ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Литература
Серьёзное изучение русской церковной истории началось в XIX (отчасти XVIII веке). Как ни странно, но первым, кто пришел к мысли о подготовке труда по истории Русской Церкви был датчанин Бурхард Селль. Он преподавал в 1734–1737 годах в Александро-Невской семинарии латинский язык.
Селль подготовил (но не опубликовал) несколько сочинений справочного характера. Одно из них – «Русская иерархия», включает в себя сведения о нашей иерархии, о значимости епископских кафедр в разные периоды русской истории, о всероссийских митрополитах и патриархах, о всех епархиальных архиереях, о церковных Соборах, о важнейших монастырях и их настоятелях, о церковных учебных заведениях, о святых и мучениках. Все сведения сопровождаются ссылками на источники (указания из каких летописей, книг и т.д. взята информация). Впоследствии этот труд с небольшими поправками и дополнениями целиком вошел в Евгениевско-Амвросиевскую «Историю российской иерархии». Называется она по имени авторов: митрополита Евгения (Болховитинова) и его помощника иеромонаха Амвросия (Орнатского). Вышла эта книга в шести томах в Москве в 1807 – 1815 годах.
Следует отметить «Краткую российскую церковную историю» в двух томах изданную в 1805 году митрополитом Платоном, и неизданное «Начертание истории греко-российской Церкви» протоиерея Петра Алексеева, составленное в конце XVIII века.
Серьёзные научные труды под одинаковым названием «История Русской Церкви» принадлежат русским архиереям XIX века: архиепископу Черниговскому Филарету (Гумилевскому) и митрополиту Московскому Макарию (Булгакову).
Отметим труды по русской церковной истории Е.Е.Голубинского, П.В.Знаменского и А.П.Доброклонского.
В ХХ веке ценными трудами по истории Русской Церкви отметились эмигранты: Е.Сумароков, А.Карташев и Н.Тальберг.
В СССР велась атеистическая пропаганда и все, связанное с Церковью подавалось в очень искаженном виде. Как пример приведем книгу Н.Никольского «История русской церкви» вышедшую в 1930 году и неоднократно переиздававшуюся.
В 1997 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II к 850-летию Москвы был переиздан труд митрополита Макария (Булгакова) «История Русской Церкви». Но поскольку книга митрополита Макария охватывает период по XVII век включительно, к изданию были сделаны добавления: работа И.К.Смолича охватывает период с 1700 по 1917 годы, а протоиерея Владислава Цыпина – период с 1917 по 1997 год.
1. Составьте в тетради краткий рассказ о святом, имя которого вы носите.
В Иисусе Христе все эти теории получили опровержение.
Христос сделал так, что истина, которая была явлена в теории, практически жила на земле.
Ø Кто мы истинные или не истинные ученики?
Это отношение верующего к истине на практике, а не просто знание.
Ин 8:31 Тогда сказал Иисус к уверовавшим в Него Иудеям: если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики,
Ø Путь к Богу явлен в истине, которая определяет, какой должна быть наша жизнь.
Ø Многим людям истина нравиться до той поры пока она не начинает исправлять их самих и их жизнь.
Ин 14:6 Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня.
Ø Ученики видели, что Христос живет по истине. Это и привлекало их к Нему.
Ин 6:67-68 Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? 68 Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни:
Евр 1:1-2 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, 2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.
III. Бог открывает Свою мудрость
- Вселенная переполнена информацией.
- В институтах не создают законы, а всего лишь открывают их.
- До сих пор все законы не открыты и не разгаданы.
Ø Когда мы говорим о воплощении Христа, то тут ученые вообще даже приблизится не могут, а не то, чтобы разгадать и объяснить.
1 Тим 3:16 И беспрекословно-- великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе.
Лук 1:34-35 Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? 35 Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.
Рим 11:33 О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и не исследимы пути Его!
IV. Бог открывает Свою святость
· Существует мнение, что Бог ВЗ строгий, а Бог НЗ Христос мягкий и любящий, безобидный. Живет и всех прощает.
· Во Христе явлена святость
· Святость была явлена на Синае, когда Бог давал закон.
· Святость была явлена когда Надав и Авеуд внесли чуждый огонь святилище.
· Перед тем как зайти в Скинию должна была принесена жертва.
Ø Во Христе Божья святость проявилась на абсолютно другом уровне.
Ø Отец – по причине Своей святости - поражает Своего Сына на голгофском кресте.
1 Пет 1:16-19 Ибо написано: будьте святы, потому что Я свят. 17 И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего, 18 зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, 19 но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца,
ВЫВОД
Распятие Христа показывает на сколько серьезно Бог Отец относиться ко греху.
При всей Его любви внутри Троицы, Он идет на убийство Своего Сына, чтобы показать нам, что ОН СВЯТ, СВЯТ, СВЯТ
Рим 5:8-9 Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. 9 Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.
Кол 1:19-22 ибо благоугодно было [Отцу], чтобы в Нем обитала всякая полнота, 20 и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное. 21 И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, 22 ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, [чтобы] представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою,
ВЫВОД
Между ВЗ и НЗ нет ни какого разрыва или несоответствия.
V. Бог открывает Свое могущество
Во вселенной катастрофически много энергии.
Ø Бог главный Энергетик во вселенной.
Ø Мы согласны, что Бог управляет вселенной
Ø НО мы не согласны что Бог управляет нашей жизнью.
Ø Самая большая энергия была проявлена в Иисусе Христе. КАК?
Ø Когда войны увидели вышедшего на встречу им Христа и сказавшего им «Вот я», то попадали все храбрецы.
Лук 22:53 Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы.
Ин 19:10-11 Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? 11 Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше;
Еф 1:18-20 и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, 19 и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его, 20 которою Он воздействовал во Христе, воскресив Его из мертвых и посадив одесную Себя на небесах,
Христос на себе продемонстрировал, что Бог сильнее смерти.
Рим 8:11 Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.
VI. Бог открывает во Христе жизнь
- Христос принес в Себе ту жизнь, которая была оставлена на небесах.
- Человек согрешил и оборвал связь с жизнь и стал подвержен тлению.
Ин 1:3-4 Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. 4 В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
1Ин 1:1-2 О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни,-- 2 ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам,-
1Ин 1:3-4 о том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами: а наше общение-- с Отцом и Сыном Его, Иисусом Христом. 4 И сие пишем вам, чтобы радость ваша была совершенна.
Ин 6:57 Как послал Меня живой Отец, и Я живу Отцом, [так] и ядущий Меня жить будет Мною.
Характеристики Жизни:
1. Это жизнь святости
1Ин 3:9 Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя (жизнь) Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога.
- Верующий будет бороться с грехом
- Церковь отлучает тех, кто одобряет грех.
2. Это жизнь смирения.
- Мы осознаем и соглашаемся с тем, что наша жизнь нам самим уже не принадлежит.
Ин 6:38 ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца.
Фил 2:8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной.
ПРОБЛЕМА
Многие бы хотели иметь Божью жизнь в избытке, но
Проблема в том, что чем больше жизни Божьей, тем меньше жизни нашей.
3. Это жизнь уверенности
Ø Христос уверен в Отце
· Отец благой
· Отец сильный
· Отец мудрый
· И вот что Ему нужно делать - это выполнять волю Отца
Ø Вот откуда у Христа такая свобода и уверенность.
- В этой свободе нет наглости
- Эта свобода основана на Смирении
- Что бы с Ним не происходило Он спокоен потому, что живет жизнью Отца
Ин 10:26-29 Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам. 27 Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною. 28 И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей. 29 Отец Мой, Который дал Мне их, больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего.
VII. Бог открывает Свою славу
· Христос гармоничный человек.
Ин 1:14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца.
· Христос показал прославленное тело на горе преображения.
2 Пет 1:16-17 Ибо мы возвестили вам силу и пришествие Господа нашего Иисуса Христа, не хитросплетенным басням последуя, но быв очевидцами Его величия. 17 Ибо Он принял от Бога Отца честь и славу, когда от велелепной славы принесся к Нему такой глас: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение.
· Теперь нам оставлено повеление излучать славу Христа в своей жизни.
1 Пет 2:9 Но вы-- род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет;
Еф 5:1 Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные,
Евр 1:1-2 Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, 2 в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил.
Стал ли Иисус Христос для вас откровением Бога?