Развитие речи

Ощущения и восприятие

У умственно отсталых детей отмечается замедленность и суженность зрительного восприятия. Скорость восприятия обьектов примерно в 2 раза ниже, чем у обычных детей. Значительное снижение объема воспринимаемого материала сопровождается тем, что в поле зрения они одновременно видят меньше признаков одного обьекта. Эта особенность восприятия связывают с замедлением движений взора.

Узость, замедление скорости восприятия мешает ребенку ориентироваться в новой обстановке, решать новую задачу. Он плохо воспринимает связи между объектами, смысл обстановки, что приводит к дезориентации.

Умственно отсталые плохо различают выражение лица человека, сюжет картинок, не понимают перспективы, светотени и т.д. Это свидетельствует о выраженной недифференцированности восприятия. Они плохо узнают также сходные предметы, цвета, не выделяют частные признаки объектов.

В процессе познавательной деятельности умственно отсталый ребенок не стремится рассмотреть предмет во всех деталях, оценить его свойства и функции. Это связано с низкой активностью восприятия.

Поэтому они хуже воспринимают перевернутые фигуры, распознают их пространственное расположение и глубину изображения на картинке. Рассматривая картинку часто руководствуются первым случайным впечатлением, ориентируются на яркие, привлекательные свойства. При чтении стремятся угадывать смысл слова по нескольким первым буквам.

Кроме того, умственно отсталые дети хуже опознают предметы на ощупь (астереогноз). Страдает способность различать звуки речи (фонематический слух). Нарушается восприятие времени и пространства.

Слуховое различение слов и фраз возникает значительно позже. Поэтому речь немногословная и неправильная. Это объясняется поражением коры мозга с замедленной выработкой дифференцировочных условных связей во всех анализаторах. Также замедляется динамика нервно-психических процессов и установление динамических связей между анализаторами.

Недоразвитие речи в основном связано с несформированностью условных связей в слуховом анализаторе. Поэтому ребенок долго не усваивает новые слова и словосочетания. При сохранности неречевого слуха (восприятие тонов, шумов), он плохо различает обращенную речь взрослых, воспринимая ее слитно.

Кроме того, слабое развитие фонематического слуха приводит к замене отдельных звуков другими, затрудняется звуковой анализ слова. Плохо различая на слух окончания слов, он не усваивает грамматические формы.

Также замедляется темп развития артикуляции, т. е. комплекса движений, необходимых для произнесения слов. Это связано нарушением формирования связей в области двигательного анализатора. Точность моторных речевых импульсов корректируется с помощью слуха и мышечного чувства. При их недоразвитии отмечается неправильное звукопроизношение. В свою очередь нечеткость произношения тормозит развитие качества слухового восприятия.

Словарный запас значительно меньше, причем имеется большая разница между пассивным и активным словарем. Кроме того, умственно отсталые мало используют прилагательные, глаголы, союзы. Нарушен грамматический строй речи, фразы односложны, упрощены и имеют конкретный смысл. Переставляя в предложении, разделяя фразы часто нарушают его смысл.

Плохо разделяя слово на буквы, пишут с ошибками. Имеются затруднения при написании самих букв, что в целом искажает почерк. При обучении письму и чтению выявляются нарушения со стороны зрительного анализатора и пространственной ориентировки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: