Литература
1. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонения в развитии. – М., 1973. – С. 37 – 46.
2. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. – М., 1985.
3. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Под ред. Т.А. Власовой и В.Г. Петровой. – М., 1981. – С. 5-17, 143 – 176.
4. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика. – М., 1988. – С. 4-62.
5. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. – М., 1988
6. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М., 1979.
7. Учащиеся вспомогательной школы: клинико-психологическое изучение / Под ред. М.С. Певзнер, К.С. Лебединской. – М., 1979. – С. 6-36.
8.Трошин О.В. Специальная психология и педагогика.- Н. Новгород,1999.- Т.8.
9.Трошин О.В. Основы специальной психологии.- Н. Новгород, 2000.
Лекция 18. Психологические особенности умственно отсталых детей
Умственно отсталым называют ребенка, у которого наблюдается стойкое значительное нарушение познавательная деятельность вследствие глубокого органического поражения головного мозга (Рубинштейн С.Я., 1986). Этим умственная отсталость отличается от ЗПР, при которой имеется не нарушение, а умеренная задержка развития познавательной деятельности, причем оно носит временный характер. Кроме того, при ЗПР отмечается незначительное мелкоочаговое поражение мозга. А при умственно отсталости поражается практически вся поверхность коры головного мозга и большинства ВПФ.
|
|
Педагогическая запущенность является не только кратковременной неуспеваемостью ребенка, обусловленной социальными факторами и не связана с органическим поражением мозга Состояние обусловлено дефицитом социальной информации вследствие социально-психологической депривации (социально-депривационный дефицит).
В свою очередь, умственная отсталость подразделяется на олигофрению и деменцию. Олигофрения преобладает среди воспитанников вспомогательных школ. Переводится как "малоумие" и означает психологическое состояние интеллектуального недоразвития, возникающее в результате поражения ЦНС ребенка в в доречевом периоде. Причинами являются наследственные заболевания и внутриутробные повреждения плода, родовая травма и асфиксия, заболевания новорожденного. Характерен ранний срок возникновения интеллектуальных отклонений, отсутствие его дальнейшего прогрессирования.
Г.Е. Сухарева (1965) выделяет ряд общих психологических особенностей детьми при олигофрении: дефицит любознательности, потребности в новых впечатлениях, недостаточность познавательных интересов, слабость ориентировочной деятельности; сниженная восприимчивость к новому, плохая обучаемость. Затем присоединяется малый запас слов и представлений, конкретность и поверхностность мышления, слабость обобщений, незрелость эмоционально-волевой сферы.
|
|
Второй формой умственной отсталости является деменция - это текущее заболевание ЦНС с постепенным распадом сформированных психических функций; развивающееся чаще в возрасте после трех лет (послеречевом). Наиболее часто встречаются шизофреническая, эпилептическая, а также сосудистая и травматическая формы деменции.
Традиционно по степени умственная отсталость делится на идиотию, имбецильность и дебильность. В соответствие с международной классификацией рассматривается интеллектуальная недостаточность (легкая, средняя и глубокая).