинистического периодов;
  • основные направления философии Античности, повлиявшие на мировую философию и науку

Цели темы:

  • дать основное представление о философии Востока и Запада;
  • изучить тенденции развития философских школ Античности;
  • дать сравнительную характеристику философии Востока и Запада;
  • показать самоценность философской мысли и Востока и Запада.

После изучения темы вы сможете:

  • знать персоналии и терминологию философии Античности;
  • выявить сходство и различие философских концепций Востока и Запада;
  • знать специфику философских школ Античности;
  • выявлять тенденции культурного диалога Востока и Запада;
  • ориентироваться в огромном множестве мнений, верований и ценностей.

Античной философией называют философию Древней Греции и Древнего Рима (VII в. до н.э. – VI в. н.э.). Культурные достижения древнегреческого и древнеримского общества по праву считаются основой европейской цивилизации. Античная философия явилась главным источником развития европейской общественной мысли – философской, правовой, экономической и т.д.

По преданию у духовных истоков древнегреческой цивилизации стоят семь мудрецов, чьи идеи положили начало всей античной науке, философии, этике.

Каждый из семи мудрецов знаменит своей особой фразой, афоризмом:

Клеобул Линдский – «Мера важнее всего»

Хилон Спартанский – «Познай самого себя»

Периандр Коринфский – «Сдерживай гнев»

Питтак Метиленский – «Ничего лишнего»

Солон Афинский – «Наблюдай конец жизни»

Биант Приенский – «Худших всегда больше»

Фалес Милетский – «Ни за кого не ручайся»

Семерым мудрецам приписывали и другие уроки жизненной мудрости:

Не делай того, за что бранишь других.

О мёртвых говори хорошо, или ничего.

Чем ты сильнее, тем будь добрее.

Пусть язык не опережает мысли.

Не спеши решать, спеши выполнять решённое.

У друзей всё общее.

Суди о словах по делам, а не о делах по словам.

В развитии античной философии выделяют следующие этапы:

§ VII – V вв. до н.э. – досократовский;

§ V – IV вв.до н.э. – классический;

§ IV – I вв. до н.э. – эллинистический;

§ I в. до н.э. – VI в. н.э. – римский

Досократические школы Древней Греции возникли в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления.

Особенности философии досократовского периода:

§ ярко выраженный космоцентризм (тип философского мировоззрения, в основе которого лежит освоение окружающего мира и явлений природы), состоящий из космологии (учение об устройстве мира и его составных элементов) и космогонии (учение о происхождение мира);

§ повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы;

§ поиск первоначала, породившего всё существующее;

§ гилозоизм (одушевление неживой природы);

§ недискуссионный характер философских учений

Наиболее известные философские школы и представители досократовского периода:

Милетская школа.

Существовала в Древней Греции в VI в. до н.э. и получила своё наименование от названия города, где она была основана: Милета – крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии.

Философы милетской школы выступали с материалистических позиций. Занимались не только философией, но и другими науками – точными и естественными. Пытались объяснить законы природы (за что получили своё второе название – школа «физиков»). Искали первоначало – субстанцию, из которой возник окружающий мир.

Представители:

Фалес (примерно 640 – 560 гг. до н.э.) – основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих учёных и философов. Оставил большое научное и философское наследие.

Основные взгляды:

§ первоначалом всего существующего считал воду. Вода сгущаясь, превращается в землю, разжижаясь – в воздух, а воздух, сгущаясь, превращается в огонь. В мире происходит круговорот этих четырёх стихий, но главной стихией является вода. Воды на Земле больше, чем суши, вода составляет большую часть живых организмов;

§ представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде;

§ считал, что неживая природа, все вещи имеют душу;

§ считал центром Вселенной Землю;

§ точно определил продолжительность года – 365 дней;

§ сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса).


Анаксимандр (610 – 540 гг. до н.э.) – ученик Фалеса.

Основные взгляды:

§ первоначалом всего существующего считал «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой всё возникло, всё состоит и в которую все превратиться;

§ вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): всё живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;

§ первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных.

Анаксимен (546 – 526 гг. до н.э.) – ученик Анаксимандра.

Основные взгляды:

§ первопричиной всего существующего считал воздух;

§ выдвинул идею о том, что все вещества на Земле – результат различной концентрации воздуха (воздух сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем – в почву, камень и т.д.);


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: